На протяжении всего моего знакомства с селом Чемал, я удивлялась тому чутью, которым обладали первопоселенцы, решившие организовать селение в таком благодатном месте.
Не осознавая в полной мере всего того богатого природного потенциала этой местности, которая находится между гор в широкой долине Катуни в устье реки Чемал, поселенцы смогли предвидеть главное – перспективу развития Чемала, причем, на века.
Главной перспективой развития поселения станет туристско-рекреационно-оздоровительное.
Имея такой мощный потенциал природного плана, чемальцы смогли найти «дорогу» своего развития, хотя село изначально не обладало удобным логистическим положением.
В истории Чемала был период, когда транспортное положение села могло бы улучшиться в разы.
Рассмотрим это более подробно, заглянув вглубь истории в 1922 – 1935 годы.
Чуйский торговый путь от Бийска до Монголии существовал задолго до 1922 года, но именно эта дата считается поворотной в его истории.
В ноябре 1921 года в Москве было подписано Советско-Монгольское соглашение об установлении дружественных отношений между РСФСР и Монголией.
Это соглашение заложило основу взаимовыгодного сотрудничества между нашими странами.
Именно Чуйский тракт соединяет нашу страну с Монголией, а от Бийска, где в 1922 году было начало Чуйского тракта, до государственной границы было чуть более 600 км.
Очевидно, что это соглашение также повлияло на то, что в 1922 году Чуйский тракт, в числе еще 5 сибирских трактов был включен в «Перечень шоссейных и грунтовых дорог и сооружений общего государственного и стратегического значения, остающихся на государственном бюджете в ведение Народного комиссариата путей Сообщения (НКПС). Документ датируется 6 декабря 1922 г.
В 1922 году Чуйский тракт поступил в ведение 3 участка гуждорог, а в 1923 году в своем докладе начальник третьего участка сказал, что «в строительном сезоне 1923 года к работам на Чуйском тракте было приступлено, но всего лишь в головной его части – от города Бийска»
Еще в 25-26 годах местные советские и партийные организации возбудили вопрос об изменении направления части тракта (от Бийска до Ини), предлагая перевести тракт на правый берег реки Катуни.
Вопрос этот неоднократно рассматривался в высших правительственных кругах и получал положительное разрешение.
Выписки из протоколов различных заседаний показывают, что везде был выбран правобережный вариант.
Строительство по правобережному варианту начиналось несколько раз, окончательных установок не давалось, работы прекращались.
Отсутствие окончательных установок вызывало совершенно безобразное явление: новое направление не строится, так как вопрос не решен окончательно, а старое не приводиться в исправное состояние по тем же причинам.
Изыскания для корректировки направления Чуйского тракта проводились постоянно, например, на левобережном направлении от Черги до Ини в разные годы, начиная с 1914 года, с экспедиции В. Я. Шишкова.
В 1927 году серьезные изыскания по правобережному варианту выполнены были под руководством Фомы Павловича Миндюка (От Бельтертуюка до Ини). Все эти изыскания велись согласно техническим условиям 1925 года. Чтобы решить вопрос об окончательном варианте тракта, необходимы были дополнительные изыскания в 1932 году, но уже по новым технических условиям.
Изыскания и составление проектов вариантов тракта в 1932 году производил Государственный институт проектирования дорог и искусственных сооружений при Главдортрансе РСФСР.
В итоге по материалам изысканий 1932 года вытекает 4 основных варианта дороги межу пунктами устье реки Семы и Иня.
1. Правобережный, Катунский вариант. Линия идет от устья р. Семы до Ини сплошь по правому берегу р. Катуни через пункты: Чемал, Бельтертуюк, Каянча.
2. Левобережный, старое направление. Линия с правого берега переходит р. Катунь у устья р. Семы и через пункты: Черга, Шебалино, Топучая, Туекта, Онгудай, Хабаровка проходит к р. Катуни у Ини, где переправа на правый берег.
3. Линия идет от устья р. Семы до устья р. Урсул по правому берегу р. Катуни. У устья р. Урсула переходит через р. Катунь и идет правым берегом р. Урсула до устья р. М. Ильгуменя с дальнейшим направлением через пункты: Хабаровка, Купчегень до Ини.
4. Линия идет от устья р. Семы по правому берегу р. Катуни до бома Телло (против Еломана), где переходит через Катунь на левый берег, с дальнейшим ходом левым берегом до Ини.
По итогам изысканий была составлена сравнительная таблица стоимости разных вариантов: причем, правобережный вариант рассматривался, в том числе с вариантом скального тоннеля длиной 400 метров.
Вывод, который был сделан в технической пояснительной записке в конце 1932 года, очевиден: «Из изложенного видно, что наименьшую строительную стоимость имеет правобережное направление с переходом через Катунь у Еломана и Ини. В результате произведенных сравнений получается, что преимущества имеет этот четвертый вариант, на котором и следует остановиться».
Этот вывод был сделан в ноябре 1932 года. А буквально в начале 1933 года было принято иное решение.
Товарищ Вишневски, начальник Стройшосдора № 6, который руководил строительством , в своем докладе в Ойротский обком ВКПб пишет буквально следующее:
«Объект строительства. Решением правительства в 1933 г. вариант строительства тракта был принят в маршруте: Биск-Майма-Усть-Сема-Черга-Шебалино-Онгудай-Иня-Госграница. Общее протяжение тракта в указанном направлении составляет 622 км, из коих свыше 500 км проходят в горной местности» [Сборник архивных документов 2020, с. 204]
C 1933 года Чуйский тракт становится военизированным и остается в системе НКВД до 1946 года.
Два года 1933 – 1934 шло активное строительство Чуйского тракта.
Да, Чемал не стал селом Чуйского тракта и сложно сказать сегодня по «чьей милости».
Могу только предположить, что на решения оказывалось давление со стороны глав населенных пунктов, что располагались на старом варианте….
Ведь если бы не Чуйский тракт, то их интенсивное развитие было бы отсрочено на многие годы.
На сегодняшний день от начатого строительства Чуйского тракта по правобережному варианту в Чемальском районе осталась дорога.
«…В 1929 – 1931 годах шло строительство Чуйского тракта по Катунскому варианту. К 1931 году было пройдено правым берегом до р. Бельтертуюк, куда стал возможным проход машин 1.5 тоннажа…»
Да, пока Чемал не является селом Чуйского тракта, но настанет время и оно этот статус все же обретет, да я так думаю.
Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина. Фото автора
Буду признательна вам за донаты