Вспоминая песенное творчество Вячеслава Васильевича Тихонова, уважаемые читатели, мельком упомянула картину "ЧП-Чрезвычайное происшествие". Фильм, где молодой и красивый актер спел песню, ставшую настоящим гимном любви к Родине. Показалось, что остросюжетная лента из далеких 50-х может быть интересна и современному зрителю. Ведь снята картина по мотивам реальных событий.
25 июня 1954 года военно-морские силы Тайваня захватили советский танкер "Туапсе." Пиратство в тех местах и без того процветало, а тут еще не всеми признанная Китайская республика решила добавить остроты в международные разборки. Судно под флагом СССР не единственное, что попало в переплет войны, которую вели между собой китайские стороны. Но этот захват возымел значительный международный резонанс.
Через четыре года, когда воспоминания о событиях были еще болезненно живы, режиссер киностудии имени Довженко Виктор Ивченко снял фильм "ЧП-Чрезвычайное происшествие." В 1959-м картина стала лидером проката. Зритель был воодушевлен патриотизмом захваченных тайваньцами соотечественников, близко к сердцу принял тяготы, выпавшие на долю плененных моряков.
Спустя некоторое время фильм стал забываться, а после и вовсе назван продуктом советской пропаганды. Трудно судить насколько велика доля правды в экранном изложении истории, зная о трагедии со стороны, только по публикациям. Но понять и разделить боль людей, которые оказались буквально между молотом и наковальней, можно. И пропаганда здесь ни при чем.
Родная страна ведь не столько форма государственности, сколько земля предков, отчий дом, семья, какие-то важные и дорогие сердцу ценности. И никто не вправе принуждать к чужой родине. Во всяком случае, мне кажется, что именно с этого ракурса можно оценивать фильм, не касаясь пропаганды совсем.
Вовсе необязательно настаивать на какой-либо идеологии. Политические доктрины приходят и уходят, отчая земля остается. В этом смысле картина весьма поучительна. Ну и фильм остросюжетный, как ни крути. Возможно, реальный предшественник "Пиратов ХХ века."
Почему и зачем Тайвань захватил советское торговое судно, следовавшее в Шанхай с авиационным керосином для ВВС КНР? Какой-то конкретной причины нет. Хотя в фильме пленение танкера захватчики объяснили просто: - "У вас на борту убит наш боец." Мол, все, разговор короткий, следуем в наш порт разбираться.
На самом деле, история отношений СССР и Китая к тому времени была полна разногласий. Главным образом, от того, что согласия не было в самом Китае. Москва поддерживала Пекин, начиная с 30-х годов, помогала правящей партии. Раскол произошел внутри страны. Последователи так называемого демократического пути развития потерпели поражение и были вытеснены в ходе вооруженного конфликта на остров Тайвань. Советский Союз занял сторону Мао Дзэдуна, намеревавшегося строить государство по другим канонам. Каждая страна, в общем-то, вправе выбирать свой строй. Но дружбе с Чан Кайши был положен конец.
Материковый Китай и островной Тайвань, понятное дело, не ладили. И поддержка Советским Союзом режима Мао бесила тайваньского лидера. Но вряд ли маленькое, не признанное государство в одиночку решилось бы на открытый конфликт с супердержавой. Без Америки здесь не обошлось. Недаром нота протеста и была направлена прямиком в Вашингтон.
Глубинный конфликт кроется в противостоянии политических систем. Авиационный керосин, безусловно, знатное приобретение, лишним в хозяйстве не будет. Но куда важнее обратить в свою идеологическую веру, навязать чужие ценности. Вот тут-то и вовсе беспредел. Экономические мотивы хотя бы понять можно. А кому какое дело под каким режимом кто ходит!
Плененной же команде реально предлагалось сменить так называемый тоталитаризм на подлинную демократию. Действовали сначала мягко, уговорами, создали комфортные условия пребывания. В фильме - поселили на богатой вилле. Видя сопротивление моряков, стали жестче. Рассадили команду по тюремным камерам, давили морально и физически. "Бить кнутом в обещание пряника", - едко заметил герой Вячеслава Тихонова.
Виктор Райский один из главных героев драмы. Не капитан, не заместитель, хотя и комсостав был на высоте, а простой моторист. "Любимец команды,"- как скажет тот же замполит. Веселый и находчивый одессит действительно был уважаем товарищами. И не только за общительный нрав.
Сообразительный моторист находил выход из любого положения. Дозвониться до изолированного от команды капитана - да запросто. Прикинуться дурачком на очередном допросе - проще простого. Добраться до радиорубки через охранный кордон - будет сделано. Райский же и вырубил одним ударом того самого бойца, якобы убитого на судне.
Собственно, в фильме он и спасает команду. По ходу сюжета моторист затевает двойную игру. Прикидывается соискателем политического убежища, добивается встречи с французским консулом. А там уже передает на глазах ошарашенных тайваньцев настоящее заявление о возвращении в Советский Союз.
В действительности же, конечно, освобождению наших граждан предшествовала большая работа с привлечением международных сил. Французская дипломатия и вправду сыграла важную роль.
Режиссер все-таки пошел против правды. И не только ради лихости сюжета. Одиннадцать человек - по фильму - остались на острове. Якобы их подписи на заявлении о возврате на Родину смыло дождем. Расписывались-то пленники кровью. Но как сильна сцена, где оставшийся на Тайване моряк с болью в сердце провожает улетающий с товарищами самолет.
Двадцать девять человек, вернувшихся домой, в СССР встретили как героев. Трагедия не отразилась на их карьере. След в душе, конечно же, оставила. Эти люди прошение о предоставлении политического убежища подписывать не стали. И выиграли жесткий поединок с судьбой.
Дальнейшая жизнь двадцати членов экипажа, сломавшихся под идеологическим и физическим давлением, сложилась трагично. "Все мы люди, все человеки," - скажет в начале сюжета тот же замполит. Правда, по другому поводу. Не ведая, какие действительно серьезные испытания ждут впереди, моряки песочили тогда друг друга на общем собрании за сущие мелочи.
Не вернулись в 1955-м в Советский Союз 20 человек, едва ли не половина команды. Девять из них вывезли в США, где чуть позже пятеро все-таки сбежали в посольство СССР. Они попали на Родину в 56-м. Но одного из возвращенцев арестовали и осудили на десять лет за госизмену. Четверых, оставшихся в Америке, суд заочно приговорил к смертной казни.
Еще четверо из той несчастной двадцатки смогли перебраться сначала в Латинскую Америку, а затем и в Союз. Помогло нашим соотечественникам посольство братской тогда Польши. Дома же ждал суд и пятнадцатилетняя тюрьма. Оставшиеся на Тайване еще трое моряков умерли там же.
И последняя четверка. Эти моряки уже после отлета самолета с освобожденными товарищами отказались от своего заявления о предоставлении политического убежища. Они отсидели за решеткой на Тайване, после жили на острове под надзором полиции. Только в 1988 году советскому консулу на Сингапуре удалось вернуть бывших моряков домой. По некоторым данным, самый последний пленный вернулся на Родину только 1993-м, когда и Советского Союза-то уже не было.
Спасибо, с вами было интересно. Подписывайтесь на канал, возможно, найдете что-то полезное для себя. Если нравится старое кино, обратите внимание на ранние работы Тихонова, они чрезвычайно хороши. Приятных просмотров!
К прочтению с почтением, автор канала Яна Никитина
Ссылка на другие публикации канала здесь: