The Guardian | Великобритания
Брюссель хочет решить вопрос финансирования Украины как можно быстрее, но пока сделать это не удается, пишет The Guardian. Лидеры стран ЕС так и не пришли к согласию относительно конфискации замороженных российских активов из-за юридических рисков. Время идет, и на кону оказались авторитет и будущее всего Евросоюза.
Джон Хенли (Jon Henley)
"Будущее Европы" под угрозой: фон дер Ляйен и Мерц отчаянно пытаются убедить премьер-министра Бельгии разрешить использовать замороженные российские активы
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Канцлер Германии Фридрих Мерц в пятницу встретится с главой Европейской комиссии Урсулой фон дер Ляйен и премьер-министром Бельгии Бартом де Вевером для проведения экстренных переговоров о столь необходимом плане финансирования Украины, который должен спасти Европейский союз.
В четверг представитель правительства Германии сообщил, что лидеры проведут закрытый ужин в Брюсселе. В то же время бельгийские чиновники по-прежнему выражают решительное несогласие с планом, который предполагает беспрецедентное использование замороженных российских активов.
Россия усиливает давление, Вашингтон продвигает заключение выгодного Москве мирного соглашения, Киев быстро исчерпывает денежные средства, а Европа борется за влияние на переговорах под руководством США — в этих условиях блок должен найти решение или понесет серьезный урон для своего авторитета.
В среду, за две недели до решающего саммита ЕС 18 декабря, фон дер Ляйен предложила два основных варианта, как привлечь десятки миллиардов евро, необходимые Украине для продолжения финансирования вооруженных сил и основных нужд в условиях конфликта с Россией.
Евросоюз пообещал поддержать Украину в следующем году. Планируется собрать 90 миллиардов евро, чтобы покрыть примерно две трети потребностей Киева на 2026 и 2027 годы, пояснила фон дер Ляйен. Это даст Украине возможность вести переговоры о мирном соглашении "с позиции силы".
По словам председателя комиссии, блок может либо взять кредит под общий бюджет на международных рынках, либо выдать кредит за счет замороженных российских активов, которые хранятся преимущественно в Бельгии. Предполагается, что Киев будет погашать такой кредит, используя репарации от России.
Тем не менее, оба варианта сопряжены с определенными трудностями. Многие государства-члены не горят желанием брать общие займы. Кроме того, для этого потребуется единогласное решение, достичь которого может быть сложно, учитывая противодействие Венгрии финансированию Украины.
План по замороженным активам, выдвинутый почти два месяца назад, по-прежнему встречает резкое неприятие со стороны Бельгии. В Брюсселе находится Euroclear — депозитарий для хранения ценных бумаг, где хранятся две трети из примерно 290 миллиардов евро всех российских активов, находящихся на Западе.
"Это довольно важный момент, — сказал дипломат одной из стран-основательниц. — Мы знаем, что достичь согласия между 27 странами никогда не было легко. Но если мы не сможем добиться чего-то столь важного, как предоставление средств Украине, мы окажемся в проигрыше — и мы, и Украина".
Использование активов (а не их конфискация, что, по мнению большинства экспертов, было бы незаконно) для обеспечения огромного кредита призвано продемонстрировать Москве, что Украина сможет бороться еще много лет. Это поставит Киев в более выгодное положение на переговорах.
Однако в правительстве де Вевера неоднократно заявляли, что если Россия решит предпринять ответные юридические действия или потребовать возвращения денег из-за снятия санкций, Бельгия рискует остаться наедине с миллиардными долгами.
"Мы разочарованы тем, что нас не услышали. В проектах документов, представленных комиссией, наши опасения не учитываются в достаточной мере", — заявил в среду министр иностранных дел Бельгии Максим Прево, призвав вместо этого к совместному заимствованию средств Евросоюзом.
Де Вевер, фламандский националист, пошел еще дальше. На мероприятии в Брюсселе на этой неделе премьер-министр Бельгии заявил, что "это хорошая идея — украсть у плохих парней, чтобы отдать хорошим. Но кража замороженных активов другой страны еще никогда не практиковалась".
Он добавил: "Даже во время Второй мировой войны мы не конфисковали деньги Германии. Во время войны вы замораживаете суверенные активы. А в конце проигравшая сторона должна отдать все или часть этих активов в качестве компенсации победителям".
Однако, по словам де Вевера, "представлять, что Россия проиграет на Украине", — это "сказка, полная иллюзия". Москва "дала нам понять, что в случае конфискации активов Бельгия и лично я будем вечно ощущать последствия".
В Комиссии настаивают, что план полностью соответствует законодательству ЕС и международному праву, а "трехуровневая защита" оградит Бельгию от юридических рисков — этот аргумент фон дер Ляйен и Мерц, вероятно, выдвинут во время ужина в пятницу вечером.
В статье, опубликованной в четверг в газете Frankfurter Allgemeine Zeitung, канцлер Германии предупредил своих коллег-лидеров ЕС, что принятые ими в ближайшие дни решения "определят вопрос о европейской независимости".
"Империалистическая Россия" "стремится распространить свою сферу влияния на государства Европы" и "готовится к военному конфликту с Западом", сказал Мерц, добавив, что "послать Москве недвусмысленный сигнал", используя эти активы, крайне важно.
По его мнению, Бельгия должна получить гарантии, что связанные с этим планом риски будут справедливо распределены между всеми странами-членами ЕС, причем каждая страна должна "нести равную долю риска в зависимости от экономических показателей".
Европа должна "решать и определять, каким станет будущее нашего континента", добавил он. "Финансовые ресурсы России были законно заморожены в рамках юрисдикции нашего правового государства. От этого решения зависит будущее Европы".