Найти в Дзене

Джеймс Дьюи Уотсон — американский биолог, один из первооткрывателей структуры молекулы ДНК

6 ноября 2025 г. в возрасте 97 лет умер американский учёный Джеймс Уотсон, один из первооткрывателей структуры ДНК. Уотсон родился 6 апреля 1928 г. Ещё с ранних лет он стал проявлять невероятные способности в обучении, и в 15 лет стал студентом Чикагского университета, после него в возрасте 19 лет поступил в аспирантуру Индианского университета в Блумингтоне. Защитил диссертацию в 1950 году, посвящённую инактивации бактериофагов (вирусов, поражающих бактерии) рентгеновскими лучами. Таким образом, на момент присуждения степени PhD ему было 22 года. Его научным руководителем был Сальвадор Лурия (будущий нобелевский лауреат 1969 года), один из основателей знаменитой "Фаговой группы" — неформального сообщества учёных под интеллектуальным руководством Макса Дельбрюка, будущего лауреата Нобелевской премии. Изучение простых моделей — бактериофагов — было тогда на переднем крае генетики. Именно в этой среде у Уотсона сформировалась ключевая идея, что для понимания "что такое ген?" необходимо

6 ноября 2025 г. в возрасте 97 лет умер американский учёный Джеймс Уотсон, один из первооткрывателей структуры ДНК.

Уотсон родился 6 апреля 1928 г. Ещё с ранних лет он стал проявлять невероятные способности в обучении, и в 15 лет стал студентом Чикагского университета, после него в возрасте 19 лет поступил в аспирантуру Индианского университета в Блумингтоне. Защитил диссертацию в 1950 году, посвящённую инактивации бактериофагов (вирусов, поражающих бактерии) рентгеновскими лучами. Таким образом, на момент присуждения степени PhD ему было 22 года. Его научным руководителем был Сальвадор Лурия (будущий нобелевский лауреат 1969 года), один из основателей знаменитой "Фаговой группы" — неформального сообщества учёных под интеллектуальным руководством Макса Дельбрюка, будущего лауреата Нобелевской премии.

Изучение простых моделей — бактериофагов — было тогда на переднем крае генетики. Именно в этой среде у Уотсона сформировалась ключевая идея, что для понимания "что такое ген?" необходимо выяснить химическую структуру генетического материала, что в итоге привело его к изучению ДНК в Кембридже. В сотрудничестве с Фрэнсисом Криком – физиком с острым аналитическим умом, понимавший принципы дифракции рентгеновских лучей и теорию, – он начал изучение структуры ДНК. Они блестяще, но не без спорных моментов использовали ключевую рентгенограмму ДНК ("Фотография 51"), сделанную Розалиндой Франклин в лаборатории Мориса Уилкинса в Кингс-колледже; они смогли понять, что молекула ДНК — это двойная спираль, где две цепи соединены комплементарными парами оснований (аденин-тимин, гуанин-цитозин). Эта структура сразу объясняла, как генетическая информация хранится (последовательность оснований) и копируется (путём расхождения цепей). Публикация в Nature 25 апреля 1953 года изменила мир, дав невероятный толчок для развития генетики и новой науки – молекулярной биологии. В 1962 году совместно с Фрэнсисом Криком и Морисом Уилкинсом он получил Нобелевскую премию по физиологии или медицины за открытия, касающиеся молекулярной структуры нуклеиновых кислот и их значения для передачи информации в живых системах.

Его дальнейшая научная жизнь была не менее насыщенной: в 1965 году он написал учебник «Молекулярная биология гена» который на многие годы стал "Библией" для поколений молекулярных биологов. С 1968 года он возглавил лабораторию CSHL, находившуюся в упадке, и превратил её в мировой эпицентр молекулярной биологии, а затем и онкологии и нейробиологии. Он привлекал лучших учёных, находил финансирование и задавал тон исследований. В 1988-1992 гг. Д. Уотсон возглавлял Национальный центр исследований генома человека в NIH, дав мощный старт проекту «Геном человека». Его амбициозный и порой конфликтный подход ускорил работу, но также привёл к трениям с другими учёными и чиновниками. Его резкие высказывания привели к публичному осуждению, потере постов и статуса изгоя в научном сообществе в последние годы. Это навсегда омрачило его наследие, отделив личность от научного подвига.

Таким образом, жизнь Уотсона в науке — это парадокс. Это история гения, чья одержимость, интуиция и умение видеть главное привели к одному из величайших открытий человечества. И одновременно — история человека, чьи личные взгляды оказались глубоко противоречивыми и в конечном итоге разрушительными для его собственной репутации. Но с чем нельзя поспорить, так это с тем, что в истории науки он навсегда останется и архитектором новой эры, и предостерегающей фигурой: его история — это наглядный пример того, как личные недостатки могут затмить научный гений.

Материал подготовила Урбан Ю.Н.

Для проекта #Санпросвет