Найти в Дзене
Елена Сударева

Деловая мистика "Мертвых душ"(короткие заметки)

Обложка первого издания поэмы Н.В. Гоголя "Похождения Чичикова, или Мертвые души", 1842 год. Фотография из интернета. Вот открыла "Мертвые души" Николая Васильевича Гоголя - и обомлела. Мой карандаш, вижу, погулял по всей книге, а читаю сейчас как будто впервые, словно и в глаза никогда этого текста не видела. Попадаются , конечно, уже ближе к концу, лирические отрывочки, еще в школьные годы заученные наизусть. Но общее, целое - словно неизведанное, бесконечное пространство гоголевского мира надвигается на тебя и покоряет своей неотвратимой новизной. Никогда раньше мир поэмы Гоголя не казался мне таким мистически невероятным, временами доходящим до какой-то вселенской бессмыслицы. Ну "мертвые души" и "мертвые души"... Ну что такого? Ревизские души - умершие крепостные крестьяне, которые ещё не внесены в государственный реестр ("сказку") и поэтому на бумаге числятся живыми. Что тут невероятного? Но невероятное начинает происходить в самом гоголевском мире, как только "коллежский со
Обложка первого издания поэмы  Н.В. Гоголя "Похождения Чичикова, или Мертвые души", 1842 год. Фотография из интернета.
Обложка первого издания поэмы Н.В. Гоголя "Похождения Чичикова, или Мертвые души", 1842 год. Фотография из интернета.

Вот открыла "Мертвые души" Николая Васильевича Гоголя - и обомлела. Мой карандаш, вижу, погулял по всей книге, а читаю сейчас как будто впервые, словно и в глаза никогда этого текста не видела. Попадаются , конечно, уже ближе к концу, лирические отрывочки, еще в школьные годы заученные наизусть.

Но общее, целое - словно неизведанное, бесконечное пространство гоголевского мира надвигается на тебя и покоряет своей неотвратимой новизной.

Никогда раньше мир поэмы Гоголя не казался мне таким мистически невероятным, временами доходящим до какой-то вселенской бессмыслицы. Ну "мертвые души" и "мертвые души"... Ну что такого? Ревизские души - умершие крепостные крестьяне, которые ещё не внесены в государственный реестр ("сказку") и поэтому на бумаге числятся живыми. Что тут невероятного?

Но невероятное начинает происходить в самом гоголевском мире, как только "коллежский советник, помещик", Павел Иванович Чичиков, отправляется в свои "хождения" по губернским помещикам горда N с целью совершить мошенническую сделку и купить "мертвые души" как живых крестьян.

Вот тут-то "мертвые души" вдруг и начинают оживать. А в головах всех героев поэмы, которые сталкиваются с этим предметом, начинает происходить словно бы помутнение.

Именно помещик Собакевич начинает расписывать достоинства своих умерших крестьян во время торга с Чичиковым:

"Да чего вы скупитесь, - сказал Собакевич. - Право, недорого! Другой мошенник обманет вас, продаст вам дрянь, а не души, а у меня что ядреный орех, все на отбор: не мастеровой, так иной какой-нибудь здоровый мужик...

Чичиков открыл рот, с тем, чтобы заметить, что Михеева, однако же, давно нет на свете; но Собакевич вошел, как говорится, в самую силу речи, откуда взялась рысь и дар слова".*

То, что всякая душа бессмертна и оставляет неизгладимый след среди людей, что называется на деле, дано в поэме Гоголя доказывать самому деловому и твёрдо стоящему на этой бренной земле герою - помещику Собакевичу.

Но и во всём губернском городе, когда вскрывается суть сделки так полюбившегося всем приезжего "коллежского советника" Павла Ивановича Чичикова, начинает происходить странное потрясение умов.

Никто не понимает, как можно покупать "мертвые души" и зачем. Значит, за всем этим стоит нечто совсем иное и таинственное!

Странность и непостижимость предприятия порождает всеобщее любопытство и страх неизведанного: мужчины, чиновники, находятся в ожидании политических потрясений и служебных перемен для себя, дамы - подозревают любовную интригу - Чичиков собирается увозом жениться на губернаторской дочке.

Прокурор города не выдерживает потрясения и умирает, невольно пополняет список "мертвых душ".

Обман, на который решился Чичиков, вторгся в область нематериального, духовного. Герой Гоголя даже представить себе не мог, чем может для всех и, конечно, для него в первую очередь, обернуться подобное заигрывание с миром потусторонним, даже только на бумаге!

Неслучайно при непосредственном участии Гоголя была создана обложка для первого издания поэмы в 1842 году после того, как, по настоянию цензуры, к первоначальному названию «Мертвые души», пугающему далеко не только обывателя, автор добавил ещё и "Похождения Чичикова". В итоге получилось: «Похождения Чичикова, или Мертвые души».

На обложке поэмы смешалось всё - символы жизни и смерти. Так человеческие черепа украшают затейливые виньетки, с которыми соседствуют все признаки полнокровного человеческого бытия: бутылки вина, изобильные яства, музыкальные инструменты...

А над всем этим разнообразием - в самом верху помещено изображение русской тройки, несущейся куда-то вдаль...

5 декабря 2025 года, Москва

*Здесь и далее цит. по: Гоголь Н.В. Мертвые души: поэма. - М.: Белый город. - 608 с., 1994.