Атака БПЛА в Таганроге и пригороде 25 ноября унесла три жизни в тот же день: не стало 18-летнего парня, 28-летней женщины и мужчины. Через четыре дня в больнице скончалась 76-летняя Лидия Чубенко. Как рассказала дочь и подруга погибшей «КП-Ростов-на-Дону», это было в ее характере — стойком и сильном.
«НОЧЬЮ ЗВОНИТ СОСЕДКА: «СРОЧНО ПРИЕЗЖАЙ»
Дочь погибшей Галина с дрожью в голосе вспоминает ту роковую ночь 25 ноября. Телефонный звонок раздался около полуночи.
— Звонит соседка, тетя Оля. Говорит: «Срочно приезжай. Мама без ног осталась. Я думала, с ума сойду.
Сосед, услышал взрыв и увидел, что пострадал небольшой дачный домик Лидии Владимировны. Он перелез через забор и через разбитое окно забрался в дом, поднялся на второй этаж.
— Мама лежала в спаленке, в которую прилетели осколки. У нее были тяжелые травмы, но она была в сознании.
Даже в таком состоянии Лидия Владимировна пыталась говорить. Она попросила выключить газ, чтобы не взорвался дом. Соседки наложили жгуты ей на ноги. Позже в Михайловку из Таганрога приехали Галина и ее муж.
«ПЫТАЛАСЬ УЛЫБНУТЬСЯ С ТРУБКАМИ ВО РТУ»
Медики скорой забрали пострадавшую в больницу. С трех часов ночи до утра хирурги боролись за жизнь Лидии Чубенко.
— Врачи сказали: «Сделали что могли, но прогнозов дать не можем». Помимо ранений ног у мамы очень серьезно пострадали внутренние органы.
Через несколько часов женщину транспортировали в ростовскую больницу.
— Там мама перенесла еще несколько операций. Видела, как доктора и в Таганроге, и в Ростове все силы отдали на ее спасение.
28 ноября дочь пустили в палату реанимации.
— Мама была вся опутана трубками, датчиками, подключена к капельнице. Врачи сказали, что она была в сознании, слышала меня, только глазки не открывала. Я ее пыталась успокоить, сказала, что позже к ней зайдет внучка. И мне кажется, она пыталась улыбнуться, но помешали трубки во рту. Успокаивает одно: мама, окруженная чужими людьми, в свой последний день услышала родные голоса.
Утром 29 ноября сердце 76-летней женщины не выдержало. В начале декабря ее похоронили на Мариупольском кладбище Таганрога.
ЖИЛА С МАЛЕНЬКОЙ ДОЧКОЙ В КОСТЮМЕРНОЙ
Судьба Лидии Чубенко была непростой с молодости. После развода, оставшись одна с четырехлетней дочерью на руках и без жилья, она вынуждена была браться за любую работу. Спасением стал Дворец культуры им. Ленина при металлургическом заводе.
— Его легендарный директор Михаил Илларионович Никитин принял нас, увидев, что мама — хороший работник, а деваться нам некуда. Мы год жили прямо во дворце, в костюмерной. Так что я каждый угол знала в этом ДК.
Талантливую и трудолюбивую женщину быстро назначили заведующей костюмерным цехом, позже дали место в общежитии, а затем - квартиру.
— Лида была как оркестр — сама делала эскизы, конструировала и шила костюмы, — вспоминает подруга и коллега погибшей Елена Пахомова. — Редко кто верит, но она лично обмеряла каждого участника многочисленных коллективов — хоров, театральных студий, танцевальных ансамблей. Она сама создавала костюмы, работая днями и ночами. Разве что вышивальщицы могли потом украсить наряды.
— Мама практически не спала. Я сама засыпала под звук ее машинки, — делится дочь.
НЕ СТАЛА ХУДОЖНИКОМ: «БУДЕШЬ МОДИСТКОЙ!»
Талант проявился у Лидии еще в детстве. В тяжелые и голодные послевоенные годы ее мама, умудрилась раздобыть шестилетней дочке новую кроличью шубку. Пока женщина была на работе, девочка отрезала от обновки кусок меха и сшила точную копию для своей куклы, даже со сложными втачными рукавами.
— От маминого гнева ее спасла лишь бабушка Аня, которая сказала: «Не вздумай наказывать!» Она тоже была мастерицей и не хотела душить в ребенке интерес к творчеству.
После школы Лидия подготовила документы и без всякой подготовки поступила в Ростовское художественное училище имени Митрофана Грекова.
— Но ее мама забрала документы из училища, говорила: «Не смей, никуда ты не поедешь. Будешь модисткой, — рассказывает семейную историю дочь. — Наверное, поэтому мне мама разрешила выбирать, кем хочу стать. До 29 лет я профессионально занималась подводным плаванием и ориентированием. Зато двое из троих внуков такие же творческие, как бабушка и дедушка. Они увлекаются музыкой. Моя дочка учится в Ростовском колледже искусств.
Мечта о профессии художника не сбылась, но талант у Лидии Владимировны остался.
— Наверное, поэтому мама с отцом нашли друг друга. Он играл в военном оркестре и владел, казалось бы, всеми инструментами.
«ПОКА РАБОТАЮ - ЖИВА»
Много лет таганроженка посвятила местному ДК, а после сокращения работала педагогом по труду в детском доме № 7, где ее также очень любили дети.
Позже Лидия Владимировна продала квартиру в Таганроге и купила дом с садом в ближайшем поселке.
— Даже на пенсии не отдыхала. Сама конструировала и строчила на машинке купола теплиц, выкладывала дорожки, соорудила фонтанчик, возилась в огороде с утра до ночи — не умела просто делать перерывы на отдых. И продолжала шить концертные костюмы в своей уютной мастерской на первом этаже.
Все, кто знал Лидию Чубенко, вспоминают ее как человека с невероятным внутренним стержнем.
— Она всю жизнь всего добивалась сама. «Пока работаю — жива», — так мама говорила. Даже в 76 лет оставалась энергичной, жизнерадостной, с прекрасным чувством юмора. Обожала рыбалку и ходила на нее сама и с внуками.
Все родные и друзья погибшей, с кем бы мы ни говорили, в один голос говорят о ее невероятной доброте, отзывчивости и силе духа.
— Это человек, который никогда никому не желал зла. Мама не завидовала, не сплетничала. Первая приходила на помощь, чтобы успокоить и поддержать, подставить «жилетку», — делится дочь.
— С ней невозможно было не дружить. Лида была очень общительным, грамотным, порядочным и добрым человеком, — добавляет подруга Елена. — Она для нас всех была поддержкой.
ИКОНЫ УНЕСЛА В ДРУГУЮ КОМНАТУ
Сейчас, после похорон, родные пытаются осознать случившееся.
— До сих не верю, что это могло произойти в мамой, с нашей семьей, — говорит Галина. — Все время спрашиваю у себя: «Почему?» Она ведь обычно засиживалась за швейной машинкой на первом этаже до двух-трех часов ночи, а в этот раз в полночь уже поднялась в спаленку, куда попали обломки. А еще оказалось, что из-за ремонта все свои иконы она перенесла в бабушкину комнату - и только это помещение не пострадало. К тому же в ту ночь нательного крестика на маме не было — остался внизу. Все это просто совпадения, но сейчас они не дают мне покоя.
Жизнь Лидии Чубенко оборвалась раньше времени, несправедливо и неожиданно для близких. На память родным и друзьям остались воспоминания об удивительно стойкой и доброй женщине, ее работы — от модных костюмов до затейливо вышитых картин, а еще — любовь к искусству.
Подпишись на нас в МАХ и Telegram!
Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru
Автор: Кристина КРУГОВЫХ