2 декабря 2025 года на культурной карте Москвы появился новый адрес, ради которого стоит свернуть с привычных маршрутов и доехать до квартала Зиларт. Здесь открылось музейно-выставочное пространство «ЗИЛАРТ» и, как бы пафосно это ни звучало, это действительно значимое событие.
Частный музей, который с порога показывает три крупные выставки и несколько тысяч работ из личного собрания коллекционеров, уже сам по себе вызывает интерес.
За проектом стоит семья Андрея и Елизаветы Молчановых. Петербуржцы, предприниматели, собиратели, которые 25 лет покупали искусство, не ориентируясь на арт-рынок и советы консультантов, а исключительно на вкус и собственное ощущение важности вещи. Сегодня в их собрании - свыше 8 тысяч произведений: живопись, графика, скульптура, инсталляции. Художественным консультантом музея стал Александр Боровский - искусствовед и сотрудник Русского музея.
В одном из первых отзывов о новом музее я встретила фразу: «какое счастье, когда к деньгам прилагается еще и вкус». Прямо в точку! Пространство получилось стильным ,современным, живым.
Само здание музея - отдельный экспонат. Кстати, изначально его рассматривали как площадку для Эрмитажа, затем для коллекций Пушкинского музея. Но проект несколько раз перезапускали, и в итоге здесь появился музей ЗИЛАРТ.
Архитектор Сергей Чобан и бюро СПИЧ спроектировали футуристичный куб, облицевали его медью - снаружи и внутри - материалом, который будет жить своей жизнью: темнеть, покрываться патиной, реагировать на прикосновения людей.
Здание вышло одновременно и монументальным, и легким. Внутри- пятиметровые потолки, широкие пролеты, много воздуха. Это не «коробка для картин», а пространство, рассчитанное и на живопись, и на крупную скульптуру, и оно может трансформироваться под разные задачи.
С искусством встречаешься уже у входа: у музея стоят скульптуры Дмитрия Каминкера и Вима Дельвуа, а также огромный пресс Erfurt, когда-то штампующий кузова грузовиков. Заводское прошлое и современное искусство буквально сталкиваются у порога.
В фойе - лимузин ЗИЛ, еще один привет с производства. Эскалаторы и лифты расписаны уличными художниками. Архитектор С. Чобан формулирует это так: входя внутрь, вы все еще на улице.
На пяти этажах - три выставки.
«Шаг с пьедестала: скульптура в реальном пространстве»
Два этажа, десятки авторов, энергия XXI века. Здесь скульптуры, инсталляции и живопись (есть работы признанных метров - Э. Булатов, И. Кабаков, О. Васильев).
Центральные фигуры первого этажа - Дмитрий и Даниил Каминкеры, отец и сын, петербургские скульпторы.
В выставочном пространстве неожиданные пересечения - ироничный «Наполеон Бонапарт на грибной охоте» из грубых гранитных блоков Д. Каминкера соседствует с соцреалистическим «Спортсменом» Михаила Аникушина, символом Олимпиады-80. Через несколько шагов - костюмы художника и модельера Сергея Чернова, участника курехинской «Поп-механики".
Признаюсь, эта часть выставки впечатлила меня меньше других.
А на втором уровне этой же выставки пространство почти полностью принадлежит Алле Урбан.
Огромные стеклянные глаза, «вышивки» из ржавых саморезов - вещи, от которых трудно оторваться. Тут я задержалась надолго. Это попало в точку.
«Африканское искусство: боги, предки, жизнь»
Здесь более тысячи экспонатов (запасайтесь временем!). Коллекцию собрал художник Михаил Звягин, позже ее целиком приобрел Молчанов.
За экспозиционное решение отвечал архитектор Евгений Асс, и вместо энциклопедии по стилям и этносам у него вышло погружение в мир континента.
Пространство поделено на 11 «островов», каждый - отдельная сфера: рождение, инициация, магия, смерть и другие.
Отдельное удовольствие - звуковое сопровождение. Африканский лес, насекомые, этно ритмы - все работает на эффект присутствия.
Это выставка, к которой хочется возвращаться: все сразу охватить почти нереально.
Гриша Брускин «Dies Illa / Тот день»
Последний этаж занимает трилогия Брускина: «Смена декораций», «Великое Завтра» и «Тот день». Скульптуры, видеоряд, созданный для Венецианской биеннале-2017, музыка Алексея Сысоева сливаются в единое гипнотическое поле. Химерические фигуры, персонажи будто сошедшие с Босха, фрагменты культурных кодов - многослойное впечатление.
Снимать категорически запрещено. Поэтому, простите, без фотографий
Кстати, работу Г. Брускина, одного из самых известных и успешных современных российских художников, можно увидеть и на другой выставке - «Все напоказ?» в усадьбе З. Персица, о которой я недавно писала.
Судя по сайту, «ЗИЛАРТ» не хочет быть тихим частным музеем. В планах - лекции, дискуссии, встречи с художниками, арт-практики, йога, спектакли, мастер-классы. Если все будет реализовано, место быстро превратится в площадку, куда ходят не раз в год, а регулярно.
📍 Москва, бульвар братьев Весниных, 3. Вт–Вс, 10:00–22:00 (вход до 21:30)
Комплексный билет - 1200 ₽.
Выставки работают: «Шаг с пьедестала» - до 5 июля 2026, «Африканское искусство» и «Dies Illa»- до 17 января 2027.
Хочу напомнить, что у меня есть Телеграм-канал. Там я делюсь анонсами мероприятий, находками из путешествий. Присоединяйтесь.