Мало кто знает, что еврейское агентство «Сохнут», которое сейчас помогает новым репатриантам с переездом, гораздо старше, чем государство Израиль, и когда-то фактически выполняло его функции. Оно появилось ещё в начале 1900-х (юридически, однако, организация именно с таким названием сформировалась в 1929) и использовалось как инструмент взаимодействия еврейского населения с властями подмандатной Палестины - британцами.
В самом мандате, полученном Великобританией по итогам первой мировой войны, было в качестве одного из условий прописано: «признание Еврейского агентства … общественным органом с целью консультирования и сотрудничества с администрацией Палестины в экономических, социальных и других вопросах, которые могут повлиять на создание еврейского национального очага и служить интересам еврейского населения Палестины».
Слово, которым мы привыкли обозначать эту организацию, переводится очень просто – «агентство». Полное название звучит так: а-Сохнут а-Йеудит ле-Эрец-Исраэль, что значит «еврейское агентство для Израиля».
Еврейское агентство Сохнут занималось в Израиле (тогда ещё не имевшем статуса государства) всеми внутренними делами еврейского населения, контролировало основание и строительство новых городов и населённых пунктов, систему здравоохранения, а также приток нового еврейского населения – алию. Другими словами, представители агентства в начале ХХ века взяли на себя функции министерства абсорбции, больничных касс, нынешнего Натива и многие другие. В 1909 году была проведена «строительная лотерея» - 66 еврейских семей собрались на большом пустынном (в прямом смысле слова!) участке земли и бросили жребий – кому какой кусочек участка достанется. Так началось строительство Тель-Авива. Руководитель лотереи – глава первого строительного кооператива в Израиле Арье Вайс принимал активное участие в деятельности еврейского агентства. А с 1935 по 1948 годы, до самого основания государства Израиль, председателем Сохнута был Давид Бен-Гурион.
После образования еврейского государства Сохнут не перестал творить великие дела. В связи с появлением на политической карте мира Израиля во многих мусульманских странах начались или усилились гонения на местное еврейское население, прошла волна погромов. Так случилось и в Йемене. В то время там работал представитель еврейского агентства раввин Яков Шрайбом, и именно он в письмах Бен-Гуриону настоял на необходимости вывезти евреев из страны. Была проведена операция «Ковёр-самолёт», в результате которой 50 тысяч йеменских евреев обрели новый дом в Израиле.
Сейчас Сохнут обладает значительно урезанным по сравнению с началом своей деятельности функционалом, однако идейные основы остались прежними – сотрудники агентства стремятся помогать евреям со всего мира репатриироваться и ставят своей целью создать глобальное еврейское общество: «Миссия же агентства заключается в следующем: возрождение связи молодого еврейского поколения со своим народом, с национальным наследием и своей Землей, забота всей еврейской семьей о процветании народа иудейского с сильным государством Израиль в центре национального еврейского бытия».
Представительства организации расположены сейчас в более чем 80 странах. Где-то их деятельность скорее принимает форму финансовой помощи – как, например, в России и странах СНГ, где самим процессом проверки права на репатриацию занимается «отдел репатриации», он же – служба Натив. Здесь у Сохнута можно запросить абсолютно безвозмездную помощь именно в релокации – билеты на самолёт, дополнительные места багажа, практические советы по тому, как перевезти на землю обетованную контрабас или холодильник. Ещё Сохнут курирует многочисленные и также абсолютно бесплатные культурные и образовательные программы: популяризация изучения иврита для евреев, проживающих в диаспоре; всемирно известная программа Таглит.
А вот для евреев из Европы именно Сохнут становится связующим звеном между еврейскими корнями и получением визы репатрианта – там эта организация берёт на себя пересылку документов потенциального репатрианта в Иерусалим, в головной офис Натива, и организацию онлайн-собеседования с консулом.
Сохнут – или как сейчас, из-за возникших в 2022 году проблем юридического характера, называется его представительство в России, Маром (в переводе – «вышина», «высь») – очень колоритная организация, широко известная в еврейских кругах и за их пределами. Знаменитая советская и российская писательница Дина Рубина прекрасно описала свой опыт работы в Сохнуте и ценности организации в своём романе «Синдикат».
«Организация наша называлась Всемирный Синдикат «Восхождение», или попросту – Синдикат. Ветвилась она по многим странам, выпуская свои ростки во всех местах, где существовало мало-мальски плотное еврейское население. Ну а уж страны бывшего СССР были буквально прошиты нашими стежками, исхожены вдоль и поперек нашими следопытами, евреи просчитаны, пронумерованы, оприходованы, введены в Базу данных. Полагаю, Синдикат – было последним, что еще связывало страны отошедшего в прошлое, могучего и великого Советского Союза.
Главной задачей, смыслом и целью существования Синдиката было, конечно же, – Восхождение народа в Страну.
О Восхождении, – понятии, как я сразу поняла, сакральном, – на совещаниях, съездах и в кулуарах Синдиката все говорили, как грибники о грибах (после вчерашнего дождя пошли рыжики), как рыбаки о рыбе (перед штормом рыба ушла), как садоводы о своей теплице (если б я не встал в шесть утра укрыть розы, они бы все померзли). При этом урожай – случись хороший год или плохой, – никак не зависел от наших усилий, так же, как не зависит урожай рыжиков от желания продрогшего грибника, блуждающего по опушке в прорезиненном плаще; как улов не зависит от рыбака, сиди – не сиди он над удочкой.
Словом, подразумевалось, что человеку нелегко решиться на столь крутое Восхождение в Святую землю. Синдикат предлагал рискующему множество подпорок, подъемников, ступеней и страховочных ремней. Размахивая молотками, мы сами вбивали в скалы крюки под неуверенные ноги восходящих. Мы страховали их своими спинами и плечами, подсаживали, надсаживались, обливались потом и тяжело матерились.
Эта вредная работа в полевых условиях не каждому была по плечу».