Заслуженный артист и режиссер России Никита Михалков и Мастерская «12» на исторической сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге.
С 25 по 29 ноября в Санкт-Петербурге прошли гастроли театра Никиты Сергеевича Михалкова – Мастерская «12». Зрителям представлены две знаковые постановки: спектакль «12» и спектакль «Перед рассветом».
По силе эмоций, философской глубине мыслей, которые доносят до зрителя актеры мастерской, спектакли можно сравнить с золотой антологией театрального искусства.
Спектакль «12», в основу которого лёг фильм «12», созданный режиссером в 2007 году, о двенадцати присяжных, после судебного заседания они должны вынести вердикт о виновности или невиновности юноши, обвиняемого в убийстве приёмного отца, затрагивает вопросы способности людей нести ответственность за жизнь и судьбу абсолютно постороннего человека, способности принимать ключевые решения здесь и сейчас в ограниченном времени и пространстве, раскрывает личность каждого из героев. Действо на сцене, что отличается от фильма и первоисточников (пьеса «12 разгневанных мужчин»), состояние героев, обстановка, в которой они находятся, «нерв» происходящих событий усилено элементами оформления – сетка, рояль в клетке, световые решения.
Спектакль «Перед рассветом», поставленный по произведению Бертольда Брехта «Страх и отчаяние Третьей Империи», это девять сцен, девять рассказов о жителях Германии времён Третьего рейха разных социальных слоев, об их трансформации под гнётом страха, лжи и ненависти, царящих в обществе. Спектакль впервые включен в гастрольный тур, а премьера его состоялась в июне 2025 года.
О современном театре
«Антрепризы развратили зрителя немножко, он стал потребителем. Приезжает медийное лицо, один человек или два, три стула, две палки, смешной текст — французский какой-нибудь или английский. … Все получили удовольствие, отдохнули. У нас спектакль, который включает людей в работу, и это непривычно».
О тишине и зрителях
«Для артистов поначалу это был ужас (тишина)... Всё, провал… Но дело в том, что эта тишина, она не пустая, она заряженная. Это энергетическая тишина. Это тишина не равнодушия, а внимание, напряжение, через сетку даже (а это нам очень важно, что мы не видим взаимного зала). Мы (актёры) как зрители впускаем в этот спортивный зал зрителя, а не играем для него что-то. Мы нарушаем каноны, и зритель, и сцена играют для зрителя. А зритель уже как-то на это реагирует…Мы просто делаем своё дело, и получается, что зритель присутствует при каком-то, так сказать, акте - очень напряжённом, интимном».
О кино и театре
«Это разные вещи совершенно. Живое общение и дыхание реальное. В театре вы смотрите, а в кино - вам показывают. В театре вы смотрите то, что вы хотите разглядеть, вы свободны. А в кино я вас (монтажом), заставляю смотреть то, что я (как режиссёр) хочу, чтобы вы смотрели. Поэтому в этом смысле я очень ценю общий план в кино. И длинный, и узкий. И для этого площадку нужно подбирать тщательнейшим образом, чтобы в любом месте экрана зритель мог, куда бы он ни посмотрел, там все на «чистом сливочном масле» следующим образом. Поэтому театральный метод мне в общем присущ. Но магия театра, интерес к театру. Для меня все равно, что вы обратили внимание в этом спектакле («12») и в следующем («Перед рассветом»), связь с кинематографом, она чувственная, она тактильная.
О молодых актерах и Академии
«Из 12 артистов на сцене (спектакль «12»), 9 ребят, которые учились в моей академии, которая, кстати говоря, существует благодаря фонду Геннадия и Елены Тимченко, они учатся бесплатно (уже десятый выпуск), с огромным конкурсом и тщательным отбором. Из 500 заявок учатся 12−14 человек. Я надеюсь, вы видите, что ребята работают совершенно на равных. Они свободны, они в одной школе, они в основе одного метода. И это очень интересно, и в этом смысле, я не исключаю, что, продолжая снимать кино, я тоже воспользуюсь теми же методами (театральными и академии) -и с точки зрения компетенционного принятия, и с точки зрения актера».
О возрастном цензе и восприятии
«Почувствовать и принять всё не может даже взрослый человек. Я считаю, что с 12-13 лет можно понять, по крайней мере есть вещи, которые настолько очевидны. Меня очень греет, что молодёжь ходит на спектакли, и реакция абсолютно та, что мы хотели. И это очень вдохновляет»
О Китае
«Когда я снимал «Урга. Территория любви», более 30 лет назад: я уже тогда писал записки (о Китае) Ивану Силаеву, премьер-министру. Страна, которая создала всё для существования мира и войны: изобрела порох, чтобы воевать, и бумагу и чернила, чтобы подписывать мирные соглашения и договоры, построила стену длиной 4000 километров - это не может исчезнуть… И рано или поздно сублимируется в некую общность, которая становится давлеющей в принципе… Я считаю, что Китай последовательно, разными путями сумел не отказаться от своего прошлого, продолжает развиваться и изменяться, не предавая своих корней. На сегодняшней день, наверное, самая неожиданная и перспективная страна. Поэтому я с огромным уважением отношусь к этой планете… Да, Китай – это планета!»
Представитель газеты «Лонг Бао» принял участие в пресс-конференции с Никитой Михалковым.
Лонг Бао / Анна Шуткина