Найти в Дзене

Загадка безымянной могилы на Еврейском кладбище

Недалеко от Дома Омовения на Еврейском кладбище есть безымянная могила. Ограда заржавела и местами рассыпалась. Могильный памятник – гигантская горизонтальная плита – по-прежнему производит впечатление. Здесь покоится Давид Горациевич Гинцбург. И был он наследником богатейшей семьи, продолжателем дела своих предков, меценатом, председателем еврейской общины. Почему же на его могильном камне нет ни слова о его достоинствах? Семья В 1857 году в семье у Горация Гинцбурга и его жены Анны (в девичестве Розенберг) родился первенец. Мальчика назвали Давид. Младенец появился на свет в городе Каменец-Подольске – там, где его отец провёл своё детство и юные годы. Но семья вскоре начала жить на 2 города: Париж и Петербург. Причина в семейном бизнесе. Дед Давида, Евзель Гинцбург, благодаря таланту, хватке и капиталу стал Петербургским купцом первой гильдии, сколотив себе состояние на винных откупах. Отмена государственной монополии в банковском деле открыла новые возможности: в ноябре 1859 года

Недалеко от Дома Омовения на Еврейском кладбище есть безымянная могила. Ограда заржавела и местами рассыпалась. Могильный памятник – гигантская горизонтальная плита – по-прежнему производит впечатление. Здесь покоится Давид Горациевич Гинцбург. И был он наследником богатейшей семьи, продолжателем дела своих предков, меценатом, председателем еврейской общины. Почему же на его могильном камне нет ни слова о его достоинствах?

Семья

В 1857 году в семье у Горация Гинцбурга и его жены Анны (в девичестве Розенберг) родился первенец. Мальчика назвали Давид. Младенец появился на свет в городе Каменец-Подольске – там, где его отец провёл своё детство и юные годы. Но семья вскоре начала жить на 2 города: Париж и Петербург. Причина в семейном бизнесе. Дед Давида, Евзель Гинцбург, благодаря таланту, хватке и капиталу стал Петербургским купцом первой гильдии, сколотив себе состояние на винных откупах. Отмена государственной монополии в банковском деле открыла новые возможности: в ноябре 1859 года Евзель основал в Петербурге банкирский дом «I.Е. Гинцбургъ». Отделение банка было также открыто в Париже, на бульваре Осман.

Один из ближайших сподвижников Евзеля – его сын Гораций – с юных лет помогал отцу в его предпринимательских делах. Финансовую грамотность и экспертность молодого Гинцбурга ценил не только отец. В 1868 году Гораций Гинцбург был назначен на должность гессен-дармштадского генерального консула в Санкт-Петербурге. Случай поистине беспрецедентный: впервые в истории Российской Империи еврей стал консулом. Спустя 4 года герцог Гессенский Людвиг III пожаловал Горацию титул барона. А в 1874 году Александр II позволил потомственное пользование этим титулом. Так и Давид Гинцбург стал бароном.

-2

Образование барона

Пока Гораций Гинцбург жил на 2 города, управляя семейным бизнесом и представляя интересы великого герцогства Гессен (одного из множества маленьких государств на территории нынешней Германии), его сын рос в Париже. Давид получил домашнее образование. Среди тех предметов, которые молодой человек осваивал под началом видных учёных своего времени Гирша Рабиновича, Сениора Закса и Адольфа Нейбауэра были восточные языки. Каждый из блестящих педагогов открыл юноше что-то особенное. Рабинович – писатель и общественный деятель – привил страсть к журналистике и полемике. Закс, курировавший развитие личной библиотеки баронов Гинцбургов, навсегда зажёг в Давиде огонь любви к старинным текстам. А Нейбауэр, который в дальнейшем служил профессором на кафедре раввинской литературы Оксфордского университета, познакомил ученика с богатством арабского языка и литературы.

Ориенталистика привлекла Давида настолько, что он сначала прослушал курс арабиста и историка ислама Станисласа Гюара в Париже, а затем учился в Санкт-Петербурге у доктора арабской словесности барона Виктора Розена. Гюар вдохновил молодого человека своей теорией о стихосложении на основе естественного ритма языка, – позже Гинцбург в своих научных изысканиях обращался к этой теме. А от Розена он перенял интерес к культурно-историческим особенностям народов востока. Уже в 20 лет Давид Гинцбург сдал экстерном экзамен и получил степень кандидата Петербургского университета.

Всерьёз заинтересовавшись стихосложением, молодой человек отправился в Германию, чтобы продолжить обучение у профессора восточных языков и знатока древнеарабской поэзии Вильгельма Альвардта. Полученные знания стали основанием для фундаментальных исследований.

Еврейское искусство

Давид Гинцбург обратился к работам еврейского поэта и философа древней Испании Моше ибн Эзры. Философ XI века и автор знаменитых «покаянных молитв», ибн Эзра писал на иврите и арабском. Давид Гинцбург впервые издал книгу «Таршиш», а затем опубликовал и комментированный арабский перевод этого сочинения поэта. Далее следовали статьи, очерки, научные работы, которые выходили в свет в разных странах мира. В течение 20 лет Давид Гинцбург совместно с критиком Владимиром Стасовым работал над поиском и систематизацией древнееврейских орнаментов. В результате, в 1905 году был опубликован альбом «L’ornement hebreu», где были представлены мотивы, обнаруженные авторами в еврейских рукописях Императорской Публичной библиотеки. Орнаменты из сирийских, йеменских, африканских старинных источников объединяло одно – они были еврейскими.

Огромный интерес для барона представляли древние манускрипты. Давид Гинцбург подготовил каталог и составил описание рукописей Кабинета восточных языков при Министерстве иностранных дел. А его собственная библиотека, которую собирали 3 поколения семьи, представляла собой уникальное собрание книг, текстов, документов. Среди сокровищ – средневековые рукописи, составляющие вторую по величине коллекцию (после Британского музея).

Давид Горациевич Гинцбург
Давид Горациевич Гинцбург

Первый еврейский университет

Давид Горациевич Гинцбург стремился делиться своими знаниями. Он занимал активную просветительскую позицию и принимал деятельное участие в распространении образования. Сложно перечислить все научные общества, в которых он состоял. Одним из важнейших проектов своего времени Давид Гинцбург считал создание «Еврейской энциклопедии». Этот «свод знаний о еврействе и его культуре в его прошлом и настоящем» Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона в значительной мере обязан своим существованием именно барону, который первым поддержал идею издания энциклопедии. Давид Гинцбург вместе с доктором Львом Израилевичем Кацнельсоном был редактором энциклопедии, а также готовил статьи по арабской и гаонской литературе.

-4

А в 1907 году Давид Гинцбург учредил первое светское высшее учебное заведение для евреев в Российской империи – Курсы востоковедения. Сам барон стал не только ректором вуза, но и вёл некоторые предметы. Он читал лекции по талмудической, раввинистической и арабской литературам, семитическому языковедению и средневековой философии.

Давид Горациевич Гинцбург не продолжил предпринимательское дело отца и деда, но зато он был достойным продолжателем их общественной деятельности. Он защищал интересы еврейства в Российской империи, был одним из щедрых благотворителей своего времени. После смерти отца в 1909 году Давид Гинцбург возглавил Петербургскую еврейскую общину, правда, совсем ненадолго: в 1910 году его самого не стало. Давид Гинцбург похоронен на Еврейском кладбище в Санкт-Петербурге. Согласно его предсмертной воле, на памятнике нет никаких надписей. Барон верил, что, кто захочет, тот и сам найдёт его могилу.

Хотите знать больше о персоналиях, похороненных на Еврейском кладбище Санкт-Петербурга? Подпишитесь на наш канал.