4 декабря 2025 г. состоялась премьера приключенческой комедии «Волчок». Новая работа режиссёра Константина Смирнова (IV) рассказывает о событиях начала XX века.
Московских дворян Огарёвых постигает тяжкая утрата – внезапно умирает глава семейства. Его сын, подросток Ваня Огарёв, остается полным сиротой, единственным наследником древнего рода. А опекуном мальчика становится его родной дядя – человек с хорошими манерами и наружностью чеховского интеллигента.
Меж тем, под благообразной внешностью скрывается подлинное чудовище. Ведь именно этот «любящий дядя» отравил отца Вани, чтобы завладеть богатым фамильным достоянием. Теперь ему остаётся уладить последнюю юридическую формальность – заставить малолетнего племянника подписать отречение от наследства. Голос мерзавца, уже предвкушающего крупную наживу, звучит мягко и вкрадчиво: «Давай, Иван, подписывай»!
Но Ваня, почуяв неладное, отказывается подписывать сфабрикованные документы. Ему с трудом удаётся вырваться из цепких лап дяди-убийцы.
Однако в погоню за ним по улицам старой Москвы устремляются дюжие громилы, нанятые преступным родичем.
Ушлые «братки» настигают Ваню на Хитровом рынке Первопрестольной столицы. И лишь считанные мгновения отделяют его от расправы …
Но недаром Александр Блок писал в 1906 г.:
Люблю тебя, Ангел Хранитель, во мгле,
Во мгле, что со мною всегда на земле!
Наш Ангел Хранитель является дворянскому отпрыску в образе крепко сбитого «люмпен-пролетария» с лицом, надо сказать, тоже весьма бандитским. Но намерения при этом он выказывает самые гуманные: «Отпустили бы мальца»! И не дождавшись желаемого ответа, одного за другим повергает здоровенных верзил хорошо поставленными ударами.
Конечно, мальчику несказанно повезло – его спаситель оказался профессиональным кулачным бойцом по прозвищу Волчок. Он соглашается отвезти Ваню в Нижний Новгород к давнему другу отца Константину Николаевичу. За приличную, впрочем, сумму в «пятьсот рублёв».
Но, по их стопам уже устремляются нанятые дядей киллеры …
Чтобы не нарушать интриги, не буду подробно пересказывать содержание картины. Скажу лишь, что она изобилует каскадёрскими трюками и впечатляющими кулачными поединками, Создатели ленты старательно воспроизвели колоритный антураж эпохи начала 20-го века – ретро-одежды и причёски героев, вагоны и конные экипажи, дореволюционные интерьеры, домашнюю утварь.
С большим тщанием воссоздана в ленте широкая панорама Нижегородской ярмарки.
Помимо виртуальной 3D графики в кадре присутствуют и реальные объекты. Так, роль нижегородского Староярмарочного собора (1818-1822) в фильме исполняет похожий на него Спасо-Преображенский собор (1838-1851) города Рыбинска. А в главном ярмарочном павильоне узнаётся здание рыбинской Новой Хлебной биржи (1912 г).
Масштабную картину выставочного форума, в принципе, не портит вид арочного Волжского моста в Рыбинске, построенного в 1958-1963 гг. архитектором Улановым.
Много юмора привносит в фильм словесная пикировка главных героев. Грубоватая ирония Волчка, выходца из народных глубин, остро задевает самолюбие Вани, воспитанного в лучших дворянских традициях. Однако, их колкие выпады не перерастают в обоюдную неприязнь.
Напротив, под началом опытного Волчка мальчик увлечённо изучает приёмы кулачного боя, стойко снося затрещины и сочные выражения «сенсэя». К примеру:
Волчок: - Уж больно ты, ваше сиятельство, избалован. Драться тебе надо научиться!
Ваня: - Драться – это для таких как вы. Дворяне не дерутся.
Волчок: - Вот, и вымрете все, умники!
Ваня: Хочу слабых защищать. Покажете приёмы?
Волчок: - Загони страх в кулак, и в морду!
Волчок же, в свою очередь, не без удовольствия перенимает изысканные дворянские манеры. Так, с большим апломбом он дефилирует по Нижегородской ярмарке в светлой костюмной тройке с пышным галстуком-бабочкой.
Однако, расслабляться героям не приходится. Дядя-рэкетир, не сумев одолеть нашего супермена с помощью грубой силы, решает «повязать добра молодца красной девицей». Роль красотки Эльзы, «самого опытного охотника за людьми» в фильме исполняет Юлия Хлынина.
В невольном сравнении двух последних ролей, сыгранных Евгением Ткачуком – В.И. Ленина в «Хрониках Русской революции», и задиристого «люмпен-пролетария» Волчка, предпочтение всё-таки хочется отдать последнему. Показалось, что в образе простонародного Робин-Гуда, носителя «добра с кулаками», артист был более убедителен и органичен. Его герой встаёт на защиту не всего пролетарского класса, а конкретного маленького человека, остро нуждающегося в помощи.
Неплохо справился с ролью воспитанного мальчика из дворянской семьи юный Марк-Малик Мурашкин. Даже вспомнился образ интеллигентного подростка, созданный Сашей Милокостым в давнем «Адъютанте его превосходительства». Но хочется пожелать подрастающему артисту не слишком уж зацикливаться на ролях высококультурных отроков, кочующих из фильма в фильм. Из тех, что недавно видел с его участием, можно назвать «Первый на Олимпе», «Лысый нянь», «Плевако» и ещё … Может, стоило бы, следуя заветам Волчка, для разнообразия сыграть какого-нибудь ершистого пацана из трудной семьи?
Ну, и конечно, основательно выглядел в роли «нижегородского друга» (а на деле - «оборотня в личине приятеля») Константина Николаевича мэтр нашего экрана Сергей Маковецкий. Артист по-прежнему в хорошей творческой форме. Созданные им образы выглядят цельными, духовно насыщенными.
Актёрский ансамбль дополнили Андрей Смоляков в роли распорядителя кулачных боёв, и «вечный мент» Кирилл Полухин в роли бандита.
И наконец, особое место в фильме занимает тема Нижегородской ярмарки. В кадре она предстаёт подлинной «территорией смыслов» - центром созидательных сил и неукротимого прогресса.
Выставленные в павильонах технические новшества и обильные дары Земли Русской наглядно демонстрируют достижения «золотого века» России. С вдохновенной речью обращается к посетителям Дмитрий Иванович Менделеев. И слова его не кажутся призрачной утопией. Достаточно вспомнить что:
- за период с 1887 по 1913 гг. промышленное производство Российской Империи выросло в 4,6 раза;
- страна вырвалась в мировые лидеры по добыче нефти и экспорту пшеницы;
- честное слово русских купцов котировалось выше расписок швейцарских банков;
- тогдашние толстосумы до 1/3 своих доходов тратили на благотворительные цели и образование, а не на люксовые яхты и элитные тусовки в Дубае;
Именно создатели этого культурного, экономического и финансового феномена, а не тёмные личности вроде дяди-махинатора и «нижегородского друга» задавали тон в тогдашней жизни, были героями своего времени.
По впечатлениям, можно отметить некоторую тавтологию в подаче образов злодеев и их подручных (дяди, нижегородского друга, устроителя поединков). Но в целом фильм «Волчок» с хорошо поставленными кулачными боями и колоритным антуражем начала 20 в. можно рекомендовать к просмотру