Найти в Дзене

Кто были первые поселенцы солнечного полуострова?

Перекресток эпох Крым — это не просто географическое понятие. Это огромный исторический палимпсест, где каждая эпоха, каждый народ оставлял свой неповторимый след, стирая и одновременно вписывая новые строки поверх старых. Когда мы говорим о «первых поселенцах», мы погружаемся в глубокую древность, на сотни тысяч лет назад, туда, где заканчиваются письменные хроники и начинается безмолвный, но красноречивый язык археологии. Эпоха гигантов и охотников: палеолит и первые Homo. Первые «гости» Крыма были не людьми в современном понимании, а их древними предками. Около 1,5–1,8 миллионов лет назад, в эпоху раннего палеолита, на полуострове, вероятно, уже ступала нога Homo erectus (человека прямоходящего). Климат тогда был значительно мягче, а керченский пролив (Боспор Киммерийский) то исчезал, то вновь появлялся, соединяя Крым с Кавказом. Эти первопроходцы шли вдоль рек, вслед за стадами мигрирующих животных — мамонтов, шерстистых носорогов, гигантских оленей. Именно к этой эпохе относятс

Перекресток эпох

Крым — это не просто географическое понятие. Это огромный исторический палимпсест, где каждая эпоха, каждый народ оставлял свой неповторимый след, стирая и одновременно вписывая новые строки поверх старых. Когда мы говорим о «первых поселенцах», мы погружаемся в глубокую древность, на сотни тысяч лет назад, туда, где заканчиваются письменные хроники и начинается безмолвный, но красноречивый язык археологии.

Эпоха гигантов и охотников: палеолит и первые Homo.

Первые «гости» Крыма были не людьми в современном понимании, а их древними предками. Около 1,5–1,8 миллионов лет назад, в эпоху раннего палеолита, на полуострове, вероятно, уже ступала нога Homo erectus (человека прямоходящего). Климат тогда был значительно мягче, а керченский пролив (Боспор Киммерийский) то исчезал, то вновь появлялся, соединяя Крым с Кавказом. Эти первопроходцы шли вдоль рек, вслед за стадами мигрирующих животных — мамонтов, шерстистых носорогов, гигантских оленей.

Именно к этой эпохе относятся древнейшие стоянки, обнаруженные на территории полуострова:

· Эски-Кермен (хотя позднее здесь будет город, в пещерах найдены следы древнейших обитателей).

· Мыс Меганом и окрестности Судака.

· Грот Чокурча под Симферополем — настоящая жемчужина крымского палеолита. Здесь в 1927 году археологи обнаружили кости ископаемых животных и примитивные кремневые орудия — рубила, скребла.

Но подлинными «первопоселенцами» Крыма, оставившими после себя не просто инструменты, а уникальную материальную культуру, стали неандертальцы. Они обосновались здесь минимум 100–150 тысяч лет назад, в среднем палеолите. Крым с его многочисленными гротами, пещерами, обилием дичи и кремня для орудий стал для них идеальным убежищем.

Стоянки неандертальцев разбросаны по всему предгорью:

· Киик-Коба («Пещера Дикаря») — возможно, древнейшее в Восточной Европе погребение неандертальца (ребенка), возрастом около 80-100 тысяч лет.

· Шан-Коба и Фатьма-Коба в Байдарской долине.

· Грот Пролом близ Белогорска.

Это были не примитивные троглодиты, а люди со сложной социальной организацией, ритуалами (о чем свидетельствуют погребения), адаптированные к суровому климату ледниковой эпохи. Они исчезли около 30-35 тысяч лет назад, уступив место новым пришельцам.

Пришельцы с запада: кроманьонцы и революция верхнего палеолита.

Примерно 40-35 тысяч лет назад в Крым приходит Homo sapiens — кроманьонцы, наши прямые предки. Их появление совпало с верхним палеолитом — временем настоящей технологической и культурной революции. Они принесли с собой сложные, специализированные орудия из кости и кремня (резцы, проколки, наконечники), первые украшения из кости и раковин, и, что самое важное, — искусство.

Ключевые памятники этого периода:

· Сюрень I — здесь найдены костяные гарпуны и кремневые наконечники, свидетельствующие о развитом рыболовстве и охоте.

· Аджи-Коба.

· Стоянка у села Вишенное в предгорье.

Люди этого времени жили небольшими родовыми общинами, прекрасно знали окружающий мир и вели сложное хозяйство, основанное на загонной охоте. Климат оставался холодным, но именно в эту эпоху окончательно формируется тот биологический и культурный тип человека, который будет осваивать Крым в последующие тысячелетия.

От охотников к земледельцам: мезолит и неолит.

С окончанием ледникового периода (около 10 тыс. лет до н.э.) начинается новая глава. Мезолит (среднекаменный век) — время таяния ледников, изменения флоры и фауны. Крупные стадные животные отступают на север, и человек изобретает лук и стрелы для охоты на более мелкую и подвижную дичь. Появляются первые домашние животные — собака.

Ярчайший памятник этой эпохи — стоянка Мурзак-Коба в Байдарской долине, где были обнаружены знаменитые погребения пары — мужчины и женщины, лежавших в скорченных позах. Антропологически это были уже типичные представители средиземноморского антропологического типа, сходного с населением Балкан и Малой Азии.

Неолитическая революция (6-5 тыс. лет до н.э.) доходит до Крыма с большим опозданием и в усеченном виде. Из-за гористой местности земледелие здесь приживалось плохо. Основная масса населения — племена кеми-обинской культуры (названа по кургану у села Кеми-Оба близ Симферополя) — оставались скотоводами и охотниками, но уже освоили керамику, шлифовку камня и, возможно, примитивное мотыжное земледелие. Их курганы с каменными склепами разбросаны по всему степному Крыму. Это последний этап каменного века, за которым последует эпоха металлов и прихода совершенно новых народов.

Властелины медного века: таинственные «киммерийцы».

Бронзовый и ранний железный век (II — начало I тыс. до н.э.) — время первых исторических имен, донесенных до нас античными авторами. Гомер в «Одиссее» упоминает «мрачную землю киммерийцев», покрытую вечным туманом. Для греков они были легендарными обитателями северного Причерноморья.

В археологии им соответствует киммерийская культурная общность — конгломерат воинственных племен скотоводов, освоивших верховую езду и бронзовое, а затем и железное оружие. Это они создали первые в крымских степях грандиозные курганы-усыпальницы для вождей (катакомбная и срубная культуры). Их мир был миром войн, культом коня и солнца. Именно киммерийцев можно с большой долей уверенности назвать первым исторически засвидетельствованным народом, массово освоившим степной Крым. Но их господство было недолгим.

Новые хозяева степей: скифы и синды.

В VIII-VII вв. до н.э. с востока, из-за Дона, хлынула новая волна ираноязычных кочевников — скифы. Они вытеснили или ассимилировали киммерийцев и на несколько столетий стали безраздельными хозяевами Причерноморья. В Крыму, особенно в предгорьях, скифы постепенно переходят к оседлости, создавая мощные укрепленные городища (Неаполь Скифский у Симферополя, городище Кермен-Кыр). Они активно торгуют, а позже и воюют с греческими колонистами, появляющимися на побережье с VI века до н.э.

Одновременно на Керченском полуострове и Тамани обитали синды — народ, возможно, родственный меотам и являвшийся прямым автохтонным (коренным) населением этих мест еще с эпохи бронзы. Они создали раннюю государственность (Синдика) и вступили в сложные симбиотические отношения с греками, основавшими рядом свои полисы (Пантикапей, Феодосия).

Коренные жители гор и предгорий: тавры.

Говоря о «первых поселенцах», невозможно обойти вниманием народ, чье имя навсегда закрепилось за самим полуостровом — Таврикой. Это тавры. Если киммерийцы и скифы — пришельцы в степях, то тавры — это автохтонное население Горного Крыма, прямые потомки (в культурном и, вероятно, генетическом смысле) тех самых племен эпохи поздней бронзы (Кизил-Кобинская культура).

Они появляются в письменных источниках у греков с VI в. до н.э. как свирепые пираты и жрецы жестокого культа Девы, в котором практиковались человеческие жертвоприношения. Их мир — это труднодоступные горные долины, крепости на куэстах (Уч-Баш, Кыз-Кермен), каменные ящики-дольмены для погребений. Тавры не создали централизованного государства, жили племенным строем, занимались отгонным скотоводством, охотой, рыболовством и, судя по всему, периодическим разбоем. Они никогда не были полностью покорены ни греками, ни скифами, ни римлянами, постепенно смешиваясь с соседями и оставив свой след в этногенезе средневекового населения Крыма.

Заключение: Многослойная идентичность.

Итак, кто же они, первые поселенцы Крыма?

· В хронологическом смысле — это Homo erectus и неандертальцы, чьи стоянки разбросаны по пещерам полуострова.

· В культурно-историческом смысле — это кроманьонцы верхнего палеолита, создатели первой полноценной человеческой культуры в регионе.

· В смысле первого исторически известного народа — это легендарные киммерийцы.

· В смысле первого коренного (автохтонного) народа, сформировавшегося именно в крымском ландшафте — это, безусловно, тавры.

Крым с древнейших времен был не периферией, а перекрестком. Через его степи, горы и побережья проходили волны миграций из глубин Азии, с Балкан, из Малой Азии. Каждый новый народ наслаивался на предыдущий, вступал с ним в контакт — торговый, военный, культурный. Эта многослойность, сложный сплав традиций и генов, — и есть фундаментальная характеристика крымской истории. Первые поселенцы заложили этот уникальный паттерн, в котором навсегда соединились кочевая вольница степей, неприступная независимость гор и открытость морским влияниям побережья. Их камни, курганы и пещеры — это самые первые страницы бесконечной книги, имя которой — Крым.