Внезапно Турция объявила о возрождении проекта газового хаба, через который можно прокачивать топливо в обход санкций. Неужели у «Газпрома» появился реальный шанс возобновить поставки газа в Европу?
Мария Соколова
Идея поставлять газ из России в Турцию, где топливо формально сменит страну происхождения, а дальше — в Европу не нова. Ее озвучивал Владимир Путин еще в 2022 году.
По задумке, Турция должна получать газ из собственных месторождений на шельфе и других стран (Россия — одна из них). Далее европейские потребители будут покупать топливо на электронной торговой площадке с поставками от границы ЕС.
В теории задумка хорошая: в отличие от нефти, которая отличается по сортам, у газа очень простой химический состав. Он везде одинаковый, и узнать, какой именно покупают страны ЕС. невозможно.
Однако после двух лет вялых разговоров тема создания газового хаба заглохла. Летом 2025 года Bloomberg сообщил, что «Газпром» и вовсе отказался от создания хаба в Турции.
Казалось, на этом можно поставить крест. Однако на днях министр энергетики и природных ресурсов Турции Алпарслан Байрактар выступил в Стамбуле с неожиданным заявлением.
— Мы работаем в правильном направлении. По мере увеличения объемов конкурентоспособного газа, поступающего в Турцию, и экспортных мощностей вокруг нас, я думаю, мы автоматически создаем этот газовый хаб.
Также турецкий министр добавил, что они готовы импортировать 7–80 млрд куб. м газа в год, а еще перенесли энергетическую биржу EPİAŞ в финансовый центр Стамбула.
Пока проект «Сила Сибири — 2» не реализован (а вместе с ним и газификация восточной части России), поставки в Европу выглядят хорошим вариантом загрузить простаивающие месторождения «Газпрома» на Ямале.
Насколько реально выглядит проект газового хаба в Турции — рассказал главный редактор издания «Нефть и Капитал» Владимир Бобылев.
— Если все-таки проект газового хаба будет реализован, можно ли рассчитывать на гарантированные поставки или же «Газпрому» придется бороться с конкурентами и сталкиваться с трудностями?
— Конкуренция, безусловно, есть! Из трубопроводных поставщиков в Турцию, помимо России, есть еще Азербайджан и Иран. И 40% потребляемого Турцией газа — это российский газ.
Сегодня Турция продлила на год долгосрочный контракт с «Газпромом». Что будет дальше — будет видно. Турция испытывает давление со стороны США и Европы: Штаты хотят заменить российский газ своим СПГ, а Европа, в принципе, хочет и сама отказаться от российского газа, и заставить отказаться от него Венгрию и Словакию, получающих газ через Турцию.
Допустим, что Турция смога преодолеть давление со стороны Запада и проект хаба будет реализован. Будет ли «Газпрому», который за январь — сентябрь 2025-го получил убыток по РСБУ на 170,3 млрд рублей, выгодно поставлять газ таким образом?
— Пока экономическая целесообразность есть, но все упирается в политические решения, которые зачастую не руководствуются принципом целесообразности.
Сейчас газ из России в направлении Турции идет по «Голубому потоку» и по двум ниткам «Турецкого потока». При этом недавно сообщалось, что европейская нитка «Турецкого потока» в ноябре 2025-го была загружена почти полностью. Есть ли у «Газпрома» возможность нарастить объемы поставок топлива в Турцию?
— Да, увеличение поставок возможно. Еще 5–6% можно догрузить по «Турецкому потоку». Кроме того, Турция расширяет свои возможности по приему СПГ.
В 2024 году Турция для внутреннего потребления закупила в РФ 21 млрд куб. м газа. С учетом того что совокупная мощность двух газопроводов, не считая нитки для Европы, составляет 33 млрд куб. м, свободными остаются мощности на 12 млрд куб. м газа плюс к тем 5% (1,6 млрд куб. м). Существующие газопроводы даже в теории не смогут дать значимую прибавку к экспорту.
Стоит ли «Газпрому» заниматься строительством новых газопроводов в Турцию или хватит потенциала будущей «Силы Сибири — 2» и внутреннего потребления в Сибири и на Дальнем Востоке?
— Вопрос не в том, хватит ли «Газпрому Силы Сибири». Европейский рынок по объемам заменить будет сложно. Но, с другой стороны, и потребление газа в Европе сокращается. Да и цены там падают. Скорее, Китай и Юго-Восточная Азия — более перспективные рынки с точки зрения роста потребления. Главное — не стать заложниками одного придирчивого покупателя, как это уже произошло с Европой.
Получается, что турецкий хаб не сможет кардинально повлиять на структуру доходов «Газпрома»: объемы поставок газа в любом случае будут скромными и сверхприбыли не принесут. Если вы надеялись, что наконец-то Европа за все заплатит, то эти надежды тщетны. Платить «Газпрому» через повышенные тарифы по-прежнему придется россиянам.
---