Очень интересную тему я хочу развить на своем канале – тему находки кладов.
Каждый из нас, я просто уверен, на протяжении своей жизни слышал различные истории про клады: про уже кем-то найденные или еще не найденные, но, по преданию, «закопанные во-о-он под тем старым дубом…» или «в овраге за деревней»; про клады «разбойничьи», «поповские», «военные», «барские» и прочие… Кого-то эти истории увлекают, причем, очень серьезно и надолго, а, кто-то, махнет рукой, усмехнется и протянет «брехня-я-я…», цитируя персонажа из известного фильма, кто-то просто пропустит рассказ мимо ушей и не придаст ему никакого значения. Конечно, что сказать – находка клада, это, в большинстве случаев, находка случайная, не системная. Но историй даже про такие случайные находки я знаю немало: что-то рассказывали родственники и друзья, некоторые истории присылали даже зрители моего канала… Ну-с, начнем?
События, о которых пойдет речь в этой истории, произошли в 70-х годах прошлого столетия. В те годы семья моего знакомого, проживающая постоянно в Москве, приобрела себе дачу километрах в ста от столицы – небольшой деревенский домик с хорошим по площади участком земли. Дед и бабушка моего друга были уже пенсионного возраста и пожелали в скором времени насовсем переехать в деревню и заняться огородными делами.
Конечно, дел предстояло много – участок был сильно запущен, сливовая и вишневая поросль добралась до самого дома; открываешь из двора дверь на улицу – и попадаешь сразу же в «лес». Вдоль гнилого забора, который тоже нужно было переделывать, буйствовала крапива, мешали проходу упавшие ветви яблонь и сухие смородиновые кусты. Но это были дела, которые не требовали очень уж быстрого выполнения – гораздо важнее были работы по дому. В принципе, сам он был достаточно крепким, стоял ровно и прочно. Правда, требовалось подштукатурить фундамент, заменить в некоторых местах листы шифера на крыше – там, где подтекало, поставить две новые двери – входную, в дом, и в летнюю террасу. Но, главное, самое важное дело, которое предстояло выполнить в первую очередь – это отремонтировать печь. Попробовали они ее как-то затопить: сначала никак не могли зажечь сухие дрова – складывалось впечатление, что нет тяги. Потом, вроде как, все же, загорелись они, но дым пошел не в трубу, а в помещение, повалил из щелей между кирпичами. Так и погасили они огонь, не стали больше пробовать. К тому же, как оказалось, некоторые кирпичи легко вынимались вместе с кусками глины прямо из стен печки. Конечно, надо вызывать печника – пусть переделывает печь, или новую кладет.
Печника нашли в соседней деревне – пришел к ним мужик возрастом лет так под пятьдесят, деловито осмотрел печь, покачал головой и предложил не заниматься ремонтом старья, а просто все сломать, в том числе и ту ее часть, которая на чердак выходила. Кирпичи, говорит – да, какие получше – оставим, остальное, все, что почернело и крошится, выкинем без сожаления.
Через пару дней начали: пришел тот мастер со своим помощником, помятым мужичком лет за тридцать – по всему видно, выпить любит. Да и сам мастер, как заметили хозяева, тоже любитель «за воротник» закладывать. Но – ничего, взялись за работу бодро, только и успевали кирпичи во двор выносить… Вот пылищи-то было…
Дед и бабушка моего знакомого, немного побыв с ними, ушли от такой пыли и грязи в огород – принялись выпиливать сухостой. Потом разожгли небольшой костерчик и начали сухие ветки и траву в нем сжигать. Мастер-печник со свои дружком то и дело выходили покурить, подолгу беседуя с хозяевами. А тех уже зло берет - что же у них одни перекуры, почему они не поторапливаются, неужели, на неделю «удовольствие» растянут… Но, пока ничего им не стали говорить и подгонять – дело-то только начато, может и, правда, просто тяжело им с этими кирпичами возиться?
Спустя два часа дед обратил внимание, что шум и стук в избе затихли: мало того, что наступила странная тишина, так и голосов работников не стало слышно, и покурить уже с полчаса как не выходят… Ну, сначала не придали этому значения – может, просто, присели в доме на лавочку да отдыхают, сколько уже можно туда-сюда ходить… Однако, минут через двадцать снова в доме заговорили, заходили, и вскоре вышли оба мастера на улицу. У одного в руках его пиджак плотным комком смят.
-Вы, уж, хозяева, извините, но нам уйти надо! – сказал старший.
Дед с бабулей только руками всплеснули:
-Да как же так-то! Такую грязь развели, столько кирпича в доме на полу осталось, как же можно уйти-то! И трех часов не отработали!
- Нет, вы понимаете, я забыл, что нам нужно к одному мужику наведаться, я ему тоже печь недавно клал, нужно кое-что проверить…
А тот, который в подмастерьях, все пиджак свой скомканный мнет, к себе его прижимает и как-то смущенно в сторону глядит…
-Не, так не годится, - сказал дед, - это не работа. Взялись за дело – будьте добры завершить. Работаете же не за просто так, сумму мы обговорили! Надолго уходите-то, сегодня вернетесь?
Те переглянулись.
- Ну, не знаю… - пожал плечами печник, - да вам что, печь, что ли сейчас топить? Лето на дворе, ничего, успеем, сделаем.
И скорым шагом пошли к калитке.
Дед с бабулей переглянулись – однако, не побежишь же за ними…
- А ты не заметил, что какие-то они нервные? – первой прервала молчание бабушка, - и пиджак тот мужик свой зачем-то так скрутил… Прямо, как будто, он туда что-то завернул… Тебе не показалось?
- Вообще, да. А, может, что-то они украли у нас?
- А что там можно украсть? Нет там ничего, только вещи наши, да и те – в сарай от пыли вынесли. Еда во дворе, в холодильнике.
- Ну, да. Пойдем, что ли, посмотрим, что они натворили?
В доме был полный бардак. По всему полу валялись битые и целые кирпичи, куски глины, на пленке, которой был прикрыт старый диван, лежал толстый слой грязи. Печку разобрали не до конца – еще примерно с метр осталось, сверху на рядах целого кирпича лежали их обломки и все та же глина.
- И как нам ночевать?! Давай, что ли, вынесем сами мусор, хоть немного, но приберемся здесь? – предложил дед.
- Давай, конечно, и целые кирпичики из-под ног уберем, сложим к стенке.
Принялись за работу, ворча на нерадивых печников, и все думали-гадали – почему же они так резко собрались и ушли?
- Дед, смотри, монетка какая-то на полу! – бабушка подняла с пола большую серебряную монету, - это же полтинник серебряный!
Дед тут же подскочил к ней: да, действительно, рабочий с молотом на ней изображен!
- Вот это да, - он взял монету в руки, - помнишь, в нашем детстве такие были? Откуда она здесь?
- Откуда? Ты что не понял?! – взмахнула руками бабушка, так они же печь ломали, и клад в ней нашли! Вот почему они так и ушли быстро, а деньги в пиджак его завернули, может, горшок там с кладом был, или кувшин какой! Вот откуда!
- Не может быть…
- Еще как может! Давай, смотри, покопайся еще в печи! – она в сердцах подтолкнула деда к ее остаткам, - я же тебе говорила, что сам ты ее смог бы разобрать, а им поручил только новую сложить. А теперь клада лишились!
- Может, и не было там ничего… - дед принялся вынимать битый кирпич, - мало ли, надо куда людям уйти…
Потом вдруг распрямился, посмотрел на жену, выругался, и достал из пыли еще один полтинник.
Вот так дела… Уже вдвоем принялись рыться в остатках печи, начали отбивать кирпичи, заглядывать в каждую щель между ними и пересыпать в ладонях песок и глиняное крошево.
Тщетно, ничего не нашли, только еще больше поругались. Ночью спали плохо, все ворочались.
Пошла на следующий день бабуля в магазин: видит, стоят у его входа две женщины с сумками, и одна другой рассказывает, что приходил к ней вчера Юрка-печник и предлагал купить старые серебряные монеты. Бабушка приостановилась около них и поинтересовалась – и, что же, много было монет? Женщина пояснила, что монет было много, он ей предлагал выбрать любую из кучки. А продавал по три рубля за штуку, но я, говорит, особо и не смотрела, и ничего не купила, зачем они мне...
Еще более расстроенной вернулась она из магазина, и снова принялась обвинять деда в том, что мог бы он сам разобрать печь – тогда, глядишь, были бы сами с кладом. В итоге, поругались еще больше.
Печник объявился дня через три, опухший и невыспавшийся. Помощника рядом с ним не было.
- Ну, пришел, работник? – накинулась на него бабушка, - клад забрал, да и ушел?
- Что ты, что ты, не было никакого клада, с чего ты взяла? – отпрянул он.
- Как не было! А почему вы так быстро собрались и ушли? Потом по деревне ходили и монетами торговали! С каких денег пьянствовать-то принялись?
- Какими монетами, не было такого! – все еще отмахивался он.
- Какими? А вот такими! – бабуля достала из кармана два найденных полтинника и показала ему, - вот, такими, обронили вы их или не увидели в грязи.
Тот только рукой махнул, и отвернулся…
- Это наш клад, у нас дома ты его нашел, значит - наш! – не унималась она.
- Нет, не ваш, потому что я его нашел. И дом вы только купили, не ваша же родня его в печь замуровала…
Тут, наконец-то, в разговор вступил дед.
- Знаешь, что? Давай, неси, то, что осталось, а, не то – проваливай отсюда подобру-поздорову. Нет тебе тут больше работы, найдем другого печника.
- Ну и, пожалуйста, - усмехнулся тот, - как же, найдете вы печника…
Развернулся и ушел.
Бабуля тут же накинулась на деда – вот ты стоял, молчал, мог бы милицией ему пригрозить, или еще как… А теперь – кто будет печь класть?
В итоге, опять поругались.
Печника нашли, как ни странно, быстро – посоветовала им, вроде как, хорошего и ответственного мастера продавщица из магазина. Приехал он откуда-то из города, даже жил у них три дня, ночевал, чтобы не тратить время на дорогу. Слушал историю про клад в печи, ухмылялся и все жалел, что за всю жизнь никогда ему горшки с серебром и золотом в печах не попадались.
За работу взял почти в два раза больше, чем просил прежний мастер. Выполнил, правда, все качественно и быстро, работал не покладая рук, до поздних вечеров.
Вот такая случилась история. Конечно, не ясно было, сколько монет и каких нашли тогда печники, куда и кому, в итоге, их продали. Только ли серебро нашли, только ли раннее, советское, или, быть может, и золото там было? Говорили жители, что да, ходил Юрка-печник по деревне, предлагал монеты, видели его часто пьянствующим после этого, но, какие были у него монеты – толком никто сказать не мог, и не слышно было, чтобы кто-то приобретал их. Наверное, в другом месте продал.
Если и у вас есть, что рассказать, напишите, хотя бы, вкратце - очень интересная тема! А я вскоре продолжу, до встречи на канале!
Если история вам понравилась, почитайте и другие мои рассказы