Найти в Дзене
День открытых дверей

Квартирантская сага

(Всем скитальцам посвящается) Людей портит квартирный вопрос. Но особенно он портит тех, кто принимает решение свою квартиру сдавать. Хорошо, если владелец бесценного бетона смотрит на жизнь философски – да, мол, будет дополнительный доход, хотя возможны и кое-какие расходы, а еще и какому-то скитальцу жизнь сделаю хоть на время чуть комфортнее и спокойнее. Но беда, если квартировладелец мнит себя как минимум феодалом, а съемщика – своим холопом, который и оброк принесет, и все вопросы на себя возьмет, и в ноги поклонится. До поры у меня был сравнительно небогатый и в чем-то даже курьезный опыт аренды квартир. Например, меня однажды продали вместе с квартирой, при этом владельцы, принявшие решение квартиру продавать, посчитали, что я, конечно же, возьму на себя роль рекламного агента – буду потенциальных покупателей в любое время дня и ночи принимать, жилье безропотно показывать, а буду хорошей девочкой, еще и кофеем угощу. Как это у меня другие планы и работа? Ах, тогда мы будем откры

(Всем скитальцам посвящается)

Людей портит квартирный вопрос. Но особенно он портит тех, кто принимает решение свою квартиру сдавать. Хорошо, если владелец бесценного бетона смотрит на жизнь философски – да, мол, будет дополнительный доход, хотя возможны и кое-какие расходы, а еще и какому-то скитальцу жизнь сделаю хоть на время чуть комфортнее и спокойнее. Но беда, если квартировладелец мнит себя как минимум феодалом, а съемщика – своим холопом, который и оброк принесет, и все вопросы на себя возьмет, и в ноги поклонится.

До поры у меня был сравнительно небогатый и в чем-то даже курьезный опыт аренды квартир. Например, меня однажды продали вместе с квартирой, при этом владельцы, принявшие решение квартиру продавать, посчитали, что я, конечно же, возьму на себя роль рекламного агента – буду потенциальных покупателей в любое время дня и ночи принимать, жилье безропотно показывать, а буду хорошей девочкой, еще и кофеем угощу. Как это у меня другие планы и работа? Ах, тогда мы будем открывать своим ключом!

Или другой эпизод – когда хозяйка передумала сдавать квартиру, у нее как раз сын из тюрьмы вышел, жить негде. Но мне она почему-то об этом не сообщила. И вот так однажды ночью дверь в квартиру отрыл своим ключом очень пьяный и очень веселый человек, который вежливо отодвинул мои вещи и лег спать на ту постель, которую я стелила себе. Так неделю и жили, пока я не съехала на другое жилье.

А потом… Потом в жизни все так завертелось, что пришлось полностью полагаться на аренду. Был год, когда я пять раз сменила жилье. С ребенком – одна штука, и чемоданом – одна штука. С надеждами на светлое будущее - в потенциале, но не в активе. И это была самая черная полоса в жизни.

-2

Я и сейчас снимаю квартиру. Правда, после всех скитаний, мне повезло – хозяйка квартиры золотая, возможно даже с вкраплениями бриллиантов. Жаловаться не приходится. На собственные страхи только жалуюсь: а вдруг подорожает? А вдруг что-то сломается? А вдруг изменятся какие-то обстоятельства и снова собирать чемодан?

Как вспомню… Переезд своими силами – это экономно. Берешь пожитки в руки и тащишь, благо крупногабаритного ничего не нажито. И так раз восемь-десять туда сюда, потому что посуда, одежда, одеяла и подушки, игрушки, книги! Сын по пути, конечно, пытается куда-то сбежать: «Ма, там площадка! Ма, там собачка! Ма, а давай в кафе?». Руки в мозолях, шея в пене. Прохожие смотрят с подозрением - вдруг это парочка ограбила кого-то? Сильно подозрительные личности! Или это только кажется? Но соседи точно что-то подозревают. Особенно этот строгий фейс-контроль на лавочке возле подъезда. В одной квартире меня этот фейс-контроль запеленговал еще тогда, когда я только смотреть жилье пришла и с владельцами знакомиться. В приоткрытую входную дверь всунулся любопытный нос, клюка и капюшон, и осведомились грозно:

- Мужчины в доме есть? Помогите окно закрыть!

-3

Потом эта староста всея подъезда, постукивая палочкой, но бегая резво, как сайгак, постоянно подозревала, что я мусор выбрасываю мимо мусоропровода и фантики в лифте оставляю. Никогда не пропускала мой вход или выход из квартиры. Каждый раз с угрозой зашагивала на половичек перед дверью и с вызовом выясняла:

- Это вы на почтовых ящиках грубое слово написали?! Санки в пролете ваши?

Июль на улице, какие санки?

- Это вы жвачку на перила на третьем этаже прилепили?

И я победила ее одной фразой. Я сказала:

- А я думала – вы!

Она задохнулась от возмущения и убежала. Правда, не на долго. Потом, оказывается, у меня то музыка в три часа гремела, то какой-то кот, очевидно, находящийся со мной в сговоре, у кого-то на лестничной площадке нашкодничал.

Но это цветочки. В другом доме, не успела я перенести вещи, как ко мне в дверь начала ломиться какая-то крикливая дама и орать, что я запачкала панели. Какие панели? Почему я?

- Запачкала, запачкала! Бери тряпку и вытирай! – орала дама: - А нет, так звони своей хозяйке!

- У меня нет хозяйки! Я свободный человек! – гордо сообщила я и закрыла дверь. Но до сих пор пытаюсь понять, какие панели в кирпичной хруще? Эти панели тогда были с нами в одном доме?

Кстати, она потом жаловалась, что ей на четвертом мешает днем отдыхать мой сын, который на втором как-то очень резво скачет. На четвертом! И сын, кстати, золотой, шуметь не склонен. Сама не знаю, в кого такой интеллигент уродился... Я в его годы то с деревьев, то с заборов свисала грязными ногами кверху, а у него, видите ли, книжки, конструктор, важные дела в альбоме.

Но даже когда соседи – золото, все равно ты чужак. Пришлый, неуютный, подозрительный. Ну, либо мои навыки социализации сломились мытарствами. Разучилась дружить. Не хочется. Хочется быть просто незаметной. И чтобы никто не трогал. В берлогу хочется, в норку, в заповедную тишину.

А берлога-то чужая, тут не особо-то и развернешься с мощением своей лежанки из мха, сухой травы, листьев и хвои. Свои правила к жилой среде особо-то не подиктуешь. И запахи чужие, и звуки.

Вы знаете, что каждый дом звучит по-своему? Дом моего детства ночью поскрипывал паркетом, ворчал старой водопроводной трубой, бубнил телевизором одинокого глуховатого соседа, вслушивался в звяканье трамваев, колесивших по городу. Вы знаете, что ночью этот звук похож на рык динозавров? В 7, в 15 и в 23 над городом трубил промышленный гудок завода. Под эти звуки сладко спалось и ритмично жилось. Это было моим пульсом. А сейчас… Стенокардия и бессонница.

Я слышу, как принимает гостей сосед за стеной, как стучит стиральная машина сверху, как кричат (да, чужими голосами) подростки под окном ночью. Трубы гудят чужой мотив. Шкаф в темноте кажется грозным незнакомцем, затаившимся и наблюдающим за мной из угла. И весь город вибрирует на какой-то незнакомой, тревожной ноте.

Не знаю, что будет потом. Сколько раз еще меня будут пытать о моих вредных привычках, питомцах и детях? Как часто я буду просыпаться ночью не понимая, где я? Впотьмах искать в несуществующем шкафу несуществующий свитер, как дома? Давать интервью дотошной соседке, мечтать купить что-то уютное, но потом сомневаться, что смогу это утащить и перевезти, переживать о транспорте, школе, поликлинике и о том, что снова нужно будет что-то искать, платить риелтору (самые наглые рыбы в этой пищевой цепочке!) и страдать от бессонницы от стресса.

Не знаю, что будет. Просто надеюсь, что будет своя берлога. Выстелю мхом, листьями, травой и хвоей, и будут отсыпаться. Как минимум год! А потом куплю стол, кресло с подлокотником, лампу с абажуром, и буду писать роман. О счастье.

-4

(Фото без смысловой нагрузки, просто Белгород в октябре, из личного архива)