Поездка на Кольский планировалась как основная поездка на 2025 год, в ходе которой решили посетить Северную Карелию, Хибины, Ловозерские тундры, Мурманск, полуострова Средний и Рыбачий, а также Териберку.
Маршрут незначительно менялся, и самое существенное изменение — перенос фестиваля Фэнтези Фест в Новгородскую область, из-за которого пришлось увеличить длительность поездки и изменить маршрут, убрав Вологду и добавив отдых в Новгороде, а также три дня на фестивале. В итоге — 17 дней, 16 ночей, более 5000 км дороги и порядка 100 часов за рулем.
Всю поездку (за редкими исключениями) я снял в Яндекс.Зеркалах, потому все описываемые участки дорог (в том числе и Средний с Рыбачим) можно посмотреть в разделе зеркал в Яндекс.Картах.
Во время путешествия я старался писать посты в своем телеграм-канале посвященные это поездке.
Непонятно, почему дзен с мобильных устройств так пережимает таблицу (в редакторе все корректно), но если что она же в читаемом виде опубликована в телеграм здесь.
Подготовка к поездке
Сбор информации
Интерес к поездке на Рыбачий появился по мере просмотра видео, особенно понравилась вот эта серия роликов на Ютубе от семьи, путешествующей на Фольксваген Калифорнии. Взял оттуда несколько точек интереса и мест ночевок. После этого посмотрел еще много видео, но это главное, из-за которого заинтересовался местом.
Поскольку в прошлом году у нас появился специальный автомобиль для поездок, на котором можно поехать далеко и при этом немного заехать и в условно бездорожные места (без излишнего энтузиазма), то начал отмечать на карте потенциальные точки интереса. Затем, как обычно, свел маршрут в таблицу, которую приложил выше, отметил на карте точки ночевок исходя из нормального суточного пробега, отметил удобные АЗС и забронировал на Авито подходящие варианты жилья (т. к. в машине ехали втроем, с женой и другом, то выбирали двухкомнатные квартиры).
Таблица в процессе немного менялась, в Мурманске квартиру мы бронировали уже в день приезда, т. к. не знали, как точно выйдет поездка по Хибинам/Ловозерам, и хотели иметь возможность двигаться по времени. А «Фэнтези фест» перенесли меньше чем за месяц до нашего выезда в путешествие, из-за чего вместо возвращения домой в четверг (и заезда в Вологду) вернулись только в понедельник.
Техническое
В июне с третьего раза починил коробку на Пафике, после чего Дед помолодел и начал вполне комфортно держать разрешенную на М-11 скорость, плюс нештрафуемый порог.
Тогда же поменял передний карданный вал и отремонтировал задний. За ремонт переднего попросили сумму сравнимую с покупкой нового, потому взял новый. Съездил проверить балансировку кардана — всё ок, даже править не пришлось.
Заехал в свой сервис Ниссанов, попросив максимально проверить всё, что можно проверить, т.к. ехали на Средний и Рыбачий и надеяться на сервис не приходилось. Помыл радиатор (судя по наличию поролоновой проставки это не делали все 12 лет), поменяли часть трубок и пришлось перебрать практически всю подвеску, т.к. почти все сайлентблоки рассохлись. Благо на Ниссане это ощутимо дешевле, чем на Фольксвагене =)
И наконец-то по адекватной цене появились отличные фольксвагеновские мусорные корзинки (аналогичные стоят у меня в Тигуане), взял пару штук и в Паф. В поездке без них постоянно не хватает места для оберток, салфеток, чеков, и прочего мелкого мусора.
Еще весной установил мощные буксировочные проушины спереди и сзади. А летом обслужил запаску и она теперь наконец-то нормально спускается под машиной. Не факт, что это понадобится, но лучше быть готовым =)
Снаряжение
Собственно, автомобиль - Ниссан Патфайндер R51 2012 г.в. с пробегом 150к км с установленными палаткой на крыше — Ястреб Про (зимняя) и маркизой (автотентом) 3м*2,5м с сеткой и стенками.
Про палатку я писал здесь ранее, а про новые крепления и переустановку палатки и маркизы я уже писал здесь.
Немаленький багажник Деда был загружен под завязку, плюс вещами занято пассажирское место в салоне. Взяли:
- экспедиционный ящик Чак Бокс с двумя столиками (с кухонными принадлежностями и прочим),
- маленький экспедиционный ящик,
- автомобильный холодильник,
- две аккумуляторных станции на 300 Вт·ч,
- складную солнечную батарею,
- три кресла,
- один сапборд с электрическим насосом и спасжилетом,
- плитку с баллонами,
- мангал из 3 мм стали, пару упаковок топливных брикетов,
- аккумуляторную цепную пилу,
- канистру с технической водой,
- 2 палатки для Артура (с раскладушкой, пледом и карпетом),
- 3 спальника,
- туалетную палатку,
- гермомешок (для укладывания большого мусорного пакета),
- тележку для перевозки вещей (на фестивале очень пригодилась),
- пару домашних подушек, плюс тройку "обнимательных" подушек из Икеи,
- ящик с мелочами и химией (репелленты, карабины, веревочки и т.д.),
- забродники,
- новый компрессор, топорик, складную лопату, инструменты, жижки для долива в авто, шаклы, динамическую стропу, корозащиту. Все, кроме инструментов и лопатки - не понадобилось,
- разные полезности (бинокль, стабилизатор для телефона, рации, умывательное, медицинское, зарядки, павербанки, провода и т.д., и т.п.)
- умывательное, медицинское и тому подобное,
- еда, вода и т.д., плюс взяли на всякий случай 4 ИРП.
В процессе поездки обнаружилось, что в палатку на крыше помимо стандартного набора (встроенный матрас, 2 подушки спальных, 2 "обнимательных" подушки, 2 спальника, лестница) влезает еще палатка, плед, раскладушка и карпет. В общем, вполне себе бокс на крыше =)
С учетом переменчивой погоды вещей нужно было брать много. Пригодились и шорты, и футболки, и тапочки, и штаны, и термухи, и кроссовки, и тактические ботинки, и куртки, и шапки. Не распаковал только зимнюю куртку (благо до этого не дошло). Потому еще 3 чемодана.
Да, именно чемодана, т.к. благодаря тому, что они жесткие, засунуть в них вещей можно не хуже, чем в рюкзак, да и доступ к вещам легче, чем в рюкзаке. Ну и при игре в тетрис в багажнике их параллелепипедная форма сильно уменьшает сложность =)
Состав
В этой поездке к нам с Надей в машину присоединился Артур, с которым мы регулярно ездим на фестивали и организуем удобный лагерь на 20+ человек. Спасибо ему, помощь в дороге и лагере просто неоценима =) На него также оформил страховку, чтобы мы могли меняться по дороге.
Надя на штурманском месте поддерживала нас шутками и разговорами во время дороги, т.к. монотонность длинных перегонов водителей утомляет. А на остановках обеспечивала нас вкусной едой и общим уютом лагеря. Без нее поездка была бы гораздо более утомительной и голодной =)
Также к нам присоединилась вторая машина — Фольксваген Тигуан, с Мишей и Ириной, которые активно занимались фото/видео съемкой и, возможно, когда-то смонтируют большое видео по поездке. На время поездки на Средний и Рыбачий они оставили Тигуан на стоянке и арендовали Ниву.
День 1 - Дорога от Жуковского до Лодейного поля
Выезд
Перед поездкой договорились, что Тигуан выедет на день раньше, переночует в Новгороде и встретимся с ним уже в районе съезда с М-11 в сторону Волхова.
Артур же должен был приехать к нам за день до выезда, поставить свою машину в мой гараж и загрузить окончательно Деда. А на следующий день он приезжал к нам рано утром, после чего планировали выдвинуться в сторону Лодейного поля, где была запланирована первая ночёвка.
К счастью, как запланировали, так и вышло =)
Дорога Жуковский - Старая Ладога
В районе восьми-девяти утра в субботу полностью укомплектованный Дед быстро проскочил еще спящую Москву, вышел на М-11 и бодро направился в сторону Новгорода.
На крейсерской 130+ по отличной незагруженной трассе мы добрались до съезда в сторону Волхова, поменявшись разок с Артуром на водительском сиденье в районе Твери. Тигуан проехал развязку немного раньше и мы его нагнали спустя несколько километров.
Дорога от М-11 до Волхова уже не такая приятная, как платка, но вполне достойная, мы ехали по западному берегу реки Волхов (на обратном пути поехали по восточному, там есть участки и с грунтовкой на большом протяжении). На значительных участках GPS сходит с ума и даже рации не всегда работают, так что приходилось ехать просто в нужном направлении (т.е. на север).
Старая Ладога
В сам Волхов заезжать не стали, прошли его, по сути, по касательной, посмотрев из окон. Остановиться и прогуляться решили в Старой Ладоге, куда мы прибыли около пяти вечера. Остановились на достаточно большой парковке возле кафе, неподалеку от крепости — 59.998040, 32.295628
Мы пришли к окончанию работы музея, но успели прогуляться как снаружи, так и внутри. Специально ехать в Старую Ладогу бы я не стал, но если она по пути - стоит прогуляться.
От Старой Ладоги до точки ночевки в районе Лодейного поля оставалось порядка 130 км, но по пути был разводной мост через реку Свирь как раз в Лодейном поле. Этот мост периодически разводят для пропуска судов и очень не хотелось попасть именно на это событие. Информацию о планируемом разведении обычно публикуют заранее, потому стоит посмотреть график при планировании поездки.
Ночевка возле Лодейного поля
Поскольку мост не разводили, то мы достаточно быстро проехали оставшиеся 100+ км и к восьми вечера уже были на точке стоянки - 60.789542, 33.406515
Место буквально в сотне метров от трассы, при этом шум с трассы глушится соснами. Рядом расположена парковка для большегрузов, но ее наличие не доставляло никаких проблем. Поскольку это место используется как раз для ночевок проезжающих мимо, то люди ночуют, отдыхают и уезжают, состав меняется быстро.
При этом достаточно чисто, мест для кемпинга много, рядом есть очень чистое озеро с хорошим входом в воду. Единственное, что много насекомых, но с этим приходится смириться и быть готовым (репелленты — наше всё).
Оперативно поставили лагерь, Надя приготовила нам ужин, потом сходили искупаться в отличном озере, после чего отметили начало поездки.
Поздним вечером начался ливень и нам пришлось прикрепить к маркизе боковые стенки, чтобы не заливало боковым дождем и не сильно промочило палатку Артура, а также самим перебраться под маркизу.
За день проехали порядка 900 км, всё по хорошим дорогам. Такое расстояние я проезжал ранее и один, но вдвоем ощутимо легче =)
День 2 - Дорога Лодейное поле - Лоухи
Лодейное поле
Утром проснулись около восьми утра, промокшие вещи растянули на растяжках или разложили на горизонтальных поверхностях.
Разложив вещи, накачали сапборд, поплавали. Очень тихо, ветер минимальный, солнышко греет, красота =) Можно приехать в подобное место и на подольше.
Но насекомые, летящие на мокрое тело и атакующие со всех сторон, конечно, доставляют определенных проблем. Репеллент-то ты уже смыл...
Собрали лагерь и направились еще в один длинный перегон, целиком по трассе Р-21 "Кола".
Дорога Лодейное поле - Лоухи
На всем протяжении трасса в хорошем состоянии, очень редко встречались ремонтируемые участки. Поскольку дорога двухполосная и загруженность достаточно высокая, иногда упираешься в колбасу из фур и тянешься за ними. Потому в основном ехали со скоростью потока.
Насекомых достаточно много, но мушкомой справляется.
Ночевка рядом с Лоухами
К восьми вечера доехали почти до полярного круга, а именно до окрестностей Лоухов, где была отмечена еще одна удобная точка для ночевки — 66.043800, 32.911606
От трассы до этой точки проезд недолгий и несложный, но на пузотерке будет сложнее, хотя и они пройдут.
Полностью лагерь раскладывать не стали, достали только необходимые вещи. Тем более на площадке был деревянный стол с лавочками.
Полностью лагерь раскладывать не стали, достали только необходимые вещи. Тем более на площадке был деревянный стол с лавочками.
На улице вечерело и я решил повесить гирлянду с теплым светом, которая обычно ночью создает крайне уютную атмосферу.
Более бесполезного занятия я еще не находил, поскольку забыл, что мы уже у полярного круга, а в июле как раз полярный день. И через некоторое время после того как повесил гирлянду - пошел ее снимать =)))
Вода в озере была уже прохладная, поэтому купаться мы все же не пошли.
По соседству (километрах в пяти) проходил какой-то фестиваль электронной музыки и выносливость посетителей (с учетом необходимого допинга) позволила им продолжать выступления до самого утра =)
Не наш формат, но и претензий не имеем, уехали они действительно далеко от сильно населенных мест =)
Но в целом, было достаточно тихо и спокойно, вот как на видео.
Ссылки на блог на других ресурсах:
- Дзен