Найти в Дзене

Сергей Борисов: как человек с плёночным «Зенитом» запечатлел душу перестроечного бунта на фото

Конец восьмидесятых, Москва. В подвале на Знаменке горит свет, стены увешаны черно-белыми фотографиями, в углу курит Виктор Цой, Борис Гребенщиков настраивает гитару, а где-то между ними мелькает человек с фотоаппаратом. Это «Студия 50А», и это — эпицентр всего, что тогда по-настоящему дышало в советской культуре. От вагона-ресторана до «Мелодии» Сергей Борисов родился 23 мая 1947 года в Москве. В двенадцать лет он впервые взял в руки фотоаппарат — и понеслось. В начале семидесятых он исколесил весь Союз, работая в вагоне-ресторане, поменял с десяток профессий, насмотрелся на советский быт со всеми его фарцовочными кругами и негласными иерархиями. Всё это сформировало его взгляд — острый, без прикрас, но при этом не злой. К семидесятым-восьмидесятым Борисов становится официальным рекламным фотографом. Снимает звёзд советской эстрады для плакатов и пластинок «Мелодии» — Юрия Антонова, Аллу Пугачёву (для неё он оформил целых две пластинки), Эдиту Пьеху, Софию Ротару. В этот период Борис
Оглавление

Конец восьмидесятых, Москва. В подвале на Знаменке горит свет, стены увешаны черно-белыми фотографиями, в углу курит Виктор Цой, Борис Гребенщиков настраивает гитару, а где-то между ними мелькает человек с фотоаппаратом. Это «Студия 50А», и это — эпицентр всего, что тогда по-настоящему дышало в советской культуре.

От вагона-ресторана до «Мелодии»

Сергей Борисов родился 23 мая 1947 года в Москве. В двенадцать лет он впервые взял в руки фотоаппарат — и понеслось. В начале семидесятых он исколесил весь Союз, работая в вагоне-ресторане, поменял с десяток профессий, насмотрелся на советский быт со всеми его фарцовочными кругами и негласными иерархиями. Всё это сформировало его взгляд — острый, без прикрас, но при этом не злой.

К семидесятым-восьмидесятым Борисов становится официальным рекламным фотографом. Снимает звёзд советской эстрады для плакатов и пластинок «Мелодии» — Юрия Антонова, Аллу Пугачёву (для неё он оформил целых две пластинки), Эдиту Пьеху, Софию Ротару. В этот период Борисовым были побиты все рекорды по количеству пластинок, оформленных одним фотографом.

Но это была только официальная сторона его жизни. Настоящее волшебство началось, когда Борисов получил собственную студию.

-2

«Студия 50А»: где рождался андеграунд фотографии

С 1979 года стала функционировать «Студия 50А» — художественная мастерская Сергея Борисова на Знаменке. Название дали в честь модного нью-йоркского клуба, и место действительно стало культовым. Тут всё смешалось: выставки неофициальных художников, концерты ещё никому не известных групп, дым сигарет и бесконечные разговоры о свободе.

Там устраивались выставки художников и концерты ещё не признанных групп и исполнителей, в частности Виктора Цоя и Петра Мамонова. Сюда заходили все, кто потом станет легендами: «Кино», «Аквариум», Жанна Агузарова, Джоанна Стингрей, Илья Кабаков, Тимур Новиков, Владислав Мамышев-Монро. Борисов снимал их всех — не просто портреты, а моменты жизни, свободу в глазах, дух перемен.

Интересно, что благодаря своей официальной работе с эстрадой Борисов мог позволить себе эту студию, этот подвал, где рождалась альтернативная культура. Двойная жизнь? Скорее, умение балансировать на грани.

Момент славы: заказ из Парижа

В 1984 году по заданию парижской газеты Le Monde Борисов снимал на фото советских музыкантов — группы «Аквариум», «Кино» и других. На Западе начали поговаривать о советском роке, и французам захотелось увидеть, что там происходит. Борисов предложил им сфокусироваться на Борисе Гребенщикове и «Аквариуме», только что записавшем альбом «Радио Африка». С этого момента началось его погружение в мир ленинградского андеграунда.

Фотографии пошли в мир — в Le Monde, Vogue, Photo, Tempo, Spin, Face. Борисов рассказывает, что когда его работы начали публиковать за рубежом, выяснилось: мир хочет видеть советскую моду, советскую свободу, советскую молодёжь. И он давал им это — искренне, без приукрашивания.

-4
-5
-6

Искусство фото «в стол» и прорыв

Не всё, что снимал Борисов, можно было показывать сразу. Многие работы он создавал, как говорят, «в стол» — снимал моделей с бодипэйнтингом в 1985-м, а опубликовал только в 1987-м в гамбургском журнале Tempo, потом в парижском ФОТО в 1989-м. В 1994 году его фотография «Полёт», сделанная ещё в 1988 году, была продана на аукционе Sotheby's в Лондоне.

А потом случилось кое-что невероятное. Принцесса Диана в 1994 году затеяла благотворительный проект A Positive View, для которого сто лучших фотографов мира должны были предоставить по одному снимку. Диана лично отобрала пятнадцать работ для рекламной кампании — и среди них была фотография Борисова. После этого на него обратили внимание крупные аукционные дома: Sotheby's, Christie's, Phillips.

Наследие

Сегодня работы Сергея Борисова хранятся в Третьяковской галерее, Музее истории Москвы, ММОМА, Московском Доме Фотографии, а также в музеях США и Европы — Kunsthaus в Цюрихе, Musée de l'Elysée в Лозанне, Zimmerli Art Museum в Нью-Джерси. Его фотографии регулярно продаются на мировых аукционах и выставляются в галереях.

В 2007 году Московский Дом Фотографии в серии «классики российской фотографии» выпустил альбом «Сергей Борисов». В 2024 вышла новая книга-биография «Темпо» — личные истории и легендарные фотоснимки. Борисов продолжает работать, выставляется, участвует в жюри международных конкурсов.

Его фотографии — это не просто документ эпохи. Это чувство свободы, которое витало в воздухе тех лет, когда всё менялось, когда можно было дышать. Борисов поймал этот момент — и навсегда оставил его нам.

-8

Подписывайтесь на канал и делитесь впечатлением в комментариях!