Найти в Дзене
МГРИ.ИНФОРМ

Преподаватель МГРИ: спрос на наших выпускников у работодателей – высокий

Татьяна Сергеевна Бондаренко, преподаватель Кафедры производственного и финансового менеджмента, который цифрами говорит на языке геологов, и менеджер, который превращает данные о недрах Земли в успешные бизнес-проекты, рассказала об уникальности образования в МГРИ, выборе профессионального пути, и о том, почему ее выпускники на вес золота. Татьяна Сергеевна, ваша преподавательская работа соединяет два мира: геологию и менеджмент. С чего все началось? «Мой путь начался не с выбора между двумя мирами, а с поиска моста между ними. В школе я увлекалась и географией с ее романтикой неизведанного, и математикой с ее безупречной логикой. Когда я узнала о специальности «Экономика и управление на предприятии» в Российском государственном геологоразведочном университете имени Серго Орджоникидзе, я поняла: можно не просто изучать месторождения, а рассчитывать, будет ли их разработка иметь смысл, строить бизнес на основе этих уникальных знаний. Придя в МГРИ студенткой, я влюбилась в эту среду. Э
Оглавление

Татьяна Сергеевна Бондаренко, преподаватель Кафедры производственного и финансового менеджмента, который цифрами говорит на языке геологов, и менеджер, который превращает данные о недрах Земли в успешные бизнес-проекты, рассказала об уникальности образования в МГРИ, выборе профессионального пути, и о том, почему ее выпускники на вес золота.

Татьяна Сергеевна, ваша преподавательская работа соединяет два мира: геологию и менеджмент. С чего все началось?

«Мой путь начался не с выбора между двумя мирами, а с поиска моста между ними. В школе я увлекалась и географией с ее романтикой неизведанного, и математикой с ее безупречной логикой. Когда я узнала о специальности «Экономика и управление на предприятии» в Российском государственном геологоразведочном университете имени Серго Орджоникидзе, я поняла: можно не просто изучать месторождения, а рассчитывать, будет ли их разработка иметь смысл, строить бизнес на основе этих уникальных знаний.

Придя в МГРИ студенткой, я влюбилась в эту среду. Это не просто вуз, это штаб-квартира целой индустрии. Здесь в коридорах спорят о керне (прим. проба вещества) и о дисконтированных денежных потоках (прим. метод, который помогает оценить значимость инвестиций, вложенных в бизнес) в одном предложении. Вернуться в свою альма-матер преподавателем было осознанным решением. Я осталась здесь работать, потому что именно здесь рождаются те самые уникальные специалисты, которых ждет минерально-сырьевой комплекс. Мое «место» я осознала на одном из практических занятий, когда видела, как у студентов загораются глаза: они вдруг понимали, что финансовая модель это не сухие клетки в Excel, а захватывающий рассказ о том, сможет ли проект выжить в условиях геологической неопределенности».

Большинство представляют геолога в сапогах и с рюкзаком где-то в тайге. А чем на самом деле занимаются ваши выпускники?

«Этот романтичный образ лишь верхушка айсберга. Но я всегда говорю: кто-то добывает руду из недр, а наши выпускники «добывают» из проектов деньги и эффективность. Один из моих любимых примеров история нашего выпускника, который начал карьеру в крупной компании аналитиком. Через полтора года он представил руководству не просто отчет, а новую систему оценки эффективности геологоразведочных работ, где успех измерялся не метрами пробуренных скважин, а потенциальной экономической ценностью найденных запасов. Сегодня он управляет портфелем международных проектов. Его главный инструмент финансовая модель, а его «поле» это совещания в московских офисах и переговоры с инвесторами. Он не добывает руду, он «добывает» возможности для бизнеса».

-2

В чем сила выпускника МГРИ? Правда ли, что ваш выпускник может стать топ-менеджером в крупной компании?

«Абсолютная правда. Более того, наш выпускник соединяет в себе два разных навыка: умение управлять финансами и понимание геологии. Он знает не только, как считать деньги, но и откуда они берутся из-под земли и какие риски с этим связаны. Классический экономист, приходя в горную компанию, сталкивается с «языковым барьером». Он не понимает, что такое «коэффициент вскрыши» (прим. отношение количества пустых пород к количеству полезного ископаемого) или «сортность руды» (прим. разделение руд на определённые виды), и слепо верит на слово технологам. Наш выпускник говорит с геологами и горняками на их языке. Он может оспорить их предложение не на основе абстрактных формул, а с позиции экономической целесообразности, понятной обеим сторонам.

У нас был поучительный случай: выпускник пришел в золотодобывающую компанию и заметил, что проект по расширению карьера основан на устаревших данных по цене на золото. Он не просто пересчитал цифры – он подготовил стресс-тест, показав, что будет с проектом при разных сценариях, и предложил альтернативу. Его услышали, потому что он мыслил, как инженер, но считал, как финансист. В этом и есть наша сила – мы готовим не сторонних контролеров, а интеграторов, которые создают синергию между технологией и деньгами».

В чем уникальность вашего направления? Почему будущему финансовому директору горного предприятия лучше учиться именно в МГРИ, а не в обычном экономическом вузе?

«Наше направление дает понимание самой сути сырьевого бизнеса, его циклов, рисков и подводных камней. Финансовый директор завода может не знать химии производства, а финансовый директор рудника, не понимающий геологии, – это катастрофа. Мы учим не просто считать деньги. Мы учим считать деньги в контексте недр».

Учеба в МГРИ какая она?

«Мы живем в эпоху цифровой трансформации, и наши учебные планы – прямое тому доказательство. Студенты погружаются в курсы по «Цифровым двойникам месторождений», где данные геологоразведки становятся основой для динамических финансовых моделей. Мы изучаем «Анализ больших данных в минерально-сырьевом комплексе» для прогнозирования цен и оптимизации логистики. Мы активно внедряем курсы, которых не было даже 5 лет назад. Например, «Цифровые двойники месторождений» – студенты учатся работать с большими данными геологоразведки и строить на их основе динамические модели, которые предсказывают не только запасы, но и финансовые результаты. Я сама постоянно учусь, прохожу курсы для анализа сырьевых рынков. Чтобы вовлечь студентов, мы проводим «Битву-кейсов»: делим их на команды-«компании», даем им анонимизированные данные по месторождению и ставим задачу –разработать жизнеспособный бизнес-план. Они проводят геологоразведку, оценивают затраты, привлекают виртуальные инвестиции и видят последствия своих решений. А выезды на предприятия... Это всегда самый яркий опыт. Когда студент, который месяц строил модель в Excel, спускается в карьер и видит гигантские самосвалы, о которых он только в цифрах думал, – в его глазах зажигается тот самый огонь».

Насколько востребованы и хорошо оплачиваются специалисты, которые понимают и в геологии, и в финансах?

«Это специалисты-«дефицита», который определяет их высокий доход. Спрос на них стабильно высокий, потому что их готовит очень мало вузов. Их ценность в том, что они экономят компаниям миллионы, принимая верные решения на стыке специальностей. Поэтому и стартовые зарплаты у наших выпускников на 20-40% выше, чем у выпускников классических экономических факультетов. А карьерный лифт движется быстрее».

Поговорим про трудоустройство выпускников: какие у них существует реальные варианты и возможности?

«Это весь спектр – от гиганта «Газпром» до государственных корпораций вроде «Росгеологии» и быстрорастущих частных холдингов. Они приходят на позиции от специалиста по инвестиционному анализу и менеджера проектов, менеджеров по развитию бизнеса, специалистов по риск-менеджменту, советников руководства по стратегии – до руководителя направления стратегического планирования.

Яркий пример: одна из наших выпускниц начала с должности менеджер-экономист в сервисной дочерней компании, а через 4 года возглавила направление по оценке эффективности M&A-сделок (слияний и поглощений) в головном офисе. Ее взяли потому, что она единственная в команде могла с первого взгляда на геологический отчет оценить не только стоимость актива, но и скрытые в нем риски и возможности».

-3

Что лично вас радует, как наставника? Общаетесь ли вы с вашими студентами после выпуска?

«Конечно! Это самая большая награда и источник энергии для преподавателя. Недавно общалась с молодым человеком, которого помню еще робким студентом. Сейчас он курирует проект по освоению нового месторождения. Он прислал мне фото с подписью: «Спасибо, что научили видеть за цифрами породу». В такие моменты понимаешь, что твоя работа имеет не просто результат, а наследие».

Какой он – ваш студент?

«Идеальный абитуриент для нас – это «Аналитик с романтикой в сердце». Ему должна нравиться не только сухая математика, но и ее приложения к реальному, сложному миру. Он тот, кто, глядя на карту полезных ископаемых России, видит не просто разноцветные пятна, а сложнейшую паутину логистических маршрутов, центров прибыли, точек роста и какой бизнес можно здесь построить». Если вам интересно, как устроен глобальный мир сырьевых рынков, если вы любите искать нестандартные решения и вы – стратег, вам к нам».

Что бы вы посоветовали школьнику, чтобы «попробовать» то, чему вы учите на вкус, примерить на себя будущую профессию?

Посоветую два шага:

1. Посмотреть российский сериал: «Золотая лихорадка». Это наглядная драма о том, как устроен бизнес на добыче золота. Вы увидите, как переплетаются геология (поиск и оценка месторождений), суровые полевые условия, управление командой в экстремальной ситуации и, что самое главное для нас, – финансовые риски, борьба за инвестиции и принятие управленческих решений под давлением. Это отличная иллюстрация того, почему нужны специалисты, понимающие и технологию, и экономику.

2. Найти сайт любой горнодобывающей компании (например, «Полюс») откройте их годовой отчет. Попробуйте найти раздел «Минерально-сырьевая база» и «Финансовые результаты». Подумайте, как они связаны? Почему рост одних цифр тянет за собой другие? Вот с этого и начинается наша профессия.

-4

Расскажите, как вы начинали свой путь, что вас мотивировало при выборе своей профессии, что помогло вам понять, что вы на своем месте и не ошиблись с выбором.

«Мне помогло любопытство. На 2 курсе мы ездили на учебную практику на действующий рудник. Я смотрела на гигантские экскаваторы и думала: «Сколько стоит один такой? А сколько тонн руды он должен поднять, чтобы окупиться?». Я приставала с вопросами к главному геологу и начальнику ПЭО, и они, смеясь, давали мне цифры. Я вернулась и попыталась построить свою первую, очень наивную, модель. Тогда я и поняла: вот он, мой интерес, мое место на этой стыковке. Меня мотивирует мысль, что наше дело – это не про абстрактные деньги. Это про реальные проекты, которые создаются на десятилетия, про освоение земных богатств с умом и ответственностью. Я не ошиблась с выбором ни разу».

Завершите фразу: «Быть управленцем в геологии – это значит...»

«… быть архитектором земных богатств. Это значит принимать решения, которые превращают данные о недрах в процветающий бизнес, рабочие места и развитие целых регионов. Это профессия не для кабинетов, а для тех, кто хочет оставить реальный, весомый след в экономике России».

Подписывайтесь, чтобы не пропустить важную информацию

Официальный Telegram-канал МГРИ
Чат абитуриентов МГРИ