Найти в Дзене
Как выжить на Дзене

Компанию Х Илона Маска оштрафовли за "липовые" синие галочки. Будут ли у нас изменения?

На новостном портале ВВС я прочитал интересную новость. И решил провести параллели с нашей отечественной реальностью. Выводы получаются не всегда в нашу пользу. Сама новость Европейская комиссия вынесла решение о наложении штрафа на платформу X, принадлежащую Илону Маску. Сумма штрафа 120 млн евро (примерно $140 млн). За что? За обман в системе верификации и проблемы с рекламой. Это первый крупный штраф, после вступления в силу нового закона ЕС, отвечающего за регулирование онлайн-платформ. Человек, похожий на Илона Маска одной рукой ставит "синюю галочку", а другой рукой берёт пачку денег. Генерация ИИ Расшифровка причин штрафа: Было выявлено три основных нарушения со стороны X: Синяя галочка давалась за деньги. То есть её любой мог купить. Это давало пользователям возможность выдавать себя за "верифицированных", а по факту являлось обманом. Непрозрачная реклама. Х не вёл публичный список рекламодателей, не раскрывал, кто платит, на кого таргет рекламы. Это также приравнивается к мош
Оглавление

На новостном портале ВВС я прочитал интересную новость. И решил провести параллели с нашей отечественной реальностью. Выводы получаются не всегда в нашу пользу.

Сама новость

Европейская комиссия вынесла решение о наложении штрафа на платформу X, принадлежащую Илону Маску. Сумма штрафа 120 млн евро (примерно $140 млн). За что? За обман в системе верификации и проблемы с рекламой.

Это первый крупный штраф, после вступления в силу нового закона ЕС, отвечающего за регулирование онлайн-платформ.

Человек, похожий на Илона Маска одной рукой ставит "синюю галочку", а другой рукой берёт пачку денег. Генерация ИИ
Человек, похожий на Илона Маска одной рукой ставит "синюю галочку", а другой рукой берёт пачку денег. Генерация ИИ

Расшифровка причин штрафа:

Было выявлено три основных нарушения со стороны X:

  • Синяя галочка давалась за деньги. То есть её любой мог купить. Это давало пользователям возможность выдавать себя за "верифицированных", а по факту являлось обманом.
  • Непрозрачная реклама. Х не вёл публичный список рекламодателей, не раскрывал, кто платит, на кого таргет рекламы. Это также приравнивается к мошенническим схемам.
  • Ограниченный доступ для исследовний. Исследователи не могли получать данные (о просмотрах, взаимодействиях и др.). X создал ненужные барьеры и задержки при предоставлении таких данных. То есть проблемы в кабинете статистики.

Сумму штрафа распределили так: €45 млн - за "галочки", €35 млн - за рекламу, €40 млн - за ограничение доступа.

Правовой прецедент для Европы

Сама сумма штрафа для компании не является существенной, при её то оборотах.

Но нужно понимать, что этим был создан правовой прецедент.

Ведь после такого решения другие платформы (и рекламодатели) могут пересмотреть свою политику в построении верификации, рекламных компаниях и в работе с учёными. Если X не исправится - штрафы могут вырасти.

А теперь сравним с Россией

У нас ситуация иная по подходу, но суть похожа: государство усиливает контроль над платформами.

Но, к сожалению, не за счет прозрачности алгоритмов, а за счет ужесточения контроля за контентом.

В РФ платформы обязаны блокировать определённый контент, соблюдать требования Роскомнадзора и оперативно реагировать на запросы.

Если смотреть по сути:
в ЕС - защита пользователя
в РФ - контроль за блогосферой.

В России нет закона, который требовал бы раскрывать алгоритмы, как в ЕС. Но зато постоянно ужесточают правила платформ:
– требования по хранению данных;
– требования по отчётам;
– требования по удалению контента.

То есть у нас давление тоже есть, но оно направлено не на прозрачность алгоритмов, а на выполнение политических и юридических норм.

Что у нас общего по ситуации

Эра соцсетей без правил закончилась. Нравится это кому-то или нет.

Платформы не будут работать в режиме хаоса, менять механику верификации или скрывать алгоритмы.
Государства понимают, что соцсети нужно регулировать. Это их безопасность прежде всего.

Что это значит для нас как пользователей и авторов

– платформы будут прозрачнее в Европе и более контролируемы в России;
– алгоритмы рекомендаций уже не чистая магия - они становятся юридическим объектом;
– штрафы будут расти, требования будут усиливаться.

Для каналов на Дзен это тоже сигнал: любая крупная платформа скоро должна будет объяснять, как работает показ контента.

Ждём?

#ТестЗвездыДзен