Найти в Дзене

Кольский '25 - День 1-2 - Подготовка, дорога Жуковский - Лодейное поле - Лоухи (М-11, Кола)

Оглавление

Поездка на Кольский планировалась как основная поездка на 2025 год, в ходе которой решили посетить Северную Карелию, Хибины, Ловозерские тундры, Мурманск, полуострова Средний и Рыбачий, а также Териберку.

Маршрут незначительно менялся, и самое существенное изменение — перенос фестиваля Фэнтези Фест в Новгородскую область, из-за которого пришлось увеличить длительность поездки и изменить маршрут, убрав Вологду и добавив отдых в Новгороде, а также три дня на фестивале. В итоге — 17 дней, 16 ночей, более 5000 км дороги и порядка 100 часов за рулем.

Всю поездку (за редкими исключениями) я снял в Яндекс.Зеркалах, потому все описываемые участки дорог (в том числе и Средний с Рыбачим) можно посмотреть в разделе зеркал в Яндекс.Картах.

Во время путешествия я старался писать посты в своем телеграм-канале посвященные это поездке.

Финальное расписание поездки
Финальное расписание поездки

Непонятно, почему дзен с мобильных устройств так пережимает таблицу (в редакторе все корректно), но если что она же в читаемом виде опубликована в телеграм здесь.

Подготовка к поездке

Сбор информации

Интерес к поездке на Рыбачий появился по мере просмотра видео, особенно понравилась вот эта серия роликов на Ютубе от семьи, путешествующей на Фольксваген Калифорнии. Взял оттуда несколько точек интереса и мест ночевок. После этого посмотрел еще много видео, но это главное, из-за которого заинтересовался местом.

Поскольку в прошлом году у нас появился специальный автомобиль для поездок, на котором можно поехать далеко и при этом немного заехать и в условно бездорожные места (без излишнего энтузиазма), то начал отмечать на карте потенциальные точки интереса. Затем, как обычно, свел маршрут в таблицу, которую приложил выше, отметил на карте точки ночевок исходя из нормального суточного пробега, отметил удобные АЗС и забронировал на Авито подходящие варианты жилья (т. к. в машине ехали втроем, с женой и другом, то выбирали двухкомнатные квартиры).

Таблица в процессе немного менялась, в Мурманске квартиру мы бронировали уже в день приезда, т. к. не знали, как точно выйдет поездка по Хибинам/Ловозерам, и хотели иметь возможность двигаться по времени. А «Фэнтези фест» перенесли меньше чем за месяц до нашего выезда в путешествие, из-за чего вместо возвращения домой в четверг (и заезда в Вологду) вернулись только в понедельник.

Техническое

В июне с третьего раза починил коробку на Пафике, после чего Дед помолодел и начал вполне комфортно держать разрешенную на М-11 скорость, плюс нештрафуемый порог.

Тогда же поменял передний карданный вал и отремонтировал задний. За ремонт переднего попросили сумму сравнимую с покупкой нового, потому взял новый. Съездил проверить балансировку кардана — всё ок, даже править не пришлось.

Заехал в свой сервис Ниссанов, попросив максимально проверить всё, что можно проверить, т.к. ехали на Средний и Рыбачий и надеяться на сервис не приходилось. Помыл радиатор (судя по наличию поролоновой проставки это не делали все 12 лет), поменяли часть трубок и пришлось перебрать практически всю подвеску, т.к. почти все сайлентблоки рассохлись. Благо на Ниссане это ощутимо дешевле, чем на Фольксвагене =)

И наконец-то по адекватной цене появились отличные фольксвагеновские мусорные корзинки (аналогичные стоят у меня в Тигуане), взял пару штук и в Паф. В поездке без них постоянно не хватает места для оберток, салфеток, чеков, и прочего мелкого мусора.

Еще весной установил мощные буксировочные проушины спереди и сзади. А летом обслужил запаску и она теперь наконец-то нормально спускается под машиной. Не факт, что это понадобится, но лучше быть готовым =)

Клыкастый
Клыкастый

Снаряжение

Собственно, автомобиль - Ниссан Патфайндер R51 2012 г.в. с пробегом 150к км с установленными палаткой на крыше — Ястреб Про (зимняя) и маркизой (автотентом) 3м*2,5м с сеткой и стенками.

Про палатку я писал здесь ранее, а про новые крепления и переустановку палатки и маркизы я уже писал здесь.

Немаленький багажник Деда был загружен под завязку, плюс вещами занято пассажирское место в салоне. Взяли:

  • экспедиционный ящик Чак Бокс с двумя столиками (с кухонными принадлежностями и прочим),
  • маленький экспедиционный ящик,
  • автомобильный холодильник,
  • две аккумуляторных станции на 300 Вт·ч,
  • складную солнечную батарею,
  • три кресла,
  • один сапборд с электрическим насосом и спасжилетом,
  • плитку с баллонами,
  • мангал из 3 мм стали, пару упаковок топливных брикетов,
  • аккумуляторную цепную пилу,
  • канистру с технической водой,
  • 2 палатки для Артура (с раскладушкой, пледом и карпетом),
  • 3 спальника,
  • туалетную палатку,
  • гермомешок (для укладывания большого мусорного пакета),
  • тележку для перевозки вещей (на фестивале очень пригодилась),
  • пару домашних подушек, плюс тройку "обнимательных" подушек из Икеи,
  • ящик с мелочами и химией (репелленты, карабины, веревочки и т.д.),
  • забродники,
  • новый компрессор, топорик, складную лопату, инструменты, жижки для долива в авто, шаклы, динамическую стропу, корозащиту. Все, кроме инструментов и лопатки - не понадобилось,
  • разные полезности (бинокль, стабилизатор для телефона, рации, умывательное, медицинское, зарядки, павербанки, провода и т.д., и т.п.)
  • умывательное, медицинское и тому подобное,
  • еда, вода и т.д., плюс взяли на всякий случай 4 ИРП.

В процессе поездки обнаружилось, что в палатку на крыше помимо стандартного набора (встроенный матрас, 2 подушки спальных, 2 "обнимательных" подушки, 2 спальника, лестница) влезает еще палатка, плед, раскладушка и карпет. В общем, вполне себе бокс на крыше =)

С учетом переменчивой погоды вещей нужно было брать много. Пригодились и шорты, и футболки, и тапочки, и штаны, и термухи, и кроссовки, и тактические ботинки, и куртки, и шапки. Не распаковал только зимнюю куртку (благо до этого не дошло). Потому еще 3 чемодана.

Да, именно чемодана, т.к. благодаря тому, что они жесткие, засунуть в них вещей можно не хуже, чем в рюкзак, да и доступ к вещам легче, чем в рюкзаке. Ну и при игре в тетрис в багажнике их параллелепипедная форма сильно уменьшает сложность =)

Тетрис, за этим рядом - еще один до потолка
Тетрис, за этим рядом - еще один до потолка

Состав

В этой поездке к нам с Надей в машину присоединился Артур, с которым мы регулярно ездим на фестивали и организуем удобный лагерь на 20+ человек. Спасибо ему, помощь в дороге и лагере просто неоценима =) На него также оформил страховку, чтобы мы могли меняться по дороге.

Надя на штурманском месте поддерживала нас шутками и разговорами во время дороги, т.к. монотонность длинных перегонов водителей утомляет. А на остановках обеспечивала нас вкусной едой и общим уютом лагеря. Без нее поездка была бы гораздо более утомительной и голодной =)

Также к нам присоединилась вторая машина — Фольксваген Тигуан, с Мишей и Ириной, которые активно занимались фото/видео съемкой и, возможно, когда-то смонтируют большое видео по поездке. На время поездки на Средний и Рыбачий они оставили Тигуан на стоянке и арендовали Ниву.

Транспорт
Транспорт
Он же
Он же
Состав
Состав

День 1 - Дорога от Жуковского до Лодейного поля

Выезд

Перед поездкой договорились, что Тигуан выедет на день раньше, переночует в Новгороде и встретимся с ним уже в районе съезда с М-11 в сторону Волхова.

Артур же должен был приехать к нам за день до выезда, поставить свою машину в мой гараж и загрузить окончательно Деда. А на следующий день он приезжал к нам рано утром, после чего планировали выдвинуться в сторону Лодейного поля, где была запланирована первая ночёвка.

К счастью, как запланировали, так и вышло =)

Дед
Дед

Дорога Жуковский - Старая Ладога

В районе восьми-девяти утра в субботу полностью укомплектованный Дед быстро проскочил еще спящую Москву, вышел на М-11 и бодро направился в сторону Новгорода.

На крейсерской 130+ по отличной незагруженной трассе мы добрались до съезда в сторону Волхова, поменявшись разок с Артуром на водительском сиденье в районе Твери. Тигуан проехал развязку немного раньше и мы его нагнали спустя несколько километров.

Дорога от М-11 до Волхова уже не такая приятная, как платка, но вполне достойная, мы ехали по западному берегу реки Волхов (на обратном пути поехали по восточному, там есть участки и с грунтовкой на большом протяжении). На значительных участках GPS сходит с ума и даже рации не всегда работают, так что приходилось ехать просто в нужном направлении (т.е. на север).

Старая Ладога

В сам Волхов заезжать не стали, прошли его, по сути, по касательной, посмотрев из окон. Остановиться и прогуляться решили в Старой Ладоге, куда мы прибыли около пяти вечера. Остановились на достаточно большой парковке возле кафе, неподалеку от крепости — 59.998040, 32.295628

Основана не позже 753 года
Основана не позже 753 года
Староладожская крепость, 59.997161, 32.297317
Староладожская крепость, 59.997161, 32.297317

Мы пришли к окончанию работы музея, но успели прогуляться как снаружи, так и внутри. Специально ехать в Старую Ладогу бы я не стал, но если она по пути - стоит прогуляться.

От Старой Ладоги до точки ночевки в районе Лодейного поля оставалось порядка 130 км, но по пути был разводной мост через реку Свирь как раз в Лодейном поле. Этот мост периодически разводят для пропуска судов и очень не хотелось попасть именно на это событие. Информацию о планируемом разведении обычно публикуют заранее, потому стоит посмотреть график при планировании поездки.

Тот самый разводной мост
Тот самый разводной мост

Ночевка возле Лодейного поля

Поскольку мост не разводили, то мы достаточно быстро проехали оставшиеся 100+ км и к восьми вечера уже были на точке стоянки - 60.789542, 33.406515

Место буквально в сотне метров от трассы, при этом шум с трассы глушится соснами. Рядом расположена парковка для большегрузов, но ее наличие не доставляло никаких проблем. Поскольку это место используется как раз для ночевок проезжающих мимо, то люди ночуют, отдыхают и уезжают, состав меняется быстро.

При этом достаточно чисто, мест для кемпинга много, рядом есть очень чистое озеро с хорошим входом в воду. Единственное, что много насекомых, но с этим приходится смириться и быть готовым (репелленты — наше всё).

Оперативно поставили лагерь, Надя приготовила нам ужин, потом сходили искупаться в отличном озере, после чего отметили начало поездки.

Поздним вечером начался ливень и нам пришлось прикрепить к маркизе боковые стенки, чтобы не заливало боковым дождем и не сильно промочило палатку Артура, а также самим перебраться под маркизу.

Начало установки лагеря
Начало установки лагеря
Ужин =)
Ужин =)
озеро Вехкозеро
озеро Вехкозеро
Оно же
Оно же
Лес возле стоянки
Лес возле стоянки

За день проехали порядка 900 км, всё по хорошим дорогам. Такое расстояние я проезжал ранее и один, но вдвоем ощутимо легче =)

День 2 - Дорога Лодейное поле - Лоухи

Лодейное поле

Утром проснулись около восьми утра, промокшие вещи растянули на растяжках или разложили на горизонтальных поверхностях.

Солнечное утро
Солнечное утро

Разложив вещи, накачали сапборд, поплавали. Очень тихо, ветер минимальный, солнышко греет, красота =) Можно приехать в подобное место и на подольше.

Но насекомые, летящие на мокрое тело и атакующие со всех сторон, конечно, доставляют определенных проблем. Репеллент-то ты уже смыл...

Собрали лагерь и направились еще в один длинный перегон, целиком по трассе Р-21 "Кола".

Дорога Лодейное поле - Лоухи

На всем протяжении трасса в хорошем состоянии, очень редко встречались ремонтируемые участки. Поскольку дорога двухполосная и загруженность достаточно высокая, иногда упираешься в колбасу из фур и тянешься за ними. Потому в основном ехали со скоростью потока.

Насекомых достаточно много, но мушкомой справляется.

Фефа (лошадка) - водитель =)
Фефа (лошадка) - водитель =)
Начало сбора кормушки для птиц
Начало сбора кормушки для птиц

Ночевка рядом с Лоухами

К восьми вечера доехали почти до полярного круга, а именно до окрестностей Лоухов, где была отмечена еще одна удобная точка для ночевки — 66.043800, 32.911606

От трассы до этой точки проезд недолгий и несложный, но на пузотерке будет сложнее, хотя и они пройдут.

Немного ямок
Немного ямок

Полностью лагерь раскладывать не стали, достали только необходимые вещи. Тем более на площадке был деревянный стол с лавочками.

Походная кухня из экспедиционного ящика Чакбокс
Походная кухня из экспедиционного ящика Чакбокс
Первый опыт Нади со слоистыми коктейлями (из набора, который взял Миша).
Первый опыт Нади со слоистыми коктейлями (из набора, который взял Миша).

Полностью лагерь раскладывать не стали, достали только необходимые вещи. Тем более на площадке был деревянный стол с лавочками.

АйСосна
АйСосна
Общий план
Общий план

На улице вечерело и я решил повесить гирлянду с теплым светом, которая обычно ночью создает крайне уютную атмосферу.

Более бесполезного занятия я еще не находил, поскольку забыл, что мы уже у полярного круга, а в июле как раз полярный день. И через некоторое время после того как повесил гирлянду - пошел ее снимать =)))

11 часов вечера над озером Плотичное
11 часов вечера над озером Плотичное
Бесполезная гирлянда =)
Бесполезная гирлянда =)

Вода в озере была уже прохладная, поэтому купаться мы все же не пошли.

По соседству (километрах в пяти) проходил какой-то фестиваль электронной музыки и выносливость посетителей (с учетом необходимого допинга) позволила им продолжать выступления до самого утра =)

Не наш формат, но и претензий не имеем, уехали они действительно далеко от сильно населенных мест =)

Но в целом, было достаточно тихо и спокойно, вот как на видео.

Ссылки на блог на других ресурсах: