Найти в Дзене
Ламповый книголюб

На ярмарке non/fictio обсудили, как изменится книжный рынок

Вчера побывала на книжной ярмарке non/fictio. Люблю заглядывать именно в будние дни, потому что меньше всего людей, а это значит больше кислорода (банально, но факт), и представители книжных издательств максимально заряжены на встречу и общение с читателями. В выходные на ярмарке всегда самая лучшая программа, но много людей, что, с одной стороны, большая радость для книжного мира, а с другой — требует небольшой подготовки для комфортного пребывания: полегче одеться, запастись водичкой и заранее приходить на мероприятия, чтобы успеть занять местечко. Каждый поход — это невероятный заряд энергии. Долгожданные встречи с объятиями и "что купил(а)?", "где уже был(а)?", посещение любимых стендов с горой книг, участие в классных интерактивах и много чего еще. В зеркальном кубе "Яндекс.Книги" В каких интерактивах поучаствовать? Обязательно загляните на стенд "Бомборы". Прямо в фотозоне можно будет заполнить открытки с теплыми пожеланиями для близких. Все послания будут отправлены адресатам ср
Оглавление

Вчера побывала на книжной ярмарке non/fictio. Люблю заглядывать именно в будние дни, потому что меньше всего людей, а это значит больше кислорода (банально, но факт), и представители книжных издательств максимально заряжены на встречу и общение с читателями. В выходные на ярмарке всегда самая лучшая программа, но много людей, что, с одной стороны, большая радость для книжного мира, а с другой — требует небольшой подготовки для комфортного пребывания: полегче одеться, запастись водичкой и заранее приходить на мероприятия, чтобы успеть занять местечко.

Каждый поход — это невероятный заряд энергии. Долгожданные встречи с объятиями и "что купил(а)?", "где уже был(а)?", посещение любимых стендов с горой книг, участие в классных интерактивах и много чего еще.

В зеркальном кубе "Яндекс.Книги"
В зеркальном кубе "Яндекс.Книги"

В каких интерактивах поучаствовать?

  • Обязательно загляните на стенд "Бомборы". Прямо в фотозоне можно будет заполнить открытки с теплыми пожеланиями для близких. Все послания будут отправлены адресатам сразу же после выставки!

Еще на стенде работает кофейня и даже наливают глинтвейн! Угостят всех, кто купит 2 книги, за 3 книги дарят календарь на 2026 год, а за 4 — шоппер.

Фотозона и место для заполнения открыток "Бомборы"
Фотозона и место для заполнения открыток "Бомборы"
  • На стенде "Эксмо" ждет сюрприз-интерактив от меня вам! Записывайте явки-пароли! На стенде будет доска с карточками, одна из них — моя. Найдите ее на доске, и если вы являетесь подписчиком моего канала или прочли больше 3-х книг за ноябрь, то вам достанется бесплатная книга. Я выбрала для вас хорошую историю. Спешите!
Если вы являетесь подписчиком моего канала или прочли больше 3-х книг за ноябрь, то вам достанется бесплатная книга. Не проходите мимо 😉
Если вы являетесь подписчиком моего канала или прочли больше 3-х книг за ноябрь, то вам достанется бесплатная книга. Не проходите мимо 😉
  • На стенде "Смысловая 226" сможете получить в подарок атмосферную новогоднюю открытку.
  • Не проходите мимо куба от "Яндекс.Книги". Очень классное пространство для фото и чтобы побыть на едине с собой.
-4
  • Стенд "Bells Letters" с красивой фотозоной в стиле Джейн Остин. Кстати, мисс Остин тоже присутствует. Из книг обратите внимание на новинку от лауреата Пулитцеровской премии этого года "Ночной страж" Джейн Энн Филлипс. Еще появилась в красивом подарочном издании "Почтальонша".
Надо было как-то классно этот тоннель сфоткать, но у меня похоже фотоволшебство не вышло
Надо было как-то классно этот тоннель сфоткать, но у меня похоже фотоволшебство не вышло

Из мероприятий успела посетить всего несколько, и одно из них шло 1,5 часа. Очень интересная и важная тема для обсуждения, которую решила подробно осветить в этой статье.

Будущее книжного распространения: как изменится рынок в ближайшее десятилетие

В обсуждении приняло большое количество спикеров: руководители книжной категории Ozon и Wildberries, генеральные директора книжных магазинов "Москва", "Читай-Город-Буквоед", "Подписные издания", генеральный директор Российской Государственной Библиотеки, директор Российской государственной библиотеки для молодежи, генеральный директор кластера Смысловая 226 и другие.

Каждый высказал свое мнение о том, что происходит сегодня с книжным рынком и какие изменения его могут ждать в ближайшие 10 лет.

Представили онлайн и офлайн-площадок, библиотеки, Смысловая 226
Представили онлайн и офлайн-площадок, библиотеки, Смысловая 226

Маркетплейсы

Начнем с того, что за 2 года закрылось 286 книжных магазинов (по другим данным — более 400). Главная причина такого упадка со стороны офлайн-площадок — это появление онлайна. Маркетплейсы имеют несколько весомых преимуществ перед книжными магазинами. Во-первых, они смогли дотянуться до читателя по всей стране. ПВЗ открыты в городах с населением в 50 тысяч человек. Во-вторых, сервисная составляющая сейчас во главе рынка. Люди привыкли к быстрой доставке и богатству ассортимента. В онлайне можно купить новые издания и старые экземпляры, в том числе букинистику. В-третьих, книжникам предоставляли спецусловия для захода на онлайн-площадку.

Итог: сервис, ассортимент, заход на площадку и ценовая политика. Цена, разумеется, самое главное и важное преимущество. Но раскрыт секрет ее конкурентоспособности. Оказывается, это социальная история. Маркетплейсы каждый год дотируют это направление, что делает книги более-менее доступными для нас с вами.

"Подписные издания"

Совладелец независимого книжного "Подписные издания" представил совсем безрадостную картину. Во-первых, конкуренцию они ощутили еще с начала ковида. Маркетплейсам разрешили выдачу товаров в ПВЗ, а книжные были закрыты. Во-вторых, абсолютно несправедливая налоговая нагрузка. Из-за больших налогов магазины ограничены в возможностях снижения цены. "Подписные издания" пропускают через себя более миллиона посетителей ежегодно, но при этом покупательская способность снижается на глазах. Они приходят, наслаждаются атмосферой, на которую изначально основатели делали ставку. Это большая работа по обучению и подбору персонала, организации пространства и т. д. Кто был в этом книжном, понимает, что это действительно уникальный проект. На данный момент книжный стал бесплатной, но очень красивой витриной. 70% товаров продаются в два раза дешевле в онлайне. Никакая ламповость не сподвигнет читателя купить книгу дороже.

Сеть "Читай-город"/"Буквоед"

Представитель этой большой и всем нам знакомой сети отметил, что штучные продажи книг перестали расти, а это значит, пропали импульсные покупки. Количество проданных книг за последний год не изменилось. Несмотря на сервис и ассортимент, которые обеспечили маркетплейсы, люди не стали читать больше. Если маркетплейсы прекратят субсидирование ниши, то цены неизбежно начнут расти на всех площадках. Года три точно ничего не изменится, а потом либо книга подорожает, либо часть ассортимента просто исчезнет. Несмотря на это, сеть продолжает расти. В этом году открыто 27 новых магазинов.

Книжный магазин "Москва"

Директор этого магазина тоже отметила большое количество преференций у онлайн-торговли. Несколько лет назад магазин посещало 8-10 тысяч в день, а сейчас всего около 2-х тысяч, и задача книжного в данный момент — хотя бы удержать это количество. Часть авторов приходят напрямую в книжный, минуя издательства. Больше всего удивило, что процент продаж книг трех крупнейших издательств (АСТ, Эксмо, Азбука) составляет всего 24% от общего количества. Основные продажи — от издательств поменьше, но с большим количеством бестселлеров.

Библиотеки

Каждый день в Ленинку приходят 3 тысячи человек, и это критическое число для 37 читальных залов. Вот-вот будет перебор в читателях, и главная причина — повышение цены на книги. Но это еще полбеды, напугало и поразило другое: участились случаи воровства новых книг. Это на данный момент основная проблема библиотек, с которой неясно что делать. Ресурса и средств для отслеживания нет, а запрет на вынос — бессмысленная история. Теперь понятно, зачем наклеивают ярлыки, делают пометки ручкой на срезах и корешках. Работникам приходится портить книги, чтобы хоть как-то пресечь воровство.

Библиотеки готовы помочь в повышении ценности книг. Всего по России около 40 тысяч библиотек, из которых 5-8 тысяч относительно крупных. Библиотека может организовывать программы повышения уровня чтения и популяризации современной литературы.

Смысловая 226

Кластер еще молодой, но очень амбициозный. Начал свою работу 19 сентября. Они решили провести эксперимент и посмотреть, что будет, если поставить книгу там, где люди ходят каждый день. Смысловая 226 запустили продажу книг в магазины сетей «Магнит», «Магнит Косметик», «Дикси» и «Азбука вкуса». Для этого выбрали три больших города (Москва, Питер, Краснодар) и два маленьких (Протвино и Руза), чтобы отследить, как реагируют жители маленьких и больших городов. Уже видят хороший спрос на современных авторов, классику и внутри классики — фантастику. В следующем году планируют расширить географию. Главная идея — помочь читателю с импульсной покупкой и развить привычку больше читать. 

Выводы и перспективы на будущее

Конкуренция между одинаковыми товарами будет приводить к снижению маржи, от этого в первую очередь будут страдать издатели. На сегодня книжных магазинов осталось меньше 2-х тысяч. Через десять лет не останется ни одного, и тогда издательства ждет большая опасность попасть под бесконечные ограничения будущих монополистов (маркетплейсов), что тоже неизбежно приведет к снижению маржинальности. В дальнейшем станет меньше выбора, издательствам придется больше тратить на продвижение. Со временем книги могут стать элитарным товаром.

-7

Практически единогласно стали предлагать издательствам сократить выход новинок и больше вкладываться в лучшие проекты. За последние несколько лет резко снизилось количество бестселлеров, что говорит о снижении качества литературы.

Представители маркетплейсов рассказали о новой интересной коллаборации. Сейчас у них происходит интеграция магазинов в маркетплейсах. Они готовы предоставить свою витрину, поделиться трафиком, и все это за скромную комиссию. Взамен книжные магазины становятся пунктами вывоза. Как я поняла, эта история вызывает противоречивые мнения со стороны представителей офлайна. По-моему, это выбор без выбора. Например, в Озон заказывают книги порядка 5 млн из 63 млн зарегистрированных покупателей. Есть возможность приобщить людей к чтению. Можно увеличить эти показатели. Изучать, с какими товарами покупают книги и т. д.

Сотрудничество офлайна с онлайном — возможно единственный путь к сбалансированию каналов. Есть примеры удачных выходов в розничной торговле в других странах мира, которые прошли путь похожих столкновений в различных нишах.

Рынок меняется. Розница трансформируется. Возможно, когда-нибудь маркетплейсы тоже станут атмосферными. Они уже думают над этим. Это то, что ждет рынок впереди. Конечно, не хотелось бы укрепления монополизации рынка. Хочется верить, что всех участников рынка заставят трансформироваться сами читатели. Но тут во главу встает совсем другой вопрос: что будет со временем и скоростью жизни читателя?

Как вам такие прогнозы? Делитесь своими мыслями и предположениями!

Не забывайте ставить 👍. Подписывайтесь на канал в Телеграме.