Найти в Дзене
Артель

Как русские предприниматели создавали бизнес с душой

В преддверии праздничных дней хочется поговорить с вами о важном. О том, что мы стали забывать... Мы просто забыли, что всего сто лет назад русские предприниматели были на слуху у всех и мы входили в пятёрку сильнейших экономик мира, создавая свои мануфактуры и товары красиво, честно и с душой. Войны и революции отбросили нас назад, но не смогли стереть эту генетическую память о предпринимательстве как о служении. Предприниматели конца XIX - начала XX века относились к своему делу как к искусству. Каждый продукт был «маленьким храмом», несущим в мир не только пользу, но и красоту, просвещение, эмоцию. Взять, к примеру, легкую промышленность. Текстильные магнаты Морозовы или Рябушинские создавали не просто фабрики, а целые социальные миры с образцовыми казармами, школами и больницами. Но и сам товар был искусством: ситцы с историческими орнаментами, платки со сложнейшими узорами были не менее ценны, чем картины. Упаковка - от банки для конфет до картонной коробки - была элементом р

В преддверии праздничных дней хочется поговорить с вами о важном. О том, что мы стали забывать... Мы просто забыли, что всего сто лет назад русские предприниматели были на слуху у всех и мы входили в пятёрку сильнейших экономик мира, создавая свои мануфактуры и товары красиво, честно и с душой. Войны и революции отбросили нас назад, но не смогли стереть эту генетическую память о предпринимательстве как о служении.

Предприниматели конца XIX - начала XX века относились к своему делу как к искусству. Каждый продукт был «маленьким храмом», несущим в мир не только пользу, но и красоту, просвещение, эмоцию. Взять, к примеру, легкую промышленность. Текстильные магнаты Морозовы или Рябушинские создавали не просто фабрики, а целые социальные миры с образцовыми казармами, школами и больницами.

Но и сам товар был искусством: ситцы с историческими орнаментами, платки со сложнейшими узорами были не менее ценны, чем картины. Упаковка - от банки для конфет до картонной коробки - была элементом репутации, визитной карточкой дома. Имя фабриканта, золотом вытесненное на ткани или бирке, было гарантией, за которую ручались всей жизнью.

Москва текстильная до революции 1917 года

В начале XIX века в стране действовал запрет на ввоз тканей из-за границы. Основателями производств были или купцы, перенимавшие опыт у Запада, или сами предприниматели из европейских стран.

Художники-текстильщики стремились ориентироваться на веяния западной моды. Сначала приглашали европейских специалистов с собственными «абонементами» - образцами тканей, которые они пытались воспроизвести на московских фабриках. Станки не были модернизированы под европейские стандарты, и иностранным художникам пришлось адаптироваться к имеющимся.

-2

Маркетинг, который был первым

Кажется, что современный маркетинг изобрел велосипед. Но всё уже было. «Вирусные акции» в виде благотворительных балов с участием звёзд, «коллаборации» художников с мануфактурами (как Врубель с Абрамцевским кружком), «серии для коллекционирования» в виде тематических конфетных обёрток с портретами полководцев или сюжетами из русской истории. Были и «социальные сети» своего времени — знаменитые отрывные календари Ивана Сытина. Они висели в каждом доме, ежедневно донося не только даты, но и полезные советы, литературные произведения, новости, формируя общее культурное поле. Это был прямой диалог бренда с человеком у него на кухне.

-3

Трехгорная и Даниловская мануфактуры были вечными соперницами, в том числе конкурировали за госзаказы. Существовал большой спрос на производство сувенирной продукции к юбилейным датам и значимым событиям, например к 100-летию войны 1812 года, 300-летию семьи Романовых и так далее. В этом плане Даниловская обошла Трехгорку — именно она выпустила знаменитые платки ко дню коронации Николая II. В них были завернуты сувениры, из-за которых произошла массовая давка на Ходынском поле.

-4

Духовный капитал: ответственность перед Богом и людьми

Философия многих предпринимателей того времени была удивительно цельной: богатство -это не цель, а инструмент и испытание. «Если тебе Бог даёт деньги — потом спросит, на что ты их употребил», — такова была внутренняя установка ответственного предпринимателя. Потому бизнес был неразрывно связан с меценатством: Третьяковская галерея, Бахрушинский театральный музей, Московский Художественный театр, школы и больницы - всё это «дивиденды», которые вернули обществу его промышленники. И это не было пиаром. Это было осознанное служение.

Есть в Москве особое место — Музей предпринимательства, меценатства и благотворительности. Заходя в его залы, словно переступаешь порог времени и попадаешь в иную реальность бизнеса. Ту, где капитал измерялся не только прибылью, но и честью, где имя на вывеске было нерушимым обещанием качества, а успех фирмы неотделим от процветания всей страны.

-5

Один из самых потрясающих экспонатов музея — история о «тюрьме», которой не было. Известный предприниматель содержал на свои средства исправительное заведение для подростков, назвав его не колонией, а приютом. Вместо карцера - учебные классы и профессиональные мастерские. Вместо унижения - уважение и вера в исправление. Результат казался немыслимым: 90% воспитанников начинали честную жизнь и не возвращались к преступности. Этот русский опыт позже перенимали многие исправительные системы мира. Простая и глубокая мысль, забытая в эпоху тотальной оптимизации: когда вкладываешься в души людей, а не только в их контроль, происходят настоящие чудеса. Многие фабриканты легпрома строили при своих предприятиях училища, где дети рабочих бесплатно получали не только ремесло, но и общее образование, становясь высококлассными специалистами.

Еще один пример - триумф России на Всемирной выставке 1900 года в Париже. Всемирная выставка в Париже 1900 года стала десятой по счету, но именно на ней многое произошло впервые.

-6

Впервые Россия участвовала не скромным присутствием в общих залах, а самым большим павильоном. За промышленные и научные достижения, товары высшего класса и художественное мастерство Россия получила свыше полутора тысяч наград, войдя в историю триумфатором этого праздника труда и прогресса.

История, хранимая в музее, - не ностальгия по «лаптям и самоварам». Это напоминание о высочайшей планке, которую мы когда-то задали сами себе. О том, что бизнес может быть не просто способом заработка, а одним из самых красивых, умных и одухотворённых способов служения своей стране и своему времени. Мы просто забыли....

Пора напомним миру о том, какими талантами и предпринимателями богата земля русская!

Давайте строить новую, сильную и конкурентоспособную отрасль вместе! Кто еще сегодня может поддержать предпринимателей из легпрома? Такие же как они, но только те, которые выжили. Приходите в Артель и получите поддержку среди своих!