Всех приветствую, дорогие друзья и гости канала! Пересматривая свои фотоархивы в поисках интересных материалов для очередной публикации, обнаружила фото Веселовского и Николаевского мостов - монументальных сооружений посреди холмистых степей, которые в настоящее время, к сожалению, давно заброшены... Сегодня расскажу вам, где они находятся, а также узнаем, когда и зачем их строили, и почему они не используются сейчас.
Где находятся и как добраться
Веселовский и Николаевский мосты находятся в Успенском районе Краснодарского края недалеко от хутора Веселого и станицы Николаевской соответственно. Отсюда и названия мостов. Расстояние между ними чуть больше 7 км по прямой.
От Краснодара ехать 250 км и по времени около 4-х часов, от Армавира - 60 км и 1 час. Дорога, в основном, асфальт, непосредственно перед мостами идут грунтовые участки. Также ходит общественный транспорт, но до самих мостов он, конечно же, не довезет, нужно будет прилично идти пешком. На машине добраться удобнее, но, если все же соберетесь ехать автобусом, то заранее уточняйте расписание рейсов, так как там есть нюансы.
Координаты Веселовского моста: 44.867592, 41.485353
Координаты Николаевского моста: 44.877667, 41.576082
Немного истории
Веселовский и Николаевский мосты являлись частью Туапсинской железной дороги на участке между Ставрополем и Армавиром, которая была разрушена в ходе Гражданской войны. В народе эту железную дорогу называют "Туапсинка".
Строить "Туапсинку" начали в 1909 году. Эта железная дорога стала альтернативой на фоне монополии и высоких цен частной Владикавказской железной дороги, которая функционировала с конца XIX века на юге России. Первые поезда по "Туапсинке" пошли на участке Армавир-Туапсе в 1915 году, а между Армавиром и Ставрополем - всего одним годом позже, в 1916-м.
В годы Гражданской войны с 1917 по 1922 эта железная дорога сильно пострадала, в том числе и от использования тяжелых бронепоездов. Особенно сильно пострадал участок от Армавира до Ставрополя. В итоге, в 1922 году этот участок окончательно закрыли и уже не восстанавливали. Со временем уцелевшее железнодорожное полотно было демонтировано и использовано при строительстве других ж/д веток. А монументальные мосты остались...
Наши дни
К Веселовскому мосту мы ездили в августе 2022 года по пути в Архыз. Дорога от хутора к нему идет грунтовая, но вполне хорошего качества. Ехать лучше в сухую погоду, так как почвы здесь глинистые и после дождя будет очень грязно и скользко. Масштаб сооружения впечатляет уже издалека! Мост проходит над оврагом, по дну которого идет русло ручья. Летом на его месте мы застали только характерно потрескавшуюся землю, воды не было ни капли.
На этом участке бывшей железной дороги сохранилось 4 подобных моста: Веселовский и Николаевский в Краснодарском крае, Большой Мамайский и Большой Новокавказский в Ставропольском крае. Их еще называют "немецкими", так как считается, что проектированием занимались инженеры из Германии и Бельгии. Веселовский мост самый высокий из них и легкодоступный для посещения.
Веселовский мост строился с использованием новейшей на тот момент технологии - из железобетона. Но по проекту каменных арочных мостов, которые были распространены в Римской империи. Мост полностью отлит из бетона. По нему шел один железнодорожный путь и пешеходная дорожка, которая сейчас частично обрушилась.
На мост можно подняться, но необходимо соблюдать осторожность, потому что в некоторых местах на склоне грунт подвижный, да и самому мосту уже более 100 лет, хоть и сохранился он неплохо. Мы не стали на него забираться, так как снизу вся его мощь и величие, на мой взгляд, ощущается куда отчетливее! Примерная высота Веселовского моста 40 метров!
Здесь часто можно встретить любителей подобных объектов, а также альпинистов или роуп-джамперов. Но эти развлечения для экстремалов, нам же было достаточно прогулки рядом с мостом. К слову, в тот день мы гуляли там одни. Жаль, конечно, что такое монументальное и красивое сооружение находится в запустении. Столько всего было в него вложено, а теперь мост заброшен и потихоньку разрушается...
Как я уже писала выше, в 7-ми км от Веселовского моста находится еще один похожий мост - Николаевский. Навигатор показал, что до него ехать 13 км и по времени около 30 минут. Хоть время и поджимало, так как до Архыза нам предстояло ехать еще порядка 4-х часов, решили все же доехать и до этого моста. Кстати, из-за того, что мост находится в овраге, пока едешь, с дороги сразу кажется, что его там вообще нет! И только по мере движения он постепенно становится виден.
Хотели подъехать к мосту ближе, но навигатор чудил и сначала водил нас по кругу, а потом вообще проложил дорогу, которая еле угадывалась в высокой сухой траве. Я не рискнула пуститься в такую авантюру. В отзывах прочитала, что дорога к нему есть, но не простая и к самому мосту подойти тоже проблематично. Решили, что оставим это дело на другой раз, если опять окажемся в этих краях! Кстати, забраться на Николаевский мост тоже не получится, если нет специального снаряжения. Он стоит обособлено от холмов. Из-за своей труднодоступности Николаевский мост не такой посещаемый, как Веселовский. Рядом с ним сохранилась водонапорная башня, которая тоже построена из железобетона, а также руины бывшей ж/д станции.
Всегда жаль, когда такие монументальные и величественные объекты, которые, пусть и недолго, но служили благим целям, впоследствии оказываются заброшенными и никому не нужными. Конечно, за эти годы логистическая ситуация изменилась и необходимость в ж/д ветке в этом районе, скорее всего, просто отпала, и надеяться на ее восстановление уже не стоит. Плюс где-то читала, что здесь очень нестабильные грунты, которые создают дополнительные трудности при эксплуатации таких технически сложных объектов, как железная дорога. Но, если вы любитель подобных сооружений или просто хотите, в прямом смысле, прикоснуться рукой к истории, то однозначно стоит приехать сюда и насладиться красотой и величием этих мостов!
Друзья, а вы любите подобные объекты? Знаете про эти мосты? Посещали их?