Escape from Tarkov — одна из самых неоднозначных игр всех времен. Она пострадала от шквала критики и плохой оптимизации, утопала в читерах, но в то же время оказалась столь захватывающей, что положила начало одному из самых увлекательных жанров в современных играх. 15 ноября 2025 года российская студия Battlestate Games выпустила шутер в полноценный релиз, завершив десятилетний цикл альфа- и бета-тестирований. А значит, самое время рассказать, за что так любят и ненавидят «Тарков» и как одна российская игра изменила целый жанр.
Артём Ращупкин
Новостной редактор Кинопоиска, шеф-редактор CQ.RU, автор Т-Ж и Чемпионата
Как играть в Escape from Tarkov
События игры разворачиваются в вымышленном городе Таркове, который оказался в полной изоляции из-за политического кризиса, связанного с деятельностью местной корпорации TerraGroup. В городе идет война между двумя частными военными группировками. Силы USEC были наняты корпорацией для препятствования расследованию ее деятельности, в то время как группировка BEAR отстаивает интересы правительства и пытается выяснить, чем на самом деле занималась TerraGroup все эти годы на территории Норвинской области.
Вы наемник одной из этих ЧВК, застрявший в городе. Ваша цель — выяснить, что происходит, найти путь к спасению и в конечном счете совершить побег из Таркова. История раскрывается через серию сюжетных квестов от различных торговцев.
Игровая сессия в Escape from Tarkov строится вокруг цикличного процесса рейдов. Вы подготавливаетесь, выбираете снаряжение, после чего высаживаетесь на выбранную локацию с целью собрать лут или выполнить квест. Главное — добраться живым до одной из точек эвакуации до истечения времени. В случае гибели все снаряжение и найденный лут теряются. Это стандартная формула любого extraction-шутера, которую когда-то развили именно в «Таркове».
Страх потери нажитого и приобретенного — ключевой принцип игры. Игрокам приходится тщательно планировать каждый выход на поверхность, но, даже если вы круто оделись, не факт, что вас не убьет неожиданно прилетевшая из-за кустов пуля снайпера. В этом и весь кайф — адреналин получаешь уже от простой пробежки по карте.
Впрочем, умение грамотно скрываться и вычислять врагов — это не все составляющие успеха. Все, что вы найдете в рейде, можно продать торговцам или другим игрокам на блошином рынке, чтобы получить деньги на новое снаряжение. И грамотно управлять ресурсами не менее важно.
Игра целенаправленно метит в сторону максимального реализма: здесь нет автоматической регенерации здоровья, как в других шутерах от первого лица. Отдельные ранения частей тела приходится лечить специальными аптечками, бинтами, обезболивающими и жгутами, оружие во время рейда изнашивается, а персонаж захочет есть и пить, если пробежал несколько километров. Нет и карт с маркерами, направляющих линий и значков над головами товарищей по команде. Нет интерфейса, который сообщал бы, сколько осталось боеприпасов, а пространство в карманах и рюкзаке ограничено, поэтому управление инвентарем — это еще одна метаигра, которую нужно усвоить для успешного выживания.
За что любят Escape from Tarkov
В отличие от большинства шутеров, где смерть ничего не значит, в «Таркове» она ощутимо болезненна. Вы можете потерять все снаряжение, которое так долго и муторно собирали. Именно страх потери превращает каждый успешный бой или удачную эвакуацию с ценным лутoм в выброс дофамина. Игроки сравнивают это чувство с экстремальными видами спорта.
Игра порой несправедлива и жестока. Успех зависит не от удачи, а от знаний баллистики, карт и поведения противника. Когда вы начинаете читать ситуацию, предугадывая шаги врага, и выходите победителем, это дает чувство выполненного долга. Тогда можно просто выдохнуть и порадоваться, что остались в живых. «Тарков» способен бросить в пот самых стойких игроков. Никогда не знаешь, что ждет за углом.
Мрачный постапокалиптический мир, полное отсутствие подсказок и выдающийся звуковой дизайн, где по звуку можно определить тип оружия и даже эмоции врага, создают невероятное погружение и напряжение. Каждый рейд — психологический эксперимент, вызывающий страх и азарт.
При этом в игре реализована одна из самых глубоких систем модификации оружия. Игрок волен сам выбирать, кем ему быть — снайпером, штурмовиком или просто добытчиком лута. На оружие можно нацепить любой обвес — от коллиматорного прицела до глушителя. Нет единственно правильного пути. Если не хватает денег и хорошего снаряжения, можно выйти в рейд Диким со случайной экипировкой. Вы будете уязвимы для других персонажей из-за отсутствия хорошей подготовки, но, если повезет, сможете вынести ценный лут для дальнейших вылазок. Заходы за Дикого — это еще и хороший способ без риска изучить карты. Ведь эвакуационные выходы в «Таркове» не отмечаются на карте.
Читайте также
Все игры серии Call of Duty — от худшей к лучшей
За что критикуют Escape from Tarkov
Escape from Tarkov ругают в основном за технические моменты. Оптимизация шутера оставляет желать лучшего. Даже на самых мощных ПК игра подлагивает, а на серверах наблюдаются не зависящие от игрока скачки пинга и перегрузки. Иногда на подбор рейда уходит до десяти минут. За это время вы сможете отыграть половину матча (а то и весь) в других онлайн-играх.
«Тарков» требует усидчивости и выдержки. Умирать предстоит много. А еще необходимо запастись временем, чтобы все изучить. Это требует концентрации, определенного настроя и психологической подготовки. Нужно время. Очень много времени. Но стоит уловить суть, все остальные шутеры сразу покажутся легкой разминкой.
Дисбаланс между новичками и опытными игроками — еще одна извечная проблема Escape from Tarkov. Новички, не успевшие прокачаться и не обладающие хорошим уровнем и экипировкой, попадают на одну локацию с опытными ветеранами в мощной броне и с лучшим оружием. О честной конкуренции не может идти и речи. У новичков почти нет шансов. Это может вогнать в дизмораль и состояние неуверенности.
Еще игра подвергается критике из-за агрессивной монетизации. Игроки, купившие «Тарков» на официальном сайте, для запуска через Steam должны купить проект повторно. А во время бета-теста разработчики частенько блокировали новые игровые режимы для игроков с базовым изданием. Со временем Battlestate Games свои ошибки приняла и исправила, но осадок остался.
После релиза 15 ноября 2025 года Escape from Tarkov столкнулась с волной критики в Steam, где основной причиной гневных отзывов стали серьезные технические проблемы, а не игровой процесс. Из-за наплыва желающих попробовать в день релиза серверы Battlestate Games не выдержали нагрузки, игра попросту не запускалась.
Релизная версия не принесла ожидаемых улучшений: фундаментальные проблемы с балансом и оптимизацией остались прежними. Сложилось ощущение, что полноценный релиз проекта стал для студии лишь формальностью. Но критика не сказалась на продажах: за первые дни было продано около 800 тысяч копий, выручка Battlestate Games составила почти 29 млн долларов. Игроки критикуют разработчиков за техническую реализацию, но продолжают поддерживать проект в надежде на светлое будущее.
Так в чем феномен Escape from Tarkov?
Escape from Tarkov дарит новый опыт даже спустя десятки наигранных часов. За счет этого игра и стала феноменом в своей маленькой нише, пересобрав жанр extraction-шутеров практически с нуля. Каждый заход на локацию — уникальный сценарий. Из-за случайного возрождения игроков и ботов, переменного лута и погодных условий два одинаковых рейда в мире «Таркова» просто невозможны. Экономика постоянно меняется и живет по законам спроса и предложения. Развитие убежища, выполнение квестов — это отдельная стратегическая игра внутри игры.
Обычные шутеры быстро наскучивают, а наличие в игре какой-то важной цели, помимо простого «убей их всех», очень важно для реиграбельности и долголетия проекта. В «Таркове» такая цель — само выживание. Когда все снаряжение находится под угрозой и приходится сражаться, чтобы заработать денег и остаться в игре, это закаляет.
В большинстве шутеров здоровье восстанавливается само или лечится мгновенным инъектором, перезарядка же занимает две секунды. «Тарков» сознательно ломает эти шаблоны и целенаправленно замедляет темп, чтобы игрок ощущал вес каждого решения. Это отражается в реалистичных анимациях: как и в жизни, персонаж в «Таркове» долго открывает футляр с аптечкой, вскрывая упаковку со шприцом. Достает бинт, разворачивает его и накладывает на пораженное место.
И эти механики вовсе не раздражают — они, наоборот, дают чувство погружения и эмоционального накала. Нельзя просто взять и быстро нажать кнопку лечения, как в других шутерах. Эта беспомощность в моменте и создает тот неповторимый адреналин и страх. И ты постоянно держишь в голове: пока лечусь, меня могут подкараулить и убить. Что если я пойду по разбитому стеклу или по железной поверхности? Меня ведь услышат и вычислят. Приходится меньше шуметь и больше красться. А еще выбирать пути для вылазок и отходов заранее.
Вы начинаете чаще выживать в «Таркове», когда понимаете, как распоряжаться временем и ресурсами в условиях стресса и напряжения. Именно этот коктейль, состоящий из реализма, непредсказуемости и сильнейших эмоций, заставляет игроков возвращаться в суровый мир «Таркова» снова и снова. Главное, перебороть слабость и страх.
Сервис Плюс Гейминг поддерживает запуск игры Escape from Tarkov.
А вы играли в Escape from Tarkov? Чем игра вам запомнилась?
Поделитесь своим мнением в комментариях на сайте! Мы приветствуем аргументированную дискуссию.