Мало кто вспомнит, но Роберт Петрович Эйдеман был тем, кого в 1930-е годы называли самым настоящим "любимцем Сталина".
Еще бы… кавалер Ордена Ленина, председатель ключевого оборонного общества Осоавиахим, строит будущее советской авиации. Его имя было на слуху, карьера безупречна, статус казался незыблемым. Все ждали, что еще чуть-чуть и этот комкор станет маршалом. Именно поэтому последовавшие за встречей со Сталиным события выглядят как что-то такое, что сложно описать словами...
В мае 1937 года система, которую он строил, внезапно обернулась против него. Не поверите, но между его арестом и последующим за этим расстрелом прошло всего каких-то двадцать дней.
Но что нужно сделать, чтобы так быстро превратиться из национального героя в "предателя Родины"? Почему личные заслуги и даже личное доверие Вождя оказались бессильны перед сфабрикованными тремя вопросами закрытого суда? Давайте скорее разбираться!
Взглянув на Роберта Петровича Эйдемана в начале 1930-х, увидеть в нем будущего "врага народа" было не просто сложно, а просто-напросто невозможно!
Ведь в то время это был не просто командир Красной Армии, это был комкор, награжденный целым Орденом Ленина. Награждение случилось в 1933 году, случилось за огромный вклад в оборону страны.
Как все мы знаем, что начиная с 1934-го по 1937-й год он возглавлял тот самый Осоавиахим СССР, занимаясь делом, которое Сталин считал критически важным.
Все же помнят, чем занимался тогдашний Осоавиахим? Если кто-то забыл, напомню, тот был занят развитием аэроклубов, планеризма и военной подготовкой молодежи.
Не удивительно, что, понимая, что будущее РККА зависит от кадров и авиации, Эйдеман стал одним из ключевых архитекторов оборонного потенциала.
Его прочили в высшие эшелоны военно-политической иерархии страны. Близость к руководству, безупречная биография, личные заслуги на передовой Гражданской, все это дело создавало мощнейший невидимый ореол неприкосновенности. И потому его падение казалось не только нелогичным, но и попросту невозможным.
Были ли причины для той самой "вышки"? Как выяснится после того как она состоялась, что с приговором было, мягко говоря, не все так гладко.
Ожидание было однозначным: герой, признанный лично Вождём, должен был продолжить карьерный рост. Но реальность 1937 года оказалась куда более страшной (как минимум для нашего сегодняшнего героя) и достаточно абсурдной - вместо дальнейшего продвижения по службе 22 мая 1937 года Эйдеман был неожиданно арестован, а уже 12 июня казнён по обвинению, которое звучало бы нелепо в любой другой стране мира, любой, но только не в тогдашнем СССР.
Глядя на его послужной список, осознаёшь, что Роберт Эйдеман обладал колоссальным авторитетом в РККА. Он был автором многочисленных статей и книг по военным вопросам, признанным специалистом. Его деятельность на посту председателя Осоавиахима не просто была успешной - она была триумфальной.
За достаточно короткое время он создал целую систему, которая всего за несколько лет подготовила тысячи лётчиков и парашютистов, заложив основу того, что пригодилось нашей стране в сорок первом. Эти успехи, по логике вещей, должны были быть гарантией его безопасности, его "охранной грамотой". Должны...
Все эти заслуги были перечеркнуты одним событием - внезапным арестом 22 мая 1937 года. Для его соратников это стало не просто шоком, а полным разрушением представлений о самом важном по моему личному убеждению - логике.
Таким образом человек, своим личным умом добившийся триумфа, восхищения, недавно стоявший на трибуне рядом с членами Политбюро, мгновенно оказался в статусе врага народа. Как? Почему? Что именно он сделал, чтобы заслужить столь страшную и быструю кару?
Но что самое печальное, что за те 20 дней на все его заслуги даже внимания не обратили. Словно их не было, ей Богу...
И понятное дело почему, ведь главным противником Эйдемана стала не военная сила, а политическая машина, которую он сам, возможно, недооценивал. Ему было предъявлено стандартное, но от того не менее смертоносное обвинение в участии в "антисоветской троцкистской военной организации".
Понимая, насколько легко фабриковались такие обвинения, мы видим, что его личные, кровью и потом добытые заслуги и даже целый Орден Ленина оказались бессильны против сфабрикованной системы.
Процесс, решивший его судьбу, стал воплощением всей порочности политической чистки. Это было Специальное судебное присутствие Военной коллегии Верховного Суда СССР, а прошло оно 11 июня 1937 года. Особенность процесса - его секретность и невероятная скорость. Это был суд-скороход, кажется, что тот страшный приговор был мысленно озвучен еще до того, как обвиняемый переступил порог. О какой справедливости могла идти речь, если в ходе этого закрытого судебного заседания Эйдеману, по свидетельству историков, было задано всего три вопроса. Три вопроса! В то время как его имя украшало все плакаты всего тогдашнего Осоавиахима...
Герой, привыкший принимать решения и побеждать, оказался в ловушке, где его воля, его логика, его факты были абсолютно не важны. Фокусируясь на деталях этой секретности, на бессилии заслуг перед бездушной машиной, можно подчеркнуть, что для тогдашней системы он был лишь функцией - функцией, которую необходимо было устранить в рамках генеральной чистки. Это был не суд над преступником, а церемониальное устранение угрозы для нового политического курса.
Не поверите, но приговор (высшая мера наказания) был приведён в исполнение уже на следующий день, 12 июня 1937 года. Арест, суд, расстрел.
Для всего вышеперечисленного понадобилось всего три недели. Но в чем же заключалась истинная, не сфабрикованная "провинность" этого героя? Давайте попробуем разобраться.
Ключевой секрет прост и страшен одновременно: истинная "провинность" Роберта Эйдемана заключалась в его близких личных и деловых связях с теми представителями высшего военного командования, которые уже были репрессированы или намечены к тем самым репрессиям, прежде всего - с Михаилом Тухачевским и другими видными фигурами.
Как позже выяснится, что он был не заговорщиком, а "попутчиком" - человеком, попавшим под уничтожающий вал чистки командного состава РККА. Его казнь стала лишь одним из звеньев в цепи устранения конкурентов и неугодных, которая велась в рамках знаменитого "дела Тухачевского". Обвинение было полностью сфабриковано, что, к счастью, спустя годы было доказано.
Развязка, а точнее, моральное восстановление справедливости, пришла лишь через 20 лет, в эпоху той самой оттепели - 31 января 1957 года Роберт Эйдеман был полностью посмертно реабилитирован Военной коллегией Верховного Суда СССР за отсутствием состава преступления.
Эйдеман был захоронен в общей могиле. Глядя на то, что происходило с его семьей, осознаёшь, что террор не ограничивался одной жертвой. Мало кто знает, что на вдову легла тяжелейшая задача по восстановлению доброго имени мужа. Именно её усилия после ухода Сталина и в период XX съезда КПСС привели к официальному определению о реабилитации в 1957 году. Это не просто юридический акт, а моральное восстановление справедливости для семьи и страны.
Что тут еще сказать...? Очень жаль, что рядом с реальными предателями, о которых я не раз рассказывал на страницах своего канала попадались и такие люди как Роберт Эйдеман. Как по мне, о таких осечках нужно знать каждому, ведь правда частенько бывает не такой красочной, как хотелось бы, но от этого она не становится неправдой.
Ставьте палец вверх, если понравилась моя сегодняшняя статья и вы считаете так же.
Подписывайтесь, будем знать, будем писать, будем помнить о нашей истории вместе!
Кстати, а вы знали о реальной истории Роберта Эйдемана? Пишите свои ответы в комментариях.