Выставка «Все напоказ?» открылась всего неделю назад, а уже наделала немало шума.
Это второй проект MR Group - той же компании, что год назад подарила москвичам «Будущее воспоминаний» в Доме Демидовых. Тогда ажиотаж был оглушительным: все стремились попасть в старинную усадьбу, даже несмотря на то, что внутри остались в основном только своды.
Нынешняя выставка использует ту же ставшую популярной формулу: современное искусство в историческом здании, которое становится силовой линией повествования. Дом выступает не просто местом, а как бы соавтором экспозиции.
Особняк, где разместилась выставка «Все напоказ?», ведет свою историю с XVIII века. Он принадлежал статскому советник И.А. Новикову, позже - почетной гражданке А.В. Лепешкиной. Последним дореволюционным владельцем был богатый купец Зелик Персиц, владевший заводом по производству гарного масла в Нижнем Новгороде, также имевший мануфактурную торговлю в Китай-городе. Его фигура и судьба его семьи стала одной из центральных на выставке.
Большинство работ современных художников - от В. Гриковского и Г. Брускина до МишМаш - так или иначе переосмысливают историю дома и его владельцев. Через эти работы проступает и купеческое Замоскворечье - район особых характеров, где благополучие всегда соседствовало с нелегкой трудовой биографией.
Есть работы, созданные специально для этой выставки, есть работы с большой историей, но вписавшиеся так органично, будто специально ждали этого момента. Даже легендарные «луны» Л. Тишкова, путешествующие по миру с 2003 года, здесь удачно вписываются в контекст.
Все вместе складывается в тотальную инсталляцию, где каждый элемент раскрывается в связке с другими.
Вот инсталляция Аси Заславской Ser With (2023). В основе - осетинская легенда о женщине, спасшей во время нашествия Тамерлана 16 сирот из 16 разных родов.
Идея инсталляции заключается в иллюстрации трапезы, где каждый из шестнадцати детей представлен как хрупкий фрагмент старинного сервиза с особым сюжетом росписи. В контексте особняка - это намек на многодетные купеческие семьи, собирающиеся за одним столом.
Или серия «Химеры средней полосы» Елены Самородовой-Сониной: изразцы с сюжетами, иллюстрирующими товарные купеческие записи. Где-то мелькают иудейские символы - прямой кивок в сторону Персица, последнего владельца дома.
А у МишМаш - бюст Венеры из мыла, который можно… намыливать. Смысл многослоен: и отсылка к экспериментам Персица с «мраморным» мылом на заводе, и приглашение зрителю принять участие в создании нового арт-объекта.
Билеты на выставку разлетаются с почти такой же скоростью, как на премьеру в Большом. Срабатывает механизм прошлого проекта в Доме Демидовых: на многих магнетически действует не выставка сама по себе, а возможность попасть внутрь исторического дома.
В анонсах организаторы обещают «редкую возможность увидеть богато оформленные интерьеры парадных залов».
Формулировка звучит многообещающе, но за ней стоит один важный нюанс.
Интерьеры здесь воссозданные. То, что не удалось пожару 1812 года, сделал пожар 1999-го: обрушились перекрытия всех парадных залов, крыша, выгорели наружные стены.Пострадало все - и конструкции, и декор - внутренний и наружный.
Поэтому если идти сюда исключительно ради аутентичных интерьеров, скорее всего, разочарование неизбежно. Но если принять выставку как работу с реконструированной оболочкой, как диалог с местом, да и просто как выставку современного искусства- впечатления будут другими.
И да, здесь есть приятный бонус: на выставке, в том числе можно увидеть оригинальные автолитографии прекрасного Бориса Кустодиева.
Практическая информация: выставка бесплатная. До 26 апреля 2026 года. Посещение только с экскурсией по предварительной регистрации. Билеты на ближайшие даты уже разобраны, новая регистрация откроется 1 декабря в 12:00 (P.S. Иногда билеты «всплывают», если кто-то от них отказывается - есть смысл проверять сайт время от времени).
Адрес: Москва, 1-й Казачий пер., 6 стр. 1.
Хочу напомнить, что у меня есть Телеграм-канал. Там я делюсь анонсами мероприятий, находками из путешествий. Присоединяйтесь.