Найти в Дзене
Политехнический музей

Малогабаритная управляющая ЭВМ УМ-1НХ

Фото: Политехнический музей Типичная ЭВМ в начале 1960-х занимала целый зал и использовалась в основном для научных расчётов. Но для промышленной автоматизации были нужны и более простые управляющие ЭВМ. Так в СССР появился первый мини-компьютер — УМ-1НХ. Сократить габариты ЭВМ удалось за счёт маломощных транзисторных схем, как раз недавно освоенных советской промышленностью. В оперативной памяти машины были использованы миниатюрные интегральные элементы — предшественники микросхем. Конечно, по своим характеристикам УМ-1НХ уступала «большим» ЭВМ, но для автоматизации промышленных процессов её возможностей было достаточно. Разрядность машины — 15 бит, оперативная память — 256 машинных слов, постоянная память констант — 512 слов, постоянная память команд — 2048 слов. ЭВМ могла выполнять 5000 операций сложения или 1000 операций умножения и деления в секунду. Автоматическая система прерываний позволяла мини-компьютеру оперативно реагировать на сигналы от внешних устройств. УМ-1НХ могла вып
Фото: Политехнический музей
Фото: Политехнический музей

Типичная ЭВМ в начале 1960-х занимала целый зал и использовалась в основном для научных расчётов. Но для промышленной автоматизации были нужны и более простые управляющие ЭВМ. Так в СССР появился первый мини-компьютер — УМ-1НХ.

Сократить габариты ЭВМ удалось за счёт маломощных транзисторных схем, как раз недавно освоенных советской промышленностью. В оперативной памяти машины были использованы миниатюрные интегральные элементы — предшественники микросхем.

Конечно, по своим характеристикам УМ-1НХ уступала «большим» ЭВМ, но для автоматизации промышленных процессов её возможностей было достаточно. Разрядность машины — 15 бит, оперативная память — 256 машинных слов, постоянная память констант — 512 слов, постоянная память команд — 2048 слов. ЭВМ могла выполнять 5000 операций сложения или 1000 операций умножения и деления в секунду. Автоматическая система прерываний позволяла мини-компьютеру оперативно реагировать на сигналы от внешних устройств.

УМ-1НХ могла выполнять 32 команды, в том числе и специальные, которые были нужны для обмена информацией между ЭВМ и управляемым объектом. Следить за ходом технологического процесса помогали многочисленные устройства ввода, позволявшие контролировать напряжения постоянного и переменного тока и углы поворота осей.

Машина отличалась высокой надёжностью и при этом низким энергопотреблением — 200 Вт, а также достаточно скромной стоимостью — 150 000 рублей. ЭВМ этого типа применялись в системе контроля технологических процессов на заводе цветных кинескопов «Хроматрон», в системе управления нажимным устройством блюминга на Череповецком металлургическом заводе и даже в системе контроля и регулирования второго энергоблока Белоярской АЭС.

Достичь выдающихся показателей по габаритам, надёжности, потребляемой мощности и стоимости удалось благодаря технологиям миниатюризации электроники, которые с конца 1950-х годов разрабатывали в спецлаборатории СЛ-11 под руководством Филиппа Георгиевича Староса и Иозефа Вениаминовича Берга. Изначально их звали Альфред Сарант и Джоэл Барр. Оба родились в Нью-Йорке, но в 1950-х по идеологическим причинам перебрались в Советский Союз, получили новые имена и возможность продолжать работы в области микроэлектроники.

За создание и внедрение управляющих комплексов на основе УМ-1НХ разработчики и производители в 1969 году были удостоены Государственной премии СССР в области науки и техники.

На сайте Политехнического музея в разделе «Коллекция» — ещё больше оцифрованных экспонатов