Начальник Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов доложил Верховному Главнокомандующему, что в ходе испытаний 21 октября «Буревестник» с ядерным реактивным двигателем находился в воздухе около 15 часов и преодолел расстояние в 14 тыс. км. На наших глазах пишется новая глава в истории воздухоплавания.
Первой в мире крылатой ракетой можно считать так называемую летающую
бомбу Сперри (Sperry «Flying Bomb»), также известную как «Автоматический
аэроплан Хьюитта-Сперри» (на фото ниже). Впервые этот самолет-снаряд
поднялся в воздух в сентябре 1917 г., а предназначался он для
катапультирования с военных кораблей для ударов по площадным береговым
объектам на расстоянии до 160 км.
Первой в мире крылатой ракетой, принятой на вооружение, стала
знаменитая немецкая «вундервафля» V-1. Дебютный полет она совершила в
декабре 1942 г. Ее дальность составляла 250 км.
Сегодня крылатые ракеты собственной разработки есть почти у двух
десятков стран (а на вооружении они состоят даже у хуситов). Самой
дальнобойной из них чаще всего называется российская Х-101 воздушного
базирования (на фото ниже). В разных источниках для разных ее
модификаций указывается максимальная дальность в диапазоне от 2800 до
5500 км. Впрочем, верхняя планка считается неподтвержденной. В любом
случае для самой дальнобойной американской крылатой ракеты AGM-129 ACM
открытые источник указывает величину 3700 км. А дальность известной
BGM-109 Tomahawk не превосходит 2500 км.
Но рекордсменами в любом случае являются не они. В феврале 1961 года в
США была поставлена на боевое дежурство первая (и пока последняя)
принятая на вооружение межконтинентальная крылатая ракета SM-62 Snark,
которую по тогдашней американской классификации называли беспилотным
бомбардировщиком (фото ниже). Ее разрабатывали более 15 лет, но
прослужила она всего 8 месяцев, поскольку свежеизбранный Джон Кеннеди
тут же распорядился отправить Snark в отставку. Несмотря на паспортную
дальность в 10 200 км, при скорости 1050 км/ч и высоте полета 15 000 м
шансов на преодоление советской ПВО в 1961 г. у нее уже не было.
Впрочем, наибольшая документально подтвержденная дистанция, которую
Snark преодолела в реальном полете, составила 7820 км, когда в 1960 году
эта ракета пролетела от Мыса Канаверал до полигона на острове
Вознесения в Южной Атлантике.
Из других проектов межконтинентальных баллистических ракет ближе всех
к реализации подошла легендарная советская Ла-350 «Буря». Ее
характеристики до сих пор поражают воображение. При стартовой массе 97,2
т, она взлетала вертикально и разгонялась с помощью двух ракетных
ускорителей. Затем оснащенная сверхзвуковым прямоточным
воздушно-реактивным двигателем маршевая ступень переходила в
горизонтальный полет на высоте 17,5 км при скорости 3,2 Маха (3500
км/ч). По мере выработки топлива «Буря» поднималась на высоту более 25
км и оттуда пикировала на цель.
Специально для этой ракеты в СССР была разработана технология сварки
титана, что позволило создать цельносварной фюзеляж, способный
преодолеть тепловой барьер, возникающий при разгоне до таких скоростей.
Во время испытаний «Буря» достигла дальности 6500 км, и при таких
характеристиках никакое ПВО в те времена остановить ее не могло. Однако в
1960 г. проект был закрыт, потому что баллистические ракеты оказались
более надежным и дешевым средством доставки спецзарядов в любую точку на
территорию США.
И вот в истории межконтинентальных крылатых ракет открывается новая
глава. Разумеется, от самых успешных испытаний до принятия на вооружение
дистанция немалая, но факт есть факт: 14 000 км – это почти в полтора
раза больше, чем рекордная дальность SM-62 Snark, даже если принять ее
официальную дальнобойность в 10,2 тыс. км. А с учетом того, что в теории
дальность атомной крылатой ракеты 9М730 «Буревестник» считается
неограниченной, то в перспективе можно задуматься и о других рекордах.
(На схеме ниже изображен ядерный турбореактивный двигатель, но,
возможно, на самом деле там используется прямоточный двигатель.)
Напомним, что абсолютный рекорд дальности беспосадочного перелета в
настоящее время принадлежит самолету Virgin Atlantic GlobalFlyer (фото
ниже), который в 2006 году за 9 суток и 3 минуты преодолел 41 467 км без
посадки и дозаправки.
Рекорд продолжительности полета для беспилотников установил в 2022
году Airbus Zephyr на солнечных батареях (фото ниже). Он парил в воздухе
64 дня 18 часов 26 минут, прежде чем спикировать в землю по неизвестной
причине, не дотянув всего 4 часов до абсолютного рекорда длительности
полета летательного аппарата тяжелее воздуха.
Это феноменальное достижение было установлено… в 1959 г. на
совершенно прозаическом самолете Cessna 172. С двумя пилотами на борту
он умудрился продержаться в воздухе 64 дня 22 часа 19 минут в рамках
рекламной акции одного из отелей Лас-Вегаса. Правда, для этого
требовались регулярные дозаправки, которые проводились с помощью
подтягиваемого тросом шланга… с мчащегося внизу грузовика. Схожим
образом на борт передавались еда, вода и другие припасы. За время полета
самолет «намотал на винт» около 240 тыс. километров.
Теоретически «Буревестнику» вполне по силам все эти рекорды побить.
Можно даже совершить это публично, в виде агитационного перелета, как
это сделал в 1937 году экипаж Михаила Громова на краснокрылом АНТ-25,
нашем доселе единственном представителе в списке абсолютных авиационных
рекордов дальности (10 148 км).
Почему бы не повторить его маршрут – через Северный полюс в США,
чтобы наглядно продемонстрировать те возможности, которыми обладает
Россия для поддержания дружеских отношений со странами Запада. Во всяком
случае, ничего не мешает нарисовать на борту «Буревестника» голубку
Пикассо и пустить его в режиме следования рельефу местности достаточно
низко, чтобы ею могли полюбоваться все люди доброй воли на планете. Нет
сомнения, что мировая пресса будет с напряженным вниманием следить за
ходом такого перелета. Можно, кстати, и над Лас-Вегасом покружить. И не
только над ним. Сбивать посла мира и дружбы с ядерным реактором на борту
вряд ли кто-то посмеет.
P.S. Во время посещения Центрального военного клинического госпиталя 29 октября 2025 г. Президент России Владимир Путин рассказал,
что накануне, 28 октября, были проведены еще одни успешные испытания –
автономного подводного аппарата «Посейдон» с ядерной энергетической
установкой, которая, по словам главы государства, значительно
превосходит мощность межконтинентальной ракеты «Сармат». В ходе
испытания эта энергетическая установка впервые была запущена на борту
подводного беспилотника.
Были озвучены также интереснейшие детали касательно «Буревестника»:
его ядерная двигательная установка при сопоставимой мощности с ядерным
реактором атомной подводной лодки в тысячу раз меньше по размерам. А
самое главное, если обычный атомный реактор запускается в течение часов,
дней и недель, то этот ядерный реактор – в течение минут и секунд.
Президент пообещал, что все эти прорывные технологии обязательно найдут применение в нашем народном хозяйстве.
Источник: НИКС - Компьютерный Супермаркет