Занимаясь повседневными делами, я по какой-то надобности заглянула в шкаф, и мой взгляд зацепился за разноцветные корешки альбомов с фотографиями разных лет. Рука сама потянулась за одним из них, и все дела, казавшиеся такими важными ещё несколько минут, как-то плавно отошли на второй план. Со страниц альбома на меня смотрели родные лица. Те, которых уже нет рядом, и те, кто радует просто тем, что они у меня есть и я их люблю. Перед глазами пронеслась моя жизнь, запечатленная на фотопленке. Вот черно-белые снимки раннего детства. Родители, молодые и счастливые. Детский сад, школьные годы, праздники, поездки, каникулы в деревне у бабушки с дедушкой.
В следующем альбоме — уже фотографии, наполненные цветом. Опять, как кадры хроники, мелькают моменты жизни, бережно сохраненные на фотобумаге.
Передо мной коленкоровый альбом с фотографиями родственников мужа. Здесь можно увидеть пару фотографий, наклеенных на многослойный картон, который назывался фотографическое паспорту, а на обороте — реклама фотоателье, чтобы зря свободное место не пропадало, а клиентов завлекало.
В те годы визит к фотографу был очень значимым событием. И люди относились к нему со всей серьезностью. Наверное, поэтому с тех снимков на нас смотрят суровые лица наших прадедов и немного испуганные — их жён и детей. На тех немногих фотокарточках на картоне, которые мне довелось увидеть, на лицах не было даже намёка на улыбку. Одеты были все нарядно, я думаю, в самое лучшее, что имели. Ведь фотокарточки, размещённые в одной большой раме под стеклом, занимали центральное место на стене в парадной комнате, и было их всего несколько за всю жизнь.
А вот альбом, обтянутый малиновым бархатом. Это «дембельский» альбом мужа. С каким старанием и любовью он сделан. Видно, что над ним трудились не одну неделю.
Муж рассказывал, что начал его делать за несколько месяцев до демобилизации. В нем его фото во время службы в армии, сослуживцев, родных, которые ждали и переживали за него дома. Доставал его изредка, рассматривал фотографии и долго сидел молча, думая о чем-то о своем.
Многие, наверное, помнят, как в 90-х годах у нас в стране появились компактные пленочные фотокамеры, которые в народе прозвали «мыльницами» за их сходство с обычными мыльницами, небольшие размеры и ещё за то, что часто «мылили», не попадая в фокус. Приобрести это «чудо техники» можно было за вполне умеренную цену, если выбирать не модели мировых брендов, а ширпотреб. Вот когда начался фото-бум. Фотографировали всё, что надо и не надо🙂.
А получить готовые фотографии не составляло большого труда. Отснятую пленку сдавали в одну из многочисленных мини-фотолабораторий. За небольшие деньги можно было заказать печать кипы фотографий. Ещё и на выбор: глянцевые или матовые. Сколько всего было запечатлено в те годы. Потом, со временем, кое-что было отфильтровано и уничтожено за ненадобностью или из-за плохого качества съемки. Интересно, что фотографированием тогда, впрочем, как и сейчас, увлекались все, от мала до велика. Я помню, моя свекровь регулярно приносила домой пачки фотографий внуков. Нам было тогда смешно, а сейчас и сама только успеваю щелкать камерой телефона.
Ещё у меня в альбоме есть несколько снимков, сделанных «Полароидом». Первые такие аппараты появились в стране в конце 80-х, а в начале 90-х годов в тогда ещё СССР было открыто их производство под контролем американской компании. Такие фотоаппараты были для нас в диковинку. Сфотографировал, и вот сразу фотография готовая тебе. У меня такого аппарата не было. Сам он был дорогой, да и кассеты для него тоже. Как-то прошел мимо. А фото делали друзья, у которых такой имелся. Но большой популярности он обрести не успел, так как наступила эра цифровых технологий
В середине нулевых сын уговорил купить цифровой фотоаппарат «Олимпус», модель уже не помню, который мне совсем не понравился, так как не всё в нем было понятно и во многих его функциях я так до конца и не разобралась. Поэтому фотографий в период его использования стало намного меньше. Я сейчас точно не помню, но, кажется, все снятое надо было перекачать в компьютер, а оттуда — на флешку, и только потом сделать фотографии.
Ну а сейчас фотокамера у нас при себе 24/7. Появилась возможность снимать в неограниченном количестве, если не хватит памяти телефона, вставляй дополнительную SD-карту. Но скажите, пожалуйста, а много ли бумажных фотографий за последнее время появилось у Вас? Тех, которые можно поместить в альбом и потом рассматривать вместе с близкими на его страницах, а не глядя на экран.
Сейчас у каждого в телефоне своя галерея, свои альбомы, свои фотографии. Всё предусмотрено для пользователя: можно рассортировать, разместить в отдельные папки так, как удобно тебе.
И поколение, которое уже выросло на смартфонах, айфонах, фотоальбомы скоро будет считать, а может быть, уже и считает, пережитком прошлого. А следующие, наверное, о них совсем забудут.
Но когда внук приезжает в гости, иногда он достает из шкафа альбомы и зовет меня, родителей, посмотреть вместе с ним фотографии.
И каждый раз он задаёт вопросы, увидев что-то новое на старых снимках. Так формируется представление не только об окружающих родных людях, но и о тех, кто был в его роду раньше. А разве возможно это сделать в телефоне, пусть даже самом крутом? Поэтому, листая страницы альбомов, для себя я решила выбрать в телефоне самые значимые, самые лучшие фотографии, пусть их будет не так много, и сделать ещё один альбом на память себе и моим родным. И может быть, когда-нибудь правнук или правнучка, посмотрев его, откроет для себя что-то новое про предыдущие поколения, про его род. Мне очень этого хочется.