Найти в Дзене

Не разбирайтесь «терем расписной» на бревна

К уроку в 4 класее "Образное изображение осени в стихотворении И.А. Бунина
«Листопад»" Разве осенний лес Бунина – НЕ терем? Знакомо ли вам ощущение, когда на уроке литературы художественный образ словно рассыпается на составные части? Именно это порой случается с «Листопадом» Ивана Бунина – его богатую образность так и тянет разложить по полочкам. Бунин щедро использует приёмы, создающие волшебный мир осеннего леса: сравнения с союзами «точно», «как», «что»; «творительный сравнительный» («стеной стоит», «резьбой блестят»); красочные эпитеты, олицетворения, становящиеся метафорами. И вот прямо у нас на глазах высокий терем превращается в набор пронумерованных брёвен анализа, лежащих под ногами. Хочется даже упрекнуть поэта: «Сам виноват! Зачем столько художественных приемов?» А следом – предостеречь читателя: «Не засматривайся на башенки‑вышки! Не отвлекайся на небесную лазурь! Смотри себе под ноги, чтобы о брёвна не споткнуться!» Но давайте посмотрим иначе. Можно приберечь «золотые п
К уроку в 4 класее "Образное изображение осени в стихотворении И.А. Бунина
 «Листопад»"
К уроку в 4 класее "Образное изображение осени в стихотворении И.А. Бунина «Листопад»"

Разве осенний лес Бунина – НЕ терем?

Знакомо ли вам ощущение, когда на уроке литературы художественный образ словно рассыпается на составные части? Именно это порой случается с «Листопадом» Ивана Бунина – его богатую образность так и тянет разложить по полочкам.

Бунин щедро использует приёмы, создающие волшебный мир осеннего леса: сравнения с союзами «точно», «как», «что»; «творительный сравнительный» («стеной стоит», «резьбой блестят»); красочные эпитеты, олицетворения, становящиеся метафорами.

И вот прямо у нас на глазах высокий терем превращается в набор пронумерованных брёвен анализа, лежащих под ногами. Хочется даже упрекнуть поэта: «Сам виноват! Зачем столько художественных приемов?» А следом – предостеречь читателя: «Не засматривайся на башенки‑вышки! Не отвлекайся на небесную лазурь! Смотри себе под ноги, чтобы о брёвна не споткнуться!»

Но давайте посмотрим иначе.

Можно приберечь «золотые пружины» анализа и начать с прогулки по осеннему лесу. Поднять взгляд — и увидеть сказочный терем (с резьбой и оконцами), пронзительно синюю небесную лазурь. Можно ощутить кожей последнее осеннее тепло; вслушаться в тишину; почувствовать, как хорошо именно сегодня.

Ведь лирический герой настойчиво напоминает нам: не упустите этот особенный день, такое возможно только СЕГОДНЯ!

P.S.
Если вы ещё не посмотрели наше короткое видео о стихотворении И. Бунина «Листопад», то сейчас самое время:
оно здесь.