Внешний вид Лорда Волдемора всегда был предметом интригующего обсуждения для поклонников Гарри Поттера. Почти два десятилетия предполагалось, что он выглядит как монстр, потому что зло разложило его изнутри. Однако, новая теория ставит под сомнение это предположение, задавая вопрос: а что, если трансформация Тома Риддла была не пассивным разложением, а преднамеренным актом самоистязания, чтобы стать похожим на своего отца-магла?
Эта интересная теория рассматривает Тёмного Лорда не как жертву побочных эффектов магии, а как создателя собственной чудовищности. Она предполагает, что каждая утраченная черта была осознанным выбором, отказом от генетического наследия, связывавшего его с «грязным маглом», который его бросил. Томом Риддлом двигала не тёмная магия, а стыд, эго и патологическая потребность уничтожить отца, чтобы явить наследника Слизерина.
Трансформация Волдемора в «Гарри Поттере» происходит со временем
Лицо Тома Риддла — суровая реальность его существования, ведь книги ясно показывают, что его трансформация была медленным, постепенным процессом, а не внезапным. Поначалу Том Риддл был красивым подростком в Хогвартсе.
В «Гарри Поттере и Тайной комнате» Гарри тревожит то, насколько юный Риддл похож на более мрачную и резкую версию себя самого. У него высокие скулы, тёмные волосы и харизма, которой он владеет как оружием. Что особенно важно, эти черты он унаследовал непосредственно от Тома Риддла-старшего, магла-аристократа, бросившего Меропу Гонт, мать Тома.
Его мать, напротив, описывалась как физически непривлекательная, с грубыми, тяжёлыми чертами лица, характерными для кровосмесительной линии Гонтов. Каждый раз, глядя в зеркало, юный вундеркинд видел не наследника Салазара Слизерина, а магла, который его бросил. Таким образом, деградация начинается постепенно.
К тому моменту, как Риддл навещает Хепзибу Смит, чтобы украсть Кубок Пуффендуя и Медальон Слизерина, он всё ещё красив, но его щёки кажутся «впалыми». Он использует лицо отца, чтобы очаровать старуху, играя роль галантного жениха, чтобы добиться желаемого. Этот период представляет собой захватывающий когнитивный диссонанс: он убивает семью отца и подставляет дядю, но при этом он сам становится лицом отца.
Настоящий сдвиг происходит в «потерянные годы». Когда он возвращается в Хогвартс, чтобы попросить Дамблдора преподавать Защиту от Тёмных искусств в «Принце-полукровке», примерно десять лет спустя, красивого юношу уже нет. Роулинг описывает его лицо как «обгоревшее» и «размытое», восковое и искажённое, словно черты плавились под сильным жаром.
Вот неопровержимое доказательство этой теории. У него пока не выросли рога и клыки; он выглядит как человек, чья личность стирается. Он находится в процессе трансформации, стирая Риддла из своей кожи, но ещё не полностью вживаясь в образ Волдемора. К моменту его прибытия в Годрикову Впадину в 1981 году трансформация уже завершена.
В воспоминаниях он описывается как скелетообразный, белый и змееподобный. В «Гарри Поттере и философском камне» зрители впервые видят Волдемора в виде змеиного лица на затылке профессора Квиррелла. Эта временная линия доказывает, что монстр, которого фанаты видят в «Кубке огня», не был результатом неудачного воскрешающего зелья; это была форма, которую он уже принял до своего первого падения.
Змеи стали прототипом новой личности Волдемора в «Гарри Поттере»
Суть этой теории заключается в том, что физическая форма Волдемора — это проявление его «Ложного Я». Психологи описывают Ложное Я как грандиозную конструкцию, созданную нарциссом, чтобы скрыть постыдное «Истинное Я». Для Темного лорда Истинным Я был Том Риддл: смертный полукровка, названный в честь глупца. Ложным Я был Лорд Волдемор: бессмертное чистокровное божество.
Специфика его уродства подтверждает это. Почему он потерял нос? Почему он потерял волосы? Почему его зрачки превратились в щели? Это не случайные деформации, а специфическое отклонение черт млекопитающих. У млекопитающих есть волосы; у рептилий — чешуя. У приматов есть носы; у змей — щели.
Систематически избавляясь от признаков млекопитающего, Волдемор отвергал биологию своего отца в пользу рептильной, которую он ассоциировал со своим предком, Салазаром Слизерином. Он хотел не просто быть могущественным волшебником; он хотел принадлежать к совершенно иному виду.
Статус «Наследника Слизерина» был единственным, что придавало ему ценность. Знание парселтанга (змеиный язык) было первым признаком его исключительности в приюте. Вполне логично, что он использовал своё мастерство магии, чтобы изменить своё тело в соответствии со своим внутренним представлением о себе. Он хотел быть похожим на василиска, главный символ своего наследия, а не на красавца-магла-сквайра, погибшего в Литтл-Хэнглтоне.
Эта теория приобретает ещё больше веса, если взглянуть на его отношения с Нагайной, особенно учитывая её трагическую историю, раскрытую в фильмах «Фантастические твари». Она была маледиктус, женщиной, проклятой на вечное превращение в зверя против своей воли. Выжив благодаря её яду и превратив её в крестраж, Лорд сам выбрал ту судьбу, которой она так боялась: сбросить человеческий облик и стать монстром.
Эта теория также объясняет, почему он так сильно отличается от других Тёмных Магов. Геллерт Грин-де-Вальд, возможно, был столь же глубоко погружен в Тёмные Искусства, но при этом оставался харизматичной человеческой фигурой. Беллатриса Лестрейндж, измученная Азкабаном и ненавистью, всё ещё выглядела как обычная женщина.
Если бы тёмная магия автоматически расплавляла нос, каждый Пожиратель Смерти выглядел бы как Волдемор, но это не так. Это доказывает, что его трансформация уникальна. Она потребовала особого сочетания фрагментации души (что сделало тело податливым) и глубокого психологического отвращения к себе (что и сформировало тело). Он изменился не потому, что заключил сделку с дьяволом; он расплавился, потому что ненавидел своё отражение в зеркале.
Волдемор был существом собственного дизайна на протяжении всей серии фильмов о Гарри Поттере
Не только Волдемор борется с самоидентификацией в этой истории; вся серия полна персонажей, которые отказываются от своего права на рождение, чтобы создать новую личность. Сириус Блэк отвергает чистокровную манию своей семьи и становится гриффиндорским мятежником. Северус Снейп отвергает своего жестокого отца-магла, чтобы стать «Принцем-полукровкой», приняв магическое происхождение матери, как это сделал Том.
Гарри Поттер постоянно отвергает навешиваемые на него ярлыки, вроде «Избранного» или «Мальчика, который выжил», чтобы определить собственную мораль. Волдемор — лишь тёмное отражение этой темы. Он берёт всеобщее желание переосмыслить себя и доводит его до патологической крайности.
Для Волдемора тело — символ власти, нечто, что можно вылепить и отбросить. Его нарциссизм не позволяет ему быть обычным. Быть «красивым» было недостаточно, ведь это была обычная, человеческая красота. Эта красота зависела от генетики, а не от его собственной силы.
Уничтожив свою красоту от носа до кожи, он доказал своё превосходство над самой природой. Он доказал, что ему нужно быть тем, кого люди боятся. «Обожжённый» вид его переходной фазы подразумевает болезненный процесс, предполагая, что он был готов претерпеть невероятные физические страдания, чтобы очистить свой организм от маглов.
Высшая ирония его преображения кроется на кладбище Литл-Хэнглтона. Чтобы воскреснуть, Волдемор вынужден использовать «Кость Отца, дарованную ему неосознанно». Ему предстоит физически восстановить ту самую родословную, которую он всю жизнь искоренял. Он буквально создан из скелета отца. И всё же, его воля настолько сильна, а душа настолько извращена, что тело, которое он вырастет из этой кости, совершенно не похоже на донора.
Он побеждает свою генетику магией. Он восстаёт из котла не как сын Тома Риддла-старшего, а как существо, созданное им самим. Именно в этом он и победил, взяв за основу материал своего отца и извратив его до неузнаваемости. Хотя Роулинг, возможно, и не описывала внешность Волдемора как результат ненависти к отцу и магловской крови, тексты подтверждают, что его лицо было не просто магическим.
Эта теория рисует его как гораздо более сложную и трагическую фигуру; она рисует его как человека, охваченного стыдом за свое происхождение, и 17 лет спустя она напоминает фанатам, что самым страшным в Волдеморе была не его сила, а его абсолютное, непреклонное нежелание быть человеком.