Найти в Дзене

Полке вместо: россияне стали экономить на покупках в магазинах

Как новая потребительская активность меняет рынок ритейла Россияне стали экономить на покупках в магазинах — темпы роста расходов в ритейле снизились вдвое. Об этом говорится в исследовании, проведенном Совкомбанком. Склонность россиян к сбережению существенно возросла в сентябре, отмечают и в ЦБ: доля тех, кто предпочитает откладывать свободные деньги, достигла максимума с 2023 года. Смена потребительской активности привела к изменениям в структуре выручки ритейлеров — теперь они растут за счет дискаунтеров и корпоративных клиентов, следует из отчетностей компаний, которые изучили «Известия». Россияне задумались об экономии Темпы роста расходов россиян в магазинах снизились вдвое — с 13–14% в январе до 6% к концу июля, говорится в исследовании Совкомбанка (есть у «Известий»). Тенденция граждан к сбережению сохранилась и в сентябре, подтверждают данные Банка России. Доля тех, кто предпочитает откладывать свободные деньги, достигла 56% — максимума с марта 2023 года, следует из данных р

Как новая потребительская активность меняет рынок ритейла

Россияне стали экономить на покупках в магазинах — темпы роста расходов в ритейле снизились вдвое. Об этом говорится в исследовании, проведенном Совкомбанком. Склонность россиян к сбережению существенно возросла в сентябре, отмечают и в ЦБ: доля тех, кто предпочитает откладывать свободные деньги, достигла максимума с 2023 года. Смена потребительской активности привела к изменениям в структуре выручки ритейлеров — теперь они растут за счет дискаунтеров и корпоративных клиентов, следует из отчетностей компаний, которые изучили «Известия».

Россияне задумались об экономии

Темпы роста расходов россиян в магазинах снизились вдвое — с 13–14% в январе до 6% к концу июля, говорится в исследовании Совкомбанка (есть у «Известий»). Тенденция граждан к сбережению сохранилась и в сентябре, подтверждают данные Банка России. Доля тех, кто предпочитает откладывать свободные деньги, достигла 56% — максимума с марта 2023 года, следует из данных регулятора.

Тренд фиксируют и другие аналитики рынка. Так, доля респондентов с высоким доходом, которые стремятся экономить, ограничивая спонтанные покупки, выросла за год более чем вдвое — с 22% до 47%, следует из опроса «Б1» (бывшая Ernst & Young). Смена потребительской активности привела к «переходному состоянию» в ритейле, констатируют аналитики Альфа-банка в своем бюллетене (имеется в распоряжении «Известий»).

Розничный товарооборот за восемь месяцев 2025-го вырос на 2,2%, что в четыре раза ниже, чем годом ранее, сказал «Известиям» председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Станислав Богданов. Сильнее всего замедлился спрос на непродовольственные товары: оборот в этом сегменте в январе-августе вырос на 2%, что почти в шесть раз ниже, чем в 2024-м, отметил он.

В продуктовом ритейле темп роста в январе-сентябре снизился до 2% против 6–8% годом ранее, сказал «Известиям» представитель X5 («Пятерочка», «Перекресток», «Чижик»). По его словам, продолжается тренд на сокращение потребления в продовольственной рознице, магазины становятся более компактными и рационализируют ассортимент. Но, например, среди молодежи 79% стремятся экономить, при этом треть опрошенных снижает траты в одной категории для повышения их в другой, добавил представитель X5.

В микромаркетах объем покупок в штуках замедлился: продажи за июль по сравнению с январем увеличились всего на 2,6% против роста в 26% за тот же период 2024 года, рассказал основатель компании Briskly Глеб Харитонов. Средний чек сократился с двух-трех позиций до одной-двух, добавил он.

На изменение потребительских настроений повлияли также и тенденции на рынке труда и доходов населения, отметил гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, увеличивается число людей, находящихся на неполной занятости, а компании сокращают выплаты премий сотрудникам. Это неизбежно приводит к тому, что потребители перестают увеличивать бюджеты на покупки, в том числе и продуктов питания. Потребитель начинает более прагматично подходить к тому, как он тратит деньги, добавил он.

Быстрые изменения на рынке вынуждают ритейлеров сокращать горизонт планирования и фокусироваться на тактических вопросах, а не на долгосрочном развитии, полагает старший отраслевой аналитик по потребительскому сектору Альфа-банка Екатерина Тузикова. Одновременно сокращаются возможности для быстрого роста бизнеса крупных игроков, отметила она. Это обусловлено ростом зрелости рынка и стабилизации структуры ключевых участников, поддерживаемых трендом на осознанное потребление, добавила аналитик.

Покупатели обращают внимание на стоимость товара и ищут более выгодные предложения, например, среди собственных торговых марок ритейлеров (СТМ), согласен представитель «Детского мира». По его словам, доля СТМ в выручке компании достигла 60%, а в сегменте одежды и обуви — 98% ассортимента. Схожая ситуация наблюдается и в канцелярских товарах, отметил он.

Наиболее активно растет спрос на собственные марки сетей в жестких дискаунтерах, где на СТМ приходится значительная часть ассортимента, добавил Станислав Богданов.

Читать статью далее: https://iz.ru/1973776/denis-kuznetcov/polke-vmesto-rossiyane-stali-ehkonomit-na-pokupkah-v-magazinah