Найти в Дзене
Black Maria Кино 🎬

Почему режиссеры устали, но снимают много, быстро, дорого и некачественно

Одной из ярких особенностей последних лет стало то, что именитые режиссеры начали снимать очень-очень много. Причем попытка заставить кинематографистов выпускать кино в ритме конвейера оборачивается негативом - зрители от них быстро устают, а режиссеры устают сами от себя и от кино в целом. Йоргос Лантимос после премьеры "Бугонии" 2025 г. заявил, что в ближайшие годы от него новых фильмов ждать не стоит. Что он устал. Более того, он был уставший еще после "Бедные-несчастные" 2023 г. и тем более после "Виды доброты" 2024 г. Но каждый год выпускал по фильму, потому что голливудские студии давали ему деньги. А он не мог сказать нет, тем более что у него в разработке были эти проекты... Зрителей эта новость не расстроила - они увидели в "Бугонии" качественный фильм, но справедливо не почувствовали в ней искры креатива, свойственной Йоргосу Лантимосу. И не удивительно, что финансовые показатели у нее очень плохие - при бюджете 55 млн. фильм заработал 38 млн. Примерно та же история происходи

Одной из ярких особенностей последних лет стало то, что именитые режиссеры начали снимать очень-очень много. Причем попытка заставить кинематографистов выпускать кино в ритме конвейера оборачивается негативом - зрители от них быстро устают, а режиссеры устают сами от себя и от кино в целом.

Йоргос Лантимос после премьеры "Бугонии" 2025 г. заявил, что в ближайшие годы от него новых фильмов ждать не стоит. Что он устал. Более того, он был уставший еще после "Бедные-несчастные" 2023 г. и тем более после "Виды доброты" 2024 г. Но каждый год выпускал по фильму, потому что голливудские студии давали ему деньги. А он не мог сказать нет, тем более что у него в разработке были эти проекты...

-2

Зрителей эта новость не расстроила - они увидели в "Бугонии" качественный фильм, но справедливо не почувствовали в ней искры креатива, свойственной Йоргосу Лантимосу. И не удивительно, что финансовые показатели у нее очень плохие - при бюджете 55 млн. фильм заработал 38 млн.

-3

Примерно та же история происходит сейчас с Осгудом Перкинсом. В прошлом году он снял нашумевший хоррор "Собиратель душ". А в этом успел выпустить целых два хоррора - "Обезьяна" и "Крипер". Последний вышел с плохим рейтингом и удивленными рецензиями, отмечающими, что оригинальность нового провозглашенного мастера хорроров быстро иссякла. Но наконец получившему признание режиссеру некогда останавливаться - постоянный партнер студия Neon уже заплатила и ждет от него новый хоррор в 2026 году.

-4

Были времена, когда новые фильмы Уэса Андерсона нужно было ждать годами. И зрители ждали их, каждый раз радуясь яркой стилизованной новинке. Но зато сейчас он щедро заваливает зрителей то "Французским вестником" 2021 г., то "Городом астероидов" 2023 г., то серией короткометражек на Нэтфликсе, то "Финикийской схемой" 2025 г. И чем больше он снимает, тем очевиднее становится, что эти выверенные по линейке кадры вместе с одинаково необычными героями - вовсе не то, чем они готовы восхищаться так часто.

-5

Ричард Линклейтер тоже предпочитает ковать железо пока горячо. Мультфильм "Аполлон-10½: Приключение космического века" 2022 г. он сменил на комедию "Я не киллер" 2023 г. А в этом году выпустил сразу 2 биографических фильма - "Голубая луна" и "Новая волна". В самых ближайших планах у него еще 2 биографические ленты и мюзикл.

-6

Стивен Содерберг еще в начале 2010-х начал удачное сотрудничество со стриминговыми платформами и снял им сериалы "Мозаика" и "Больница Никербокер". С тех пор его киноновинки перестали быть громкими событиями - часть из них выходит прямиком на онлайн платформах. За последние 5 лет он снял 7 фильмов. Вы возможно даже посмотрели часть из них - "Пусть говорят", "Без резких движений", "Кими", "Супер Майк: Последний танец", "Присутствие", "Черный чемодан", "Кристоферы". Если ничего не видели - то не много потеряли...

-7

Причем в клепальщики фильмов записались не только относительно молодые режиссеры. 88-летний Ридли Скотт пробудил в себе второе дыхание и зачастил с релизами "Последней дуэли" 2021 г., "Дома Гуччи" 2021 г., "Наполеона" 2023 г., "Гладиатора 2". В начале 2026 г. выйдет фантастика "Собачьи звезды". А там дальше может еще что подоспеет из 7 заявленных им проектов.

Список режиссеров, радующих зрителей изобилием киноновинок, снятых на щедрые деньги непритязательных к содержанию студий, можно долго продолжать. Но конечно есть и такие кинематографисты, которые не хватаются за предложения, не эксплуатируют свое прославленное имя и предпочитают все-таки снимать редко, но метко.

-8

Когда в 2014 г. Оскар завоевал "Бердман" Алехандро Гонсалеса Иньярриту, этот режиссер моментально стал одним из самых значимых и прославленных в мире. Следом, без остановки на передышку, он выпустил "Выжившего" 2015 г. А затем сказал - я устал, в ближайшее время от меня ничего не ждите. И действительно Алехандро Гонсалес Иньярриту долго отдыхал. В 2022 г. он вернулся к себе на родину и снял очень личный и очень мексиканский фильм, не рассчитанный на массовую аудиторию "Бардо". И лишь в 2026 г. мы ждем от него нового интригующего и громкого фильма с Томом Крузом в главной роли.

А ценила бы современная публика Кристофера Нолана как гения режиссуры, если бы он выпускал по фильму в год? Вряд ли. Тем более что в таком темпе просто невозможно выпускать что-то, достойное, не скатываясь к повадкам халтурщиков.

Интересно, что такая конвейерность - это негативная характеристика не только современного кинопроизводства. Экономисты в начале 21-го века что-то себе насчитали и железобетонно решили, что нужно срочно выжимать все соки из всех брендов.

-9

Спортивные бренды Адидас и Найк уже далеко не первый год переживают кризис. Новое поколение предпочитает покупать что-то менее именитое и дело не только в цене. Поклонники и коллекционеры брендов рассказывают, что раньше они охотились за лимитированными коллекциями и высоко ценили действительно уникальные кроссовки. Теперь эти бренды выпускают якобы лимитированные коллекции многомиллионными тиражами и во всех цветах радуги.

-10

Короче говоря, когда нет дефицита, то нет ценности. Кинематографисты давно жалуются на представителей айти индустрии, заправляющих стриминговыми сервисами. Они относятся к кино и сериалам как к безликим продуктам, которые стоят на полках супермаркета. Чтобы их продать нужны лишь привлекательные характеристики, красивая обертка - имя режиссера, звездный актерский состав и красивый постер.

Вероятно бизнес эксперты, стоящие за всеми этими процессами, далеко не дураки и анализируя большие данные их стратегия и тактика оправдана. И возможно продавать больше кроссовок, а не ждать коллекционера и тешить его хобби, - правильное решение. Но с кино это не работает точно. Это всегда была индустрия, построенная на добавленной эфемерной стоимости, флере ценности, уникальности и звездности. Если убрать этот ареол, то очень быстро окажется, что даже Кристофер Нолан далеко не гений и тоже достоин издевательских обзоров Бэдкомедиана...

-11

Что в общем-то успешно доказывает прямо сейчас Джеймс Кэмерон. Когда-то люди скупали билеты за пол года до премьеры, чтобы увидеть первый "Аватар" - сенсационную технологически прорывную ленту от режиссера легендарного "Титаника", который не выпускал новых фильмов 12 лет. А сейчас... Вы в курсе, что в декабре уже вышел третий "Аватар", а потом будет еще пара продолжений? Ждете возможность посмотреть с нетерпением? Сомневаюсь, что ответ "да".

Подписывайтесь на меня в Телеграм.