Найти в Дзене
Лонг Бао

«Зритель чувствует: мы искренни в том, что мы делаем»

Легендарный Никита Михалков. Фото Анны Шуткиной Никита Михалков дает автограф корреспонденту "Лонг Бао". Фото Анны Шуткиной Корреспондент "Лонг Бао" преподносит в дар Никите Михаалкову книгу Си Цзиньпина "О государственном управлении" на русском языке. Фото Анны Шуткиной Заслуженный артист и режиссер России Никита Михалков и Мастерская «12» на исторической сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге. С 25 по 29 ноября в Санкт-Петербурге прошли гастроли театра Никиты Сергеевича Михалкова – Мастерская «12». Зрителям представлены две знаковые постановки: спектакль «12» и спектакль «Перед рассветом». По силе эмоций, философской глубине мыслей, которые доносят до зрителя актеры мастерской, спектакли можно сравнить с золотой антологией театрального искусства. Спектакль «12», в основу которого лёг фильм «12», созданный режиссером в 2007 году, о двенадцати присяжных, после судебного заседания они должны вынести вердикт о виновности или невиновности юноши, обвиняемого в убийстве приёмного
Легендарный Никита Михалков. Фото Анны Шуткиной
Легендарный Никита Михалков. Фото Анны Шуткиной
Никита Михалков дает автограф корреспонденту "Лонг Бао". Фото Анны Шуткиной
Никита Михалков дает автограф корреспонденту "Лонг Бао". Фото Анны Шуткиной
Корреспондент "Лонг Бао" преподносит в дар Никите Михаалкову книгу Си Цзиньпина "О государственном управлении" на русском языке. Фото Анны Шуткиной
Корреспондент "Лонг Бао" преподносит в дар Никите Михаалкову книгу Си Цзиньпина "О государственном управлении" на русском языке. Фото Анны Шуткиной

Заслуженный артист и режиссер России Никита Михалков и Мастерская «12» на исторической сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге.

С 25 по 29 ноября в Санкт-Петербурге прошли гастроли театра Никиты Сергеевича Михалкова – Мастерская «12». Зрителям представлены две знаковые постановки: спектакль «12» и спектакль «Перед рассветом».

По силе эмоций, философской глубине мыслей, которые доносят до зрителя актеры мастерской, спектакли можно сравнить с золотой антологией театрального искусства.

Спектакль «12», в основу которого лёг фильм «12», созданный режиссером в 2007 году, о двенадцати присяжных, после судебного заседания они должны вынести вердикт о виновности или невиновности юноши, обвиняемого в убийстве приёмного отца, затрагивает вопросы способности людей нести ответственность за жизнь и судьбу абсолютно постороннего человека, способности принимать ключевые решения здесь и сейчас в ограниченном времени и пространстве, раскрывает личность каждого из героев. Действо на сцене, что отличается от фильма и первоисточников (пьеса «12 разгневанных мужчин»), состояние героев, обстановка, в которой они находятся, «нерв» происходящих событий усилено элементами оформления – сетка, рояль в клетке, световые решения.

Спектакль «Перед рассветом», поставленный по произведению Бертольда Брехта «Страх и отчаяние Третьей Империи», это девять сцен, девять рассказов о жителях Германии времён Третьего рейха разных социальных слоев, об их трансформации под гнётом страха, лжи и ненависти, царящих в обществе. Спектакль впервые включен в гастрольный тур, а премьера его состоялась в июне 2025 года.

О современном театре

«Антрепризы развратили зрителя немножко, он стал потребителем. Приезжает медийное лицо, один человек или два, три стула, две палки, смешной текст — французский какой-нибудь или английский. … Все получили удовольствие, отдохнули. У нас спектакль, который включает людей в работу, и это непривычно».

О тишине и зрителях

«Для артистов поначалу это был ужас (тишина)... Всё, провал… Но дело в том, что эта тишина, она не пустая, она заряженная. Это энергетическая тишина. Это тишина не равнодушия, а внимание, напряжение, через сетку даже (а это нам очень важно, что мы не видим взаимного зала). Мы (актёры) как зрители впускаем в этот спортивный зал зрителя, а не играем для него что-то. Мы нарушаем каноны, и зритель, и сцена играют для зрителя. А зритель уже как-то на это реагирует…Мы просто делаем своё дело, и получается, что зритель присутствует при каком-то, так сказать, акте - очень напряжённом, интимном».

О кино и театре

«Это разные вещи совершенно. Живое общение и дыхание реальное. В театре вы смотрите, а в кино - вам показывают. В театре вы смотрите то, что вы хотите разглядеть, вы свободны. А в кино я вас (монтажом), заставляю смотреть то, что я (как режиссёр) хочу, чтобы вы смотрели. Поэтому в этом смысле я очень ценю общий план в кино. И длинный, и узкий. И для этого площадку нужно подбирать тщательнейшим образом, чтобы в любом месте экрана зритель мог, куда бы он ни посмотрел, там все на «чистом сливочном масле» следующим образом. Поэтому театральный метод мне в общем присущ. Но магия театра, интерес к театру. Для меня все равно, что вы обратили внимание в этом спектакле («12») и в следующем («Перед рассветом»), связь с кинематографом, она чувственная, она тактильная.

О молодых актерах и Академии

«Из 12 артистов на сцене (спектакль «12»), 9 ребят, которые учились в моей академии, которая, кстати говоря, существует благодаря фонду Геннадия и Елены Тимченко, они учатся бесплатно (уже десятый выпуск), с огромным конкурсом и тщательным отбором. Из 500 заявок учатся 12−14 человек. Я надеюсь, вы видите, что ребята работают совершенно на равных. Они свободны, они в одной школе, они в основе одного метода. И это очень интересно, и в этом смысле, я не исключаю, что, продолжая снимать кино, я тоже воспользуюсь теми же методами (театральными и академии) -и с точки зрения компетенционного принятия, и с точки зрения актера».

О возрастном цензе и восприятии

«Почувствовать и принять всё не может даже взрослый человек. Я считаю, что с 12-13 лет можно понять, по крайней мере есть вещи, которые настолько очевидны. Меня очень греет, что молодёжь ходит на спектакли, и реакция абсолютно та, что мы хотели. И это очень вдохновляет»

О Китае

«Когда я снимал «Урга. Территория любви», более 30 лет назад: я уже тогда писал записки (о Китае) Ивану Силаеву, премьер-министру. Страна, которая создала всё для существования мира и войны: изобрела порох, чтобы воевать, и бумагу и чернила, чтобы подписывать мирные соглашения и договоры, построила стену длиной 4000 километров - это не может исчезнуть… И рано или поздно сублимируется в некую общность, которая становится давлеющей в принципе… Я считаю, что Китай последовательно, разными путями сумел не отказаться от своего прошлого, продолжает развиваться и изменяться, не предавая своих корней. На сегодняшней день, наверное, самая неожиданная и перспективная страна. Поэтому я с огромным уважением отношусь к этой планете… Да, Китай – это планета!»

Представитель газеты «Лонг Бао» принял участие в пресс-конференции с Никитой Михалковым.

Лонг Бао / Анна Шуткина