Когда мы слышим слово "бензопила", воображение сразу рисует определенные картинки. Это либо суровые бородатые лесорубы в клетчатых рубашках, валящие вековые сосны в тайге, либо, что более вероятно, кадры из фильма "Техасская резня бензопилой" и прочих ужастиков.
Для нас этот инструмент является символом грубой мужской силы, разрушения и тяжелого физического труда на свежем воздухе.
Сложно поверить, но изначально этот жужжащий монстр был создан вовсе не для уничтожения лесов. Его придумали врачи, и предназначался он для самых деликатных и хрупких существ на планете - для женщин в процессе родов.
Да, вы не ослышались: то, чем сейчас пилят дрова на даче, когда-то было хирургическим инструментом, спасающим жизни в родильных домах.
Ола, амигос! С вами снова дядюшка Почемучос.
Сегодня я расскажу вам историю, от которой по спине пробежит холодок. Уберите детей от экранов, потому что мы отправляемся в мрачные времена медицины 18 века, когда наркоз еще не придумали, а хирурги были настоящими экстремалами.
Роды как смертельный приговор
Чтобы понять, зачем врачам понадобилась пила, нужно представить уровень медицины того времени. Кесарево сечение в 18 веке, конечно, существовало, но делали его крайне редко и только в самых безвыходных ситуациях.
Проблема была в том, что до изобретения антибиотиков и нормальной антисептики разрез на животе был практически смертным приговором для матери. Женщина почти гарантированно умирала от инфекции, поэтому врачи старались избегать этой операции любой ценой.
Но что делать, если ребенок крупный и не может пройти через родовые пути, или если он идет ногами вперед и застревает? В таких случаях у врачей оставался только один, невероятно жестокий выход - процедура под названием симфизиотомия.
Суть этой операции заключалась в том, чтобы хирургическим путем расширить таз женщины. Врач должен был разрезать хрящ и связки лобкового симфиза (место, где соединяются тазовые кости), чтобы кости разошлись в стороны, и ребенок смог пройти. Звучит жутко, но это был единственный шанс спасти младенца, не убивая мать разрезом живота.
Действовать нужно было быстро
Главная беда заключалась в инструментах. В то время симфизиотомию делали обычным небольшим ножом и ручной пилой. Процесс был долгим, мучительным и грязным, а поскольку анестезии еще не было, женщина чувствовала каждое движение хирурга.
Врачам нужно было что-то, что позволяло бы резать хрящи и кости максимально быстро и точно, чтобы сократить время страданий пациентки.
И вот, в 1780-х годах два шотландских врача, Джон Эйткен и Джеймс Джеффри, придумали революционное устройство. Они создали инструмент, который состоял из цепи с мелкими зубчиками, натянутой между двумя ручками. Это и был прадедушка современной бензопилы - остеотом.
Первая пила
Конечно, тот инструмент выглядел не совсем так, как современные "Штили" или "Хускварны". Он был небольшим, размером с кухонный нож, и у него не было мотора. Врач крутил ручку, цепь двигалась по кругу, и острые зубья быстро перепиливали тазовую кость или хрящ.
Это изобретение действительно помогло: операция стала проходить гораздо быстрее и, как ни странно, точнее, что снижало риск осложнений и болевой шок.
Позже, в 1830-х годах, инструмент усовершенствовал немецкий ортопед Бернард Хайн, добавив более удобный привод, но принцип остался прежним - это была медицинская пила для работы с костями.
От операционной до работы в лесу
На протяжении почти ста лет цепные пилы использовали исключительно в медицине для ампутаций и сложных костных операций.
Но в начале 20 века кто-то из инженеров посмотрел на этот жуткий медицинский инструмент и подумал: "Если эта штука так легко пилит человеческие кости, то почему бы не попробовать её на деревьях?".
Идея оказалась гениальной. Сначала пилы стали гигантскими и тяжелыми, работали на пару или газе, и для управления ими требовалось два человека. Но принцип цепи с зубьями остался неизменным. Постепенно они уменьшались, становились мощнее, обзавелись бензиновым двигателем и превратились в тот инструмент, который мы знаем сегодня.
Медицина, к счастью, шагнула вперед: с появлением наркоза, антисептики и безопасного кесарева сечения надобность в распиливании таза отпала. Симфизиотомия ушла в прошлое, а пила сменила белый халат хирурга на клетчатую рубашку лесоруба.
Вот так удивительно поворачивается история: инструмент, который сегодня ассоциируется с уничтожением природы и фильмами ужасов, был создан из самых гуманных побуждений - чтобы облегчить страдания женщин и спасти жизни младенцев.
Теперь, когда вы будете на даче пилить старую яблоню, вспомните эту историю. В ваших руках не просто садовый инвентарь, а модифицированный хирургический прибор, который прошел долгий путь от операционного стола до лесной делянки.
А вы знали об этом факте или тоже думали, что бензопилу придумали суровые канадские лесорубы?
Пишите в комментариях, какие еще привычные вещи, по-вашему, имеют неожиданную историю происхождения! И обязательно ставьте лайк, если рады, что живете в 21 веке с нормальной медициной. Адиос!