Найти в Дзене
Строевой

Передовой советский МиГ вызвал восторг своих и зависть у противника, но производство прекратили. Судьба легендарной "Кайры"

Глядя на историю этого самолета, все становится на свои места, особенно факт удивления соперника Советского Союза, ведь он и вправду был настоящим технологическим чудом своего времени. Лазерно-телевизионный прицел нашего сегодняшнего героя позволял с хирургической точностью уничтожать цели даже за десятки километров от линии передовой, не входя в опасную зону ПВО противника. Чего говорить, если в1976 году именно тот самый МиГ-27К «Кайра» стал грозным ответом СССР на американские F-111, подняв планку высокоточных ударов на невиданную для того времени высоту. Парадокс в том, что пройдет совсем немного времени, если конкретно, то уже в 1982-м, всего через каких-то шесть лет серийного производства, его выпуск был неожиданно свернут и вместо реальной вершины инженерной мысли советские войска получили упрощенные, «обедненные» модификации без сложной электроники… Почему же самый совершенный истребитель-бомбардировщик своего поколения вдруг оказался не нужен советским летчикам, летчикам, для
Оглавление

Глядя на историю этого самолета, все становится на свои места, особенно факт удивления соперника Советского Союза, ведь он и вправду был настоящим технологическим чудом своего времени.

Лазерно-телевизионный прицел нашего сегодняшнего героя позволял с хирургической точностью уничтожать цели даже за десятки километров от линии передовой, не входя в опасную зону ПВО противника.

Чего говорить, если в1976 году именно тот самый МиГ-27К «Кайра» стал грозным ответом СССР на американские F-111, подняв планку высокоточных ударов на невиданную для того времени высоту.

Парадокс в том, что пройдет совсем немного времени, если конкретно, то уже в 1982-м, всего через каких-то шесть лет серийного производства, его выпуск был неожиданно свернут и вместо реальной вершины инженерной мысли советские войска получили упрощенные, «обедненные» модификации без сложной электроники…

Почему же самый совершенный истребитель-бомбардировщик своего поколения вдруг оказался не нужен советским летчикам, летчикам, для которых их собственно и создавали? Давайте скорее разбираться в этой крайне любопытном и неожиданном деле!

Горькие победы военной техники

Мало кто замечает, но в истории военной техники встречаются не только провалы и триумфальные успехи, но и горькие победы над самими собой, как бы странно и нелинейно это не звучало. Ведь порой, технологические прорывы обгоняют свое время настолько сильно, что сама армия оказывается просто не готова их принять и освоить в массовом порядке.

Кажется, что в том что было сложно проследить логику? А вот и нет, вам просто не хватает контекста, прочитайте историю моего сегодняшнего героя и тот самый контекст обязательно появится.

Итак, на дворе 1970-й год... Холодное противостояние в самом разгаре, и гонка вооружений выходит на принципиально новый, высокотехнологичный уровень, в котором, СССР, просто не может не взять очередное первенство.

Увы, но долгое время страна советов была далеко позади в части тех самых самолетов, в то время Американцы уже вовсю эксплуатируют свои F-111 Aardvark и F-4 Phantom II. Это были те самые машины, способные наносить точные удары по наземным целям в любую погоду и время суток. Глядя на успехи противника Советскому Союзу срочно требовался достойный ответ на этот вызов... и однажды он, наконец-то появился в небе. Появился вместе с успешным взлетом нашего сегодняшнего героя.

Хирургический скальпель фронтовой авиации

Как вы уже могли догадаться, это был МиГ-27К «Кайра» - самолет, который должен был стать хирургическим скальпелем всей советской фронтовой авиации, вершиной развития знаменитого МиГ-23.

Его задача формулировалась предельно просто - нанесение высокоточных ударов по наземным целям днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях театра военных действий. Казалось бы, что может быть проще, правда?

А теперь серьезно. Самое интересное, что создавая «Кайру», инженеры ОКБ Микояна поставили перед собой поистине амбициозную цель - не просто догнать зарубежные аналоги по точности бомбометания, а еще и перегнать их по всем ключевым параметрам.

Смотрю на ТТХ нашего сегодняшнего героя и понимаю, что они своего добились с лихвой.

Первый полет прототипа состоялся в 1973 году, а уже в 1976-м машина была торжественно принята на вооружение ВВС СССР. Внешне она сохранила все узнаваемые черты «двадцать третьего» - то самое легендарное крыло изменяемой стреловидности, сохранила даже мощную 30-мм шестиствольную пушку ГШ-6-30А, способную в клочья разнести абсолютно любую легкобронированную технику противника.

-2

Но все же, самое главное ноу-хау было спрятано глубоко внутри фюзеляжа машины... именно здесь и начался главный конфликт всей истории между гением инженерной мысли и суровой реальностью массового производства военной техники. Другими словами, именно по этой причине самолет и не пошел в производство.

Но что же стало тем самым «камнем преткновения», который превратил технологический триумф в серьезную проблему для всех советских ВВС? Спойлер. Ответ был спрятан совсем не в железе планера, а в сложнейших хитросплетениях его электронных «мозгов».

Сложнейший мозг машины

Мало кто знает, что сердцем и мозгом «Кайры» был невероятно сложный прицельно-навигационный комплекс ПрНК-23К, на тот момент времени и вправду не имевший аналогов в мире. Его настоящей жемчужиной являлась лазерно-телевизионная система наведения «Кайра-23», представлявшая собой абсолютную и недосягаемую вершину советской военной электроники того времени.

Громко? Вы погодите удивляться. Ведь сейчас мы поговорим о самом интересном!

-3

Та уникальная система о которой я сказал выше, позволяла летчику, грубо говоря, просто «наводить крестик» прицела на вражескую цель с огромных расстояний, после чего сам самолет автоматически сбрасывал корректируемую авиабомбу или запускал управляемую ракету по указанной точке. Точность поражения была феноменальной для своей эпохи... казалось бы, вот он перед нами, идеальный истребитель-бомбардировщик будущего.

Увы, как вы уже догадались, этого так и не случилось, за все в этой жизни приходится платить определенную цену. Цена этой невероятной точности оказалась астрономической для советской промышленности - не только в деньгах, хотя и в них тоже, разумеется. Главной валютой расплаты стала техническая сложность всей системы.

Самый настоящий кошмар технического обслуживания

А вот теперь самое главное - система «Кайра» требовала для своего обслуживания целой армии высококвалифицированных инженеров и техников специальной подготовки. Ту нужно было тонко настраивать перед каждым боевым вылетом, регулярно калибровать сложнейшую оптику, беречь от малейших механических перегрузок и вибраций.

Получается, что-то типа антагониста АК-47. Как понимаете, такое в СССР не особе приветствовали, мягко говоря.

Таким образом, в полевых условиях передовых аэродромов, на запасных площадках вдали от крупных авиабаз, все это техническое обслуживание превращалось в настоящий сущий кошмар для наземных служб… Надежность комплекса, мягко говоря, оставляла желать гораздо лучшего. Сложная электроника постоянно капризничала, отказывала в самый неподходящий момент, требовала долгого и чрезвычайно дорогого ремонта специалистами высшей квалификации.

Да, самолет мог нести до 4 тонн боевой нагрузки на внешних узлах подвески, включая новейшие КАБ-500 и управляемые ракеты Х-25... но главный вопрос заключался в том, как часто он сможет реально это делать без длительных многочасовых подготовок перед вылетом? Звучит как настоящий технический тупик, не правда ли?

И тут наступает самый интересный момент во всей этой истории. Производство МиГ-27К на Иркутском авиационном заводе, начавшееся с большим энтузиазмом в 1976 году, к 1982-му внезапно сворачивается по решению высшего командования.

«Кайра», технологический флагман советской авиации, вершина конструкторской мысли, неожиданно сходит с конвейера, сходит навсегда!

Таким образом руководство ВВС СССР, взвесив все «за» и «против» на высшем уровне, приняло тяжелое, но абсолютно прагматичное решение для блага всей армии.

Думается, что технологический прорыв был сознательно принесен в жертву массовости производства и надежности эксплуатации в войсках. «Кайру» безжалостно заменили на упрощенные, полностью лишенные капризной оптико-электроники модификации - МиГ-27М и МиГ-27Д, которые были проще в производстве, дешевле в обслуживании, значительно выносливее в полевых условиях.

Как думаете, правильным ли было это стратегическое решение командования? Пожертвовать качеством высокоточного удара ради количества самолетов в строю действующей армии? Что важнее в масштабе большого затяжного конфликта - хирургическая точность или массированность ударов? Пишите свои ответы в комментариях. А пока вы пишите, мы перейдем, пожалуй, к самой интересной части моей статьи.

Индийская служба и технологическое наследие

Таким вот парадоксальным образом вершина советской авиационной технологии оказалась практически невостребованной в собственной стране. Главное, что это не значит, что уникальный самолет пропал совершенно зря для истории авиации. Его судьба сложилась совершенно иначе, чем планировалось изначально.

Самое интересное, что «Кайры» и, в значительно больших количествах, их упрощенные собратья нашли свое заслуженное место под жарким солнцем в составе ВВС Индии. Там они прошли настоящее боевое крещение огнем, несли верную службу целыми десятилетиями, убедительно доказав всему миру, что сама базовая платформа МиГ-27 и вправду была выдающейся разработкой... просто ее «интеллект» в лице системы «Кайра» оказался чересчур гениальным для своей исторической эпохи.

Кстати, про наследие забыл сказать - история МиГ-27К «Кайра» оставила глубокий след в развитии советской авиации. Это был жестокий, но совершенно необходимый урок для всего отечественного авиапрома - урок о балансе между текущими возможностями и реальностью.

Разумеется, наработки по уникальной системе «Кайра» не пропали бесследно в архивах - они стали прочным фундаментом для создания более совершенных, технологичных и, что критически важно, более надежных прицельных комплексов следующих поколений советских, а потом уже и российских самолетов.

Интересно, кто-то из вас знал, что «ахиллесова пята» «Кайры» в виде ее сложной электроники в итоге дала жизнь целому семейству принципиально новых систем высокоточного оружия?

Главный урок истории

Как мне кажется, что подобные драматические истории заставляют по-новому взглянуть на знаменитый советский производственный принцип «проще, надежнее, дешевле» в массовом производстве… Интересно, а вам случайно не кажется, что этот нюанс сейчас стал почти пророческим для современной эпохи?

Ставьте палец вверх, если вам тоже понравилась история технологического компромисса «Кайры», ну и мой сегодняшний материал, разумеется.

Кстати, а что, по вашему мнению, важнее для фронтовой авиации в реальной большой битве - абсолютная точность поражения или простота в обслуживании и массовость? Напишите свое мнение в комментариях.

Не забывайте про лайки и подписки на канал, это дает большую мотивацию для написания не менее интересных материалов.