Найти в Дзене
Мир комиксов и кино

Какие книги по Средиземью написал Толкин помимо "Властелина колец" и "Хоббита"

Оглавление

Все любят "Властелина колец", что хорошо видно по зрительским оценкам: три фильма трилогии занимают топ-20 на Кинопоиске. "Хоббит" менее грандиозен, но всё равно увлекателен, да и даже у неоднозначных "Колец власти" есть свои поклонники.

Естественно, такая любовь была бы невозможна без мощнейшего первоисточника Толкина, но его книги не ограничиваются лишь "Властелином колец" и "Хоббитом". Есть несколько коротких произведений, вроде "Приключений Тома Бомбадила" и ""Последней песни Бильбо", а также и романы, укрепляющие мир Средиземья увлекательными деталями.

В этом материале предлагаю разобрать такие романы чуть ближе. Для истинных фанатов уточню: здесь не будет книг вроде "Природы Средиземья", поскольку она собрана из обрывков оригинальных записей и массы стороннего материала. Также для удобства я подам список в виде рейтинга - от самых "слабых" произведений к лучшим.

Приятного чтения!

История Средиземья

Хотя технически этот двенадцатитомник не роман, каждая книга прослеживает историю и эволюцию Средиземья (и его историй) в том виде, как их формировал Толкин. Всё это представляет Кристофер Толкин, который делится своими находками, разбирая записи отца после его смерти.

Это энциклопедическое собрание полно заметок, комментариев и разных версий историй. Оно даже включает историю его "легендариума" - термин для более широкой мифологии Средиземья по Толкину. Здесь есть и оригинальные черновики таких книг, как "Сильмариллион" (включая некоторые версии в поэтической форме). Они дают взгляд изнутри на то, как готовилось это грандиозное блюдо под названием Средиземье.

Причина, по которой эта серия занимает последнее место в списке - она для самых преданных фанатов Толкина. Это не лёгкое чтение. Напротив, оно воспринимается как академический трактат. Стиль Кристофера - высокого уровня, а многие тексты Толкина обрывочны и незакончены, так что удовольствие от чтения получишь, только если способен удерживать в голове невероятное количество деталей. А прочитать 12 объёмных, написанных академическим языком книг от корки до корки? Это непростой марафон.

Неоконченные предания

-2

Неоконченные предания - интересное произведение. Опубликованное после смерти Толкина, оно содержит несколько разрозненных историй, которые он, что ж, так и не закончил. Это же в названии, верно?

Причина низкого места в списке не в том, что это марафон, как собрание "История Средиземья". Дело скорее в разрозненной природе самой книги. "Неоконченные предания" начинаются с частичных версий историй, которые появятся позже в этом списке. Затем фокус смещается на Вторую эпоху (когда происходит действие "Колец власти"), но длинные повествования сменяются сфокусированными рассказами. Истории вроде сказания об Алдарионе и Эрендис, жене морехода, история Галадриэль и Келеборна, описания острова Нуменор и его королей.

После этого третий раздел представляет истории Третьей эпохи: прибытие рохиррим в Рохан, как Торин встретил Гэндальфа до событий "Хоббита", охота Чёрных Всадников за Кольцом Всевластья. Заключительный раздел - собрание эссе о таких вещах, как Маги и провидящие камни, известные как палантиры.

Видите, как всё разбросано? Дальше - хуже. История Галадриэль и Келеборна содержит несколько версий, и непонятно, какие из них правильные или хотя бы официальные. Хотя эта книга менее пугающая, чем серия "История Средиземья", она подавляет своими деталями и разрозненностью.

Падение Гондолина

-3

Итак, теперь мы переходим к отдельно изданным историям из ранней истории Средиземья. Эти книги собраны воедино Кристофером Толкином из записей отца. Кристофер усердно работал над сглаживанием незаконченных фрагментов, но в случае с "Падением Гондолина" сложно добиться плавного течения повествования в разумном темпе.

Местами книга кажется рваной, а начало истории довольно медленное. Это отличная территория для заядлого толкиниста, чтобы покопаться поглубже, выискивая тонкие связи с более известными романами. Но по большей части - это медленный старт.

Ещё одна вещь, которая тянет эту книгу вниз в рейтинге: она содержит несколько итераций одной и той же истории, что-то вроде миниатюрной версии "Истории Средиземья". Не поймите неправильно. История Падения Гондолина захватывающая. На самом деле это первая история о Средиземье, которую Толкин написал ещё в 1917 году, находясь на больничном во время Первой мировой. Это круто. Но это не вершина повествования о Средиземье, и слушать одну версию за другой, часто с незаконченными началами, серединами и концовками, может быть несколько разочаровывающим, если ищешь хорошую историю.

Берен и Лутиэн

-4

Сказание о Берене и Лутиэн - один из великих романтических эпосов Толкина, история, которую каждый настоящий фанат должен прочитать хотя бы раз. Как и "Падение Гондолина", она появляется в других книгах вроде "Сильмариллиона" и "Истории Средиземья", но отдельное издание - это настоящее удовольствие, если сможете за ним угнаться. Это изложение синтезирует все попытки Толкина рассказать эту историю в более-менее единое повествование, у которого, грубо говоря, есть начало, середина и конец.

Проблема, опять же, в том, что мы имеем дело с несколькими версиями и фрагментами сказания о Берене и Лютиэн, чтобы это сработало. Например, эта история - один из первых случаев, когда мы по-настоящему знакомимся с Сауроном. В более поздних версиях, которые писал Толкин, Саурон уже Тёмный Властелин на тёмном троне (даже когда он ещё служит изначальному Тёмному Властелину, Морготу).

Части книги написаны прозой, другие разделы - стихами, что добавляет путаницы.

Падение Нуменора

-5

Книга "Падение Нуменора" вышла позже большинства книг в этом списке, и всё же она тоже страдает от того, что является собранием разрозненных фрагментов более крупной истории. Разница на этот раз? Эта книга принимает этот факт. Она не пытается представить себя как плавное повествование (об эпохе длиной в 3500 лет, не меньше). Вместо этого она использует хронологический подход.

Вот первое предложение из раздела "Об этой книге":

"'Падение Нуменора' стремится представить в одном томе избранные тексты из посмертно опубликованных работ Дж.Р.Р. Толкина о Второй эпохе Средиземья".

Чуть позже добавляется, что книга стремится сделать это "с минимально возможным количеством редакторских вмешательств".

Другими словами, "Падение Нуменора" берёт множество отдельных упоминаний, историй, описаний и кратких изложений о Нуменоре и его эпохе и выстраивает их в хронологическом порядке. Это помогает книге создать ощущение прогресса, словно история разворачивается перед глазами. Местами она воспринимается как фантастический учебник истории, но голос по большей части принадлежит самому Толкину, и это отличный способ познакомиться со Второй эпохой его мира (особенно учитывая, что сейчас выходят сериалы вроде "Колец власти", действие которых происходит в это время).

Сильмариллион

-6

Великий роман о Древних днях Средиземья. Это книга, в основном сосредоточенная на событиях, которые происходят за тысячи и даже десятки тысяч лет до "Хоббита" и "Властелина колец". Это как читать книгу о египетских фараонах, вавилонских царях и ассирийских завоевателях. Да, она связана с настоящим, но мы говорим о действительно древней истории.

"Сильмариллион" начинается с сотворения Средиземья. Он прослеживает ранние тысячелетия его истории, прибытие эльфов и людей, создание гномов, орков, энтов и орлов. Затем он переходит к эпическому пересказу того, как все эти группы противостоят двум разным Тёмным Властелинам - сначала Морготу, затем Саурону - на протяжении истории Средиземья. Мы получаем сокращённые версии таких историй, как "Падение Гондолина" и "Берен и Лутиэн ". Ближе к концу книги есть длинная история о Падении Нуменора, и она завершается стремительным пробегом по Третьей эпохе, заканчиваясь кратким пересказом "Властелина колец".

Не заблуждайтесь. "Сильмариллион" ошеломляет. Это также неполная картина, которую, опять же, Кристофер Толкин собрал, подобно Франкенштейну, из незаконченных работ отца. Однако это окончательное историческое изложение Средиземья. Оно не усложняет вещи множеством версий истории и не переключается на поэзию на длинных отрезках. Вместо этого оно предоставляет относительно ровный путь через историю Средиземья, приближаясь для отдельных историй в нужных местах, но сохраняя общую арку на протяжении всей книги. Сложно ли местами следить? Да. Но это обязательное чтение для всех, кто интересуется Средиземьем.

Дети Хурина

-7

Этот список не мог обойтись без книги, которая стоит наравне с "Властелином колец" и "Хоббитом", причём по совершенно другим причинам. Знаменитая трилогия Толкина полна надежды перед лицом отчаяния. "Хоббит" лёгок и местами даже смешон. Но "Дети Хурина"? Это окончательный депрессивный опыт Толкина, чтобы править ими всеми. Это самый тёмный час для Средиземья, и Толкин показывает, насколько мрачным может быть его письмо, когда он в настроении.

"Дети Хурина" следует за историей человеческого героя Хурина после того, как Моргот захватывает его в битве и накладывает проклятие на него и его семью. Основная часть истории следует за его сыном, Турином, в роли трагического героя. Ужасающая трагедия преследует Турина, пока он переходит от одного кошмарного события к другому. От того, как он стал причиной падения королевств, которые любил, до случайного убийства лучшего друга и даже невольной женитьбы на собственной сестре - это настолько мрачно, насколько вообще может быть в Средиземье.

Книга занимает столь высокое место, потому что это также одна из лучших работ Толкина. История захватывает, когда наблюдаешь, как Хурин и его семья пытаются преодолеть свою судьбу, сражаясь против Моргота, который выбирает каждого из них для уникального уровня пыток и преследований.