Найти в Дзене

Как выбирать няню. Взгляд психолога

Няня часто бывает "палочкой-выручалочкой" для работающих родителей маленьких детей. А образ Мэри Поппинс, созданный актрисой Натальей Андрейченко, до сих пор остается эталоном. О выборе няни для ребенка и о ее взаимодействии с ним рассуждает педагог-психолог Центра сопровождения образовательного процесса Ольга Михайловна Борисова. "В детском саду и даже в гимназии зачастую взаимодействуешь с нянями чаще, чем с родителями", - отмечает Ольга Михайловна У няни нет такого принятия и всеобъемлющей любви к ребенку, как у родителей, и это дает некоторые преимущества в воспитании и социализации ребенка. В то же время няня ограничена определенным набором функций, которые она выполняет как профессионал. С учетом этих двух параметров и будем рассматривать такие аспекты выбора няни и ее взаимодействия с ребенком: 1. Функции няни. 2. Ценности и взгляды. 3. Стремления и потребности няни. 4. Образование няни. 5. Темперамент няни и ребенка. 6. Роль няни в семейной системе. 7. Включенность няни в реб

Няня часто бывает "палочкой-выручалочкой" для работающих родителей маленьких детей. А образ Мэри Поппинс, созданный актрисой Натальей Андрейченко, до сих пор остается эталоном. О выборе няни для ребенка и о ее взаимодействии с ним рассуждает педагог-психолог Центра сопровождения образовательного процесса Ольга Михайловна Борисова.

"В детском саду и даже в гимназии зачастую взаимодействуешь с нянями чаще, чем с родителями", - отмечает Ольга Михайловна

У няни нет такого принятия и всеобъемлющей любви к ребенку, как у родителей, и это дает некоторые преимущества в воспитании и социализации ребенка. В то же время няня ограничена определенным набором функций, которые она выполняет как профессионал. С учетом этих двух параметров и будем рассматривать такие аспекты выбора няни и ее взаимодействия с ребенком:

1. Функции няни.

2. Ценности и взгляды.

3. Стремления и потребности няни.

4. Образование няни.

5. Темперамент няни и ребенка.

6. Роль няни в семейной системе.

7. Включенность няни в ребенка.

8. Ожидания ребенка от взаимодействия с няней.

А теперь остановимся на каждом из них. Предварительное обсуждение этих аспектов с няней поможет избежать сложных ситуаций в будущем.

1. Функции няни.

Родителям важно четко понимать, какие функции они хотят поручить няне. Это только прогулка, кормление, присмотр? Или обучение определенным навыкам, этикету, помощь в выполнении домашних заданий школьнику, а также помощь по хозяйству. Няня должна заранее понимать свой функционал и уровень своей зарплаты.

2. Ценности и взгляды.

Важно, чтобы ценности и взгляды на поведение в той или иной ситуации родителей и будущей няни совпадали.

Приведу пример. У родителей, которым уже далеко за 40 и у которых есть успешные, хорошо образованные старшие сыновья, появилась дочка. В семье рады были малышке и некоторое время мама и папа полностью посвятили ей. Но поскольку надо было продолжить вести бизнес, то через 4 года для девочки взяли няню. Она показалась им умной, обаятельной, умеющей ладить с детьми. Вскоре выяснилось, что поведение дочки в детском саду изменилось: она стала копировать моделей и некоторых певиц, репертуар ее игр свелся к играм в принцесс. Она стала настойчивой и капризной, с ней сложнее стало договориться. В спорных ситуациях появился главный аргумент – «девочкам можно все». Для родителей это было удивительно, так как они сами «прошли огонь, воду и медные трубы», ценили в людях ум, гибкость и умение договариваться. У них появился вопрос: что или кто повлиял на изменения в ребенке? В ходе работы с психологом оказалось, что няня через девочку воплощала свои представления об идеальной дочке. С няней пришлось расстаться.

3. Стремления и потребности няни.

Работа для каждого – это удовлетворение одной, а зачастую и нескольких потребностей – в уважении, одобрении, деньгах, возможности реализовать себя и свои способности, во власти и управлении другими и т.п.

Узнайте, что будет важно няне во взаимодействии с вами и с вашим ребенком. Какие стремления и потребности движут ею? В ходе собеседования задавайте будущей няне вопросы, которые помогут понять и раскрыть ее личность (ее любимые книги, передачи, отношение к спорту, театру, о её хобби и увлечениях, любимых напитках, блюдах; о том, что ценит в людях и почему). Помимо стандартных вопросов можно задавать и кейс-вопросы: в них вы даете кандидату ситуацию и смотрите, как он ее разрешеат. Показательными будут и ответы на проективные вопросы, когда вы даёте кандидату возможность поразмышлять о сторонней ситуации, через которую станет многое ясно о нём самом. «Как вы считаете, в какой ситуации можно ругать ребёнка?» — в вопросе важно не дать оценку явлению, а задать его так, чтобы услышать отношение вашей потенциальной няни к проблеме. Внимательно слушайте ее ответы, в них и отразятся стремления и потребности.

4. Образование няни.

Знать много фактов, понимать причины и следствия законов природы и общения людей еще не значит применять знания и полученные навыки во взаимодействии с ребенком.

"Образование няни, на мой взгляд, играет не такую важную роль как наличие сообразительности, находчивости, любознательности и юмора", – делится Ольга Михайловна.

Качества ума и личности – это то, что будет играть ключевую роль во взаимоотношениях с ребенком. Няня должна понимать состояния ребенка, его особенности и потребности, а это можно сделать, в том числе, давая своему внутреннему ребенку (уже образованному и воспитанному) возможность выстраивать взаимодействие с настоящим ребенком (подопечным няни). Поэтому открытость, любопытство, креативность, искренность – это те качества, которые в первую очередь свойственны детскому возрасту, и, проявляя их, няне проще найти общий язык с ребенком.

5. Темперамент няни и ребенка.

Темперамент человека – это, прежде всего, свойства нервной системы. Согласитесь, очень быстрому человеку трудно взаимодействовать с тем, у кого более медленный темп. Но если взрослый может себя отрегулировать, то ребенок – нет. Хотите замедлять своего ребенка – тогда няня с более медленным темпом протекания нервных процессов должна быть готова, знать и уметь сонастраивать ребенка на более медленный темп для выполнения ответственного задания. Тогда быстрый ребенок научится контролировать свои действия, выполнять их аккуратно и точно. И наоборот, более медленному ребенку более быстрая няня может помочь некоторые действия автоматизировать, и за счет этого делать их быстрее. Темперамент няни можно выбирать и исходя из той роли, которую вы предлагаете няне в вашей семейной системе.

Изображение сгенерировано Kandinsky 5.0
Изображение сгенерировано Kandinsky 5.0

6. Роль няни в семейной системе.

Роль няни в семейной системе – какая она? Друг, воспитательница, учитель, наставник? Иногда так бывает, что ребенку в силу разных обстоятельств, больше нужен друг, чем няня. Например, мальчик-первоклассник заболевает с осложнениями и на несколько месяцев выпадает из школьной жизни. К нему не ходили друзья, так как иммунитет был низкий. За ним ухаживала бабушка, которой через некоторое время пришлось вернуться к заболевшему мужу. Мальчику из-за стесненных финансовых обстоятельств взяли в качестве няни студента педагогического ВУЗа, который приехал учиться в город из провинции. Долгое восстановление повлекло за собой домашнее обучение (по рекомендации врачей). В такой ситуации юноша стал другом для ребенка, с которым можно и поиграть, и поучиться, и честно высказать, что лежит на душе. Поэтому обсудите в семье, в какой роли вы готовы видеть няню.

Иногда няня начинает становиться частью семьи, заменяя бабушку, старшую сестру или даже маму. В связи с этим значимость приобретает следующий пункт.

7. Включенность няни в ребенка.

Приведу в качестве примера две крайности. В первом случае в семье успешных любящих молодых людей сначала появилась девочка. Мама прекрасно справлялась со своими материнскими обязанностями, а через 2 года появился сын, и тогда в семью взяли няню для девочки. Вначале все было хорошо. Девочке и родителям няня понравилась. Няня гуляла с девочкой, занималась с ней и играла, иногда помогала маме с уборкой и готовкой. Потом предложила брать девочку к себе, так как жила в соседнем подъезде, мама согласилась. Девочка стала дольше оставаться у няни. Няня зарплату за дополнительные часы не просила, и всем было удобно до того момента, пока девочка не сказала родителям, что домой не пойдет, что мамой теперь будет няня Таня. Эту ситуацию с помощью психолога удалось повернуть в конструктивную сторону, когда постепенно няня стала меньше уделять внимания девочке, но больше мальчику, а мама, наоборот, стала больше внимание уделять дочке и меньше сыну, пока не восстановился баланс распределения нагрузки и ответственности.

Во втором случае няня для двойняшек, брата и сестры, была человеком, к которому обращались по имени отчеству, и детям не разрешалось (впрочем, как и ей) касаться друг друга (только в крайнем случае). Няня с детьми проводила будни, а на выходные в дом приезжали родители детей. Дети уважали няню, слушались, были дисциплинированны, вежливы, аккуратны, разносторонне развиты. Трудности возникли, когда дети пошли в школу. Одноклассники часто касались друг друга в играх или просто общаясь, а детям это было некомфортно, они стали сторониться одноклассников. Однажды учительница после падения девочки обняла ее, чтобы утешить, а она еще сильнее расплакалась, потому что ее никто кроме мамы не обнимал, а это случалось редко. При таких обстоятельствах и выяснилось, как с детьми общается няня.

После беседы со школьным психологом было обозначено, что детям не хватало прикосновений и объятий, поэтому для них было удивительно действие учителя и они не могли включиться во взаимодейсвие с одноклассниками. Родители пересмотрели свои договоренности с няней. Она, в свою очередь, изменила стиль общения с детьми. К концу первого класса дети комфортно чувствовали себя в школе.

Помните, родители задают направление в отношении няни и ребенка, и отношение родителей к няне передается и от няни к ребенку. Проявляя к няне уважение и поддержку, вы, скорее всего, увидите уважение к личности ребенка со стороны няни, ее эмпатию и внимание к нему. И наоборот: если няня почувствует родительское недоверие, ревность, чрезмерный контроль, то в ее взаимоотношениях с ребенком будут трудности, а отражаться это будет на всех.

8. Ожидания ребенка.

Важно поговорить с ребенком о будущей няне. Какой он ее видит, что с ней бы хотел вместе делать, какие у него есть опасения и страхи. Делегировать ему выбор не стоит, но прислушаться к его мнению важно.

На первый взгляд кажется, что учесть перечисленные аспекты невозможно. Но скажу вам, что когда точно знаешь чего хочешь, то находишь, может быть, не идеал, но хороший вариант.