Недалеко от Дома Омовения на Еврейском кладбище есть безымянная могила. Ограда заржавела и местами рассыпалась. Могильный памятник – гигантская горизонтальная плита – по-прежнему производит впечатление. Здесь покоится Давид Горациевич Гинцбург. И был он наследником богатейшей семьи, продолжателем дела своих предков, меценатом, председателем еврейской общины. Почему же на его могильном камне нет ни слова о его достоинствах?
Семья
В 1857 году в семье у Горация Гинцбурга и его жены Анны (в девичестве Розенберг) родился первенец. Мальчика назвали Давид. Младенец появился на свет в городе Каменец-Подольске – там, где его отец провёл своё детство и юные годы. Но семья вскоре начала жить на 2 города: Париж и Петербург. Причина в семейном бизнесе. Дед Давида, Евзель Гинцбург, благодаря таланту, хватке и капиталу стал Петербургским купцом первой гильдии, сколотив себе состояние на винных откупах. Отмена государственной монополии в банковском деле открыла новые возможности: в ноябре 1859 года Евзель основал в Петербурге банкирский дом «I.Е. Гинцбургъ». Отделение банка было также открыто в Париже, на бульваре Осман.
Один из ближайших сподвижников Евзеля – его сын Гораций – с юных лет помогал отцу в его предпринимательских делах. Финансовую грамотность и экспертность молодого Гинцбурга ценил не только отец. В 1868 году Гораций Гинцбург был назначен на должность гессен-дармштадского генерального консула в Санкт-Петербурге. Случай поистине беспрецедентный: впервые в истории Российской Империи еврей стал консулом. Спустя 4 года герцог Гессенский Людвиг III пожаловал Горацию титул барона. А в 1874 году Александр II позволил потомственное пользование этим титулом. Так и Давид Гинцбург стал бароном.
Образование барона
Пока Гораций Гинцбург жил на 2 города, управляя семейным бизнесом и представляя интересы великого герцогства Гессен (одного из множества маленьких государств на территории нынешней Германии), его сын рос в Париже. Давид получил домашнее образование. Среди тех предметов, которые молодой человек осваивал под началом видных учёных своего времени Гирша Рабиновича, Сениора Закса и Адольфа Нейбауэра были восточные языки. Каждый из блестящих педагогов открыл юноше что-то особенное. Рабинович – писатель и общественный деятель – привил страсть к журналистике и полемике. Закс, курировавший развитие личной библиотеки баронов Гинцбургов, навсегда зажёг в Давиде огонь любви к старинным текстам. А Нейбауэр, который в дальнейшем служил профессором на кафедре раввинской литературы Оксфордского университета, познакомил ученика с богатством арабского языка и литературы.
Ориенталистика привлекла Давида настолько, что он сначала прослушал курс арабиста и историка ислама Станисласа Гюара в Париже, а затем учился в Санкт-Петербурге у доктора арабской словесности барона Виктора Розена. Гюар вдохновил молодого человека своей теорией о стихосложении на основе естественного ритма языка, – позже Гинцбург в своих научных изысканиях обращался к этой теме. А от Розена он перенял интерес к культурно-историческим особенностям народов востока. Уже в 20 лет Давид Гинцбург сдал экстерном экзамен и получил степень кандидата Петербургского университета.
Всерьёз заинтересовавшись стихосложением, молодой человек отправился в Германию, чтобы продолжить обучение у профессора восточных языков и знатока древнеарабской поэзии Вильгельма Альвардта. Полученные знания стали основанием для фундаментальных исследований.
Еврейское искусство
Давид Гинцбург обратился к работам еврейского поэта и философа древней Испании Моше ибн Эзры. Философ XI века и автор знаменитых «покаянных молитв», ибн Эзра писал на иврите и арабском. Давид Гинцбург впервые издал книгу «Таршиш», а затем опубликовал и комментированный арабский перевод этого сочинения поэта. Далее следовали статьи, очерки, научные работы, которые выходили в свет в разных странах мира. В течение 20 лет Давид Гинцбург совместно с критиком Владимиром Стасовым работал над поиском и систематизацией древнееврейских орнаментов. В результате, в 1905 году был опубликован альбом «L’ornement hebreu», где были представлены мотивы, обнаруженные авторами в еврейских рукописях Императорской Публичной библиотеки. Орнаменты из сирийских, йеменских, африканских старинных источников объединяло одно – они были еврейскими.
Огромный интерес для барона представляли древние манускрипты. Давид Гинцбург подготовил каталог и составил описание рукописей Кабинета восточных языков при Министерстве иностранных дел. А его собственная библиотека, которую собирали 3 поколения семьи, представляла собой уникальное собрание книг, текстов, документов. Среди сокровищ – средневековые рукописи, составляющие вторую по величине коллекцию (после Британского музея).
Первый еврейский университет
Давид Горациевич Гинцбург стремился делиться своими знаниями. Он занимал активную просветительскую позицию и принимал деятельное участие в распространении образования. Сложно перечислить все научные общества, в которых он состоял. Одним из важнейших проектов своего времени Давид Гинцбург считал создание «Еврейской энциклопедии». Этот «свод знаний о еврействе и его культуре в его прошлом и настоящем» Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона в значительной мере обязан своим существованием именно барону, который первым поддержал идею издания энциклопедии. Давид Гинцбург вместе с доктором Львом Израилевичем Кацнельсоном был редактором энциклопедии, а также готовил статьи по арабской и гаонской литературе.
А в 1907 году Давид Гинцбург учредил первое светское высшее учебное заведение для евреев в Российской империи – Курсы востоковедения. Сам барон стал не только ректором вуза, но и вёл некоторые предметы. Он читал лекции по талмудической, раввинистической и арабской литературам, семитическому языковедению и средневековой философии.
Давид Горациевич Гинцбург не продолжил предпринимательское дело отца и деда, но зато он был достойным продолжателем их общественной деятельности. Он защищал интересы еврейства в Российской империи, был одним из щедрых благотворителей своего времени. После смерти отца в 1909 году Давид Гинцбург возглавил Петербургскую еврейскую общину, правда, совсем ненадолго: в 1910 году его самого не стало. Давид Гинцбург похоронен на Еврейском кладбище в Санкт-Петербурге. Согласно его предсмертной воле, на памятнике нет никаких надписей. Барон верил, что, кто захочет, тот и сам найдёт его могилу.
Хотите знать больше о персоналиях, похороненных на Еврейском кладбище Санкт-Петербурга? Подпишитесь на наш канал.