Найти в Дзене
Летопись Дня

Булла Иннокентия VIII – начало великого европейского пожара охоты на ведьм

5 декабря 1484 года — дата, которая ознаменовала начало одной из самых мрачных и кровавых страниц в истории Европы – массовой охоты на ведьм. Именно в этот день Папа римский Иннокентий VIII издал свою знаменитую папскую буллу "Summis desiderantes affectibus" ("Всеми желающими сердцами"), которая дала официальное разрешение и мощный толчок для инквизиционных процессов, охвативших континент в XVI–XVII веках. Папа Иннокентий XVIII Вера в колдовство, магию и злые чары существовала в народных представлениях задолго до XV века. Однако средневековая церковь долгое время относилась к таким суевериям с определённым скептицизмом, считая их языческими пережитками. Ситуация начала меняться в XIV-XV веках. Эпоха великих эпидемий (Чёрная смерть), социальных потрясений, войн и религиозных расколов породила глубокие страхи и усилила поиски "козлов отпущения". Постепенно сформировалась и укрепилась концепция "дьявольского договора" – идея о том, что некоторые люди (чаще всего женщины) заключают пакт с

5 декабря 1484 года — дата, которая ознаменовала начало одной из самых мрачных и кровавых страниц в истории Европы – массовой охоты на ведьм. Именно в этот день Папа римский Иннокентий VIII издал свою знаменитую папскую буллу "Summis desiderantes affectibus" ("Всеми желающими сердцами"), которая дала официальное разрешение и мощный толчок для инквизиционных процессов, охвативших континент в XVI–XVII веках.

Папа Иннокентий XVIII
Папа Иннокентий XVIII

Вера в колдовство, магию и злые чары существовала в народных представлениях задолго до XV века. Однако средневековая церковь долгое время относилась к таким суевериям с определённым скептицизмом, считая их языческими пережитками. Ситуация начала меняться в XIV-XV веках. Эпоха великих эпидемий (Чёрная смерть), социальных потрясений, войн и религиозных расколов породила глубокие страхи и усилила поиски "козлов отпущения".

Постепенно сформировалась и укрепилась концепция "дьявольского договора" – идея о том, что некоторые люди (чаще всего женщины) заключают пакт с Сатаной, получая взамен сверхъестественные способности для причинения зла. Это было не просто "вредительство" (maleficium), а прямая ересь, отступничество от Бога. Инквизиция, изначально боровшаяся с ересями, стала активно включать в свою повестку и преследование колдовства.

Ключевым моментом стала именно булла Папы Иннокентия VIII. Она была издана в ответ на обращение двух папских инквизиторов – немецких доминиканцев Генриха Крамера (Инститориса) и Якова Шпренгера. Они жаловались на то, что местные светские и церковные власти мешают им эффективно преследовать ведьм в Германии, выражая сомнения в существовании колдовства.

-2

Булла подтвердила реальность ведьм, их пактов с дьяволом, их способности вызывать болезни, неурожаи, порчу и даже вредить невинным людям. Самое главное – она давала инквизиторам Крамеру и Шпренгеру неограниченные полномочия для расследования, суда и наказания лиц, заподозренных в колдовстве, невзирая на юрисдикцию и возражения местных властей. Булла предписывала всем епископам, священникам и светским чиновникам оказывать инквизиторам всемерную помощь, угрожая отлучением от церкви тем, кто будет препятствовать их работе.

Этот папский документ стал не просто юридическим актом, а своего рода "благословением" сверху для широкомасштабных преследований. Самым непосредственным и чудовищным результатом буллы стало создание Генрихом Крамером в 1486 году трактата "Malleus Maleficarum" (лат. "Молот ведьм"). Эта книга, фактически ставшая пособием для инквизиторов, содержала подробные инструкции по обнаружению, допросу (включая пытки) и осуждению ведьм, а также обосновывала их существование и связь с дьяволом.

Разворот книги "Молот Ведьм"
Разворот книги "Молот Ведьм"

Булла Иннокентия VIII, вкупе с "Молотом ведьм", дала теологическое и юридическое обоснование для беспрецедентной волны насилия. Пик охоты на ведьм пришелся на XVI и первую половину XVII века. Европа превратилась в огромный костер, на котором по обвинению в колдовстве были казнены десятки тысяч человек. Жертвами чаще всего становились женщины – старые, бедные, независимые или просто неугодные, – что делало эту кампанию еще и проявлением глубокой женоненавистнической паранойи.

-4

Лишь к XVIII веку, под влиянием идей Просвещения, роста научного мышления и изменения юридических систем, массовые процессы над ведьмами стали постепенно угасать. Булла 1484 года остается мрачным напоминанием о том, как религиозный фанатизм, социальные страхи и юридическое одобрение могут привести к невообразимым масштабам человеческой трагедии.