Найти в Дзене

Спокойный уют деревенского быта в картинах Юрия Кугача

Художник Юрий Петрович Кугач родился в 1917 году, и это значит, что расцвет его творчества пришелся на 40-60 годы. Тогда в советском искусстве властвовал соцреализм, отступления от него, мягко говоря, не приветствовались. Впрочем, Кугач никуда и не собирался отступать, его творчество не противоречило ни господствующей идеологии, ни принятому стилю. В 31 год он начал преподавать в художественном вузе. Много писал сам, его картины выставлялись не только в СССР, но громкой славы Кугач не снискал. Его талант и мастерство очевидны, особенно хороши работы конца 50-х — 60-х годов. Это был период так называемой "оттепели", когда все общество как бы вдохнуло воздуха свободы, после сталинского времени казавшегося буквально живительным. Воспряло и советское искусство, почувствовав, что тиски соцреализма стали менее жесткими. Юрий Кугач задумал серию картин о деревенской жизни, и у него получился очень спокойный и красивый цикл, рассказывающий о значимых и привычных событиях. Все эти картины объе

Художник Юрий Петрович Кугач родился в 1917 году, и это значит, что расцвет его творчества пришелся на 40-60 годы. Тогда в советском искусстве властвовал соцреализм, отступления от него, мягко говоря, не приветствовались. Впрочем, Кугач никуда и не собирался отступать, его творчество не противоречило ни господствующей идеологии, ни принятому стилю. В 31 год он начал преподавать в художественном вузе. Много писал сам, его картины выставлялись не только в СССР, но громкой славы Кугач не снискал.

Юрий Кугач. "Деревенская свадьба".
Юрий Кугач. "Деревенская свадьба".

Его талант и мастерство очевидны, особенно хороши работы конца 50-х — 60-х годов. Это был период так называемой "оттепели", когда все общество как бы вдохнуло воздуха свободы, после сталинского времени казавшегося буквально живительным. Воспряло и советское искусство, почувствовав, что тиски соцреализма стали менее жесткими.

Юрий Кугач задумал серию картин о деревенской жизни, и у него получился очень спокойный и красивый цикл, рассказывающий о значимых и привычных событиях. Все эти картины объединены светлым настроением. В живописном смысле трудно не заметить превалирование красных оттенков.

Юрий Кугач. "Бабушка и внучка"
Юрий Кугач. "Бабушка и внучка"

В "Деревенской свадьбе" все персонажи женского пола, кроме невесты и старой женщины-вдовы одеты в красные наряды. Замужние еще и в белых платках. Люди сидят за столом, их немного, все свои. Дети и подростки не пущены за общий стол, но стоят тут же и слушают здравицы. Очевидно, что детский стол накрыт отдельно.

Картина "Бабушка и внучка" как бы продолжает повествование. Молодая женщина, со спокойным достоинством ждущая пополнения семейства, шьет приданое малышу, рядом стоит бабушка и рассматривает чепчик. Красное покрывало и ковер на стене создают активный жизнерадостный фон. Но сама сцена полна тишины. Всё идет своим чередом, жизнь не стоит на месте, смена поколений неостановима.

Юрий Кугач. "Накануне праздника". 1962
Юрий Кугач. "Накануне праздника". 1962

И вот еще одна спокойная и сосредоточенная семейная картина, и опять тут образом уюта и слаженности жизни выступают женщины. Перед нами три поколения семьи, объединенные общей работой, притом работой радостной, так как пекутся пироги перед праздником. Красная кофта молодой хозяйки, ее уверенные движения — в центре картины.

Бабушка, которая месит тесто, немного в тени. Она скоро уйдет, но именно она — основа всего последующего, именно она творит то тесто, которое скатывает молодая женщина, а потом девочка формует пирожки. Правая сторона картины ярко освещена. Именно здесь — будущее.

Юрий Кугач. "В субботу". 1964
Юрий Кугач. "В субботу". 1964

Картина "В субботу" показывает опять-таки женскую половину семьи, занятую обычными хлопотами перед выходным. Здесь бабушка — еще крепкая женщина, она заплетает внучке косу. Младшая девочка пьет что-то из кружки, возможно, она дочь молодой женщины с самоваром. Эти двое отличаются от передней группы тем, что в их одежде нет ничего красного. Они как бы в тени. Вероятно, в этой большой семье две женщины с ребенком.

Но может быть и так, что матерью обеих девочек является расчесывающаяся женщина, а та, что с самоваром — её младшая незамужняя пока сестра.

Как бы то ни было, эти картины можно разглядывать долго, выстраивая в уме разные сюжеты взаимоотношений. Но видно одно — в семье царят порядок и покой.

И, наконец, апофеоз всей серии, философская картина "Первые шаги":

Юрий Кугач. "Первые шаги". 1969
Юрий Кугач. "Первые шаги". 1969

Три поколения семьи.

Рекомендую интереснейшие каналы моей жены: Лидия, неисправимый гуманитарий, а также Личное мнение о людях и событиях и Это просто поэзия жизни

Её канал на Рутубе Культурно и интеллигентно.