Найти в Дзене

Путь предпринимателя — это не делать то, что ты любишь

Путь предпринимателя — это не делать то, что ты любишь. К сожалению. Я вырос из специалиста. Я обожал (и до сих пор понимаю) работу с трафиком: Яндекс.Директ, SEO, Google, соцсети — я прошел через всё это руками. И когда ты стартуешь бизнес, кажется, что ты просто будешь делать эту классную работу, но в большем масштабе. Но фишка в том, что задача предпринимателя — не настраивать рекламу. Задача предпринимателя — каждый день «уворачиваться» от новостей и решать вопросики, чтобы бизнес вообще существовал. Сейчас я живу в режиме «юрист + бухгалтер + дипломат + HR» в трех юрисдикциях сразу: Россия, Узбекистан и США. В этом году наше подразделение в Узбекистане стало плательщиком НДС, я об этом уже писал тут. Мы это пережили, процессы перестроили. Но с 1 января меняется законодательство в РФ. Мы должны начать платить НДС. Да, только 5%, а не 22%, но все же. Чтобы вы понимали всю соль ситуации, есть жесткая математика профессиональных услуг: Если маржинальность бизнеса > 50%, то при п

Путь предпринимателя — это не делать то, что ты любишь. К сожалению.

Я вырос из специалиста. Я обожал (и до сих пор понимаю) работу с трафиком: Яндекс.Директ, SEO, Google, соцсети — я прошел через всё это руками. И когда ты стартуешь бизнес, кажется, что ты просто будешь делать эту классную работу, но в большем масштабе.

Но фишка в том, что задача предпринимателя — не настраивать рекламу. Задача предпринимателя — каждый день «уворачиваться» от новостей и решать вопросики, чтобы бизнес вообще существовал.

Сейчас я живу в режиме «юрист + бухгалтер + дипломат + HR» в трех юрисдикциях сразу: Россия, Узбекистан и США.

В этом году наше подразделение в Узбекистане стало плательщиком НДС, я об этом уже писал тут. Мы это пережили, процессы перестроили. Но с 1 января меняется законодательство в РФ. Мы должны начать платить НДС. Да, только 5%, а не 22%, но все же.

Чтобы вы понимали всю соль ситуации, есть жесткая математика профессиональных услуг:

Если маржинальность бизнеса > 50%, то при переходе на НДС (22%) компания выживает.

Если маржинальность < 30% (а в агентском бизнесе, где основные косты — это ФОТ, она почти всегда такая), то НДС (22%) — это смерть.

Бизнес просто погибает, если не поднять цены. НДС — это налог сверху. Минимум 5%. Готовы ли наши партнеры платить больше на ровном месте? Многие верстают бюджеты на год вперед. У нас есть плановая летняя индексация, к ней все привыкли. Но вот этот «сюрприз» от государства в планы не входил. Хотя слухи ходили долго про это.

И сейчас моя главная задача — не креативы придумывать, а найти способ законно «увернуться» от этого удара, чтобы не перекладывать эти расходы на партнеров и сохранить отношения, которые мы строили годами.

Мы специально оттягивали этот момент, но в начале 2026 года мы открываем еще одно юрлицо — теперь в Штатах. Партнерам удобнее платить местной компании, и мы обязаны под это адаптироваться.

Итого: Быть предпринимателем — это когда ты пытаешься удержать маржинальность, жонглируешь налоговыми кодексами трех стран, ведешь переговоры о том, как не повышать цены, и при этом...

...при этом ты обязан делать классный продукт.

Потому что, несмотря на все эти финансовые и юридические квесты, мы по-прежнему живем без отдела продаж (я пока так и не сформировал конечного мнение хорошо это или плохо). Вообще. Все наши новые проекты — это рекомендации текущих партнеров.

P.S. Спасибо всем, кто нас рекомендует. Это мотивирует решать любые бюрократические ребусы, чтобы вам с нами было комфортно и выгодно работать.