Найти в Дзене

«Я не просил вас отдавать меня в музыкалку»: честный разговор о кружках, амбициях и детях

Я очень хорошо помню тот день, когда мой сын Мирон, уже подросток, посмотрел на меня и спокойным голосом сказал: — Я не просил вас отдавать меня в музыкалку Пять лет занятий. Инструмент, педагоги, концерты, все эти «давай ещё немного потерпим, это потом пригодится».
И вот одно предложение, как холодный душ. Сначала поднимается волна:
обида, вина, злость, усталость. «То есть я тут пахала, а ты, значит, не просил? Серьёзно?»
Но чем больше я разговариваю с родителями и детьми в нашем подкасте, тем яснее становится, что в этой фразе правда. «Запишите меня на кружок с ленточкой» В гости ко мне в студию пришла психолог Оля Агафонова и её девятилетняя дочка Настя.
У Насти целая вселенная кружков: китайский, английский, вокал, укулеле, художественная гимнастика, рисование, горные лыжи, скалодром. Когда она перечисляет всё это, любая мама внутри либо гордо кивает, либо тихо сжимается: «Похоже на нас». Началось всё очень невинно — Мам, запиши меня на кружок, где с ленточкой танцевать, — попр
Оглавление

Я очень хорошо помню тот день, когда мой сын Мирон, уже подросток, посмотрел на меня и спокойным голосом сказал:

Я не просил вас отдавать меня в музыкалку

Пять лет занятий. Инструмент, педагоги, концерты, все эти «давай ещё немного потерпим, это потом пригодится».

И вот одно предложение, как холодный душ. Сначала поднимается волна:
обида, вина, злость, усталость.

«То есть я тут пахала, а ты, значит, не просил? Серьёзно?»

Но чем больше я разговариваю с родителями и детьми в нашем подкасте, тем яснее становится, что в этой фразе правда.

«Запишите меня на кружок с ленточкой»

В гости ко мне в студию пришла психолог Оля Агафонова и её девятилетняя дочка Настя.

У Насти целая вселенная кружков: китайский, английский, вокал, укулеле, художественная гимнастика, рисование, горные лыжи, скалодром. Когда она перечисляет всё это, любая мама внутри либо гордо кивает, либо тихо сжимается: «Похоже на нас».

Началось всё очень невинно

Мам, запиши меня на кружок, где с ленточкой танцевать, — попросила однажды Настя.

Это художественная гимнастика, наверное? — ответила мама.

Нашли, пошли, посмотрели.
Настя походила — и… ушла. Не зашло. То же самое было с лыжами.
На первом занятии всё романтично: горка, снег, красивые люди, картинка как из рекламы зимнего курорта.

Мам, покупай абонемент, я буду ходить, — уверенно говорит ребёнок.

На втором занятии выясняется, что это не реклама, а реальность: падать больно, холодно, сложно, надо напрягаться. Настя плачет на склоне, мама уходит кататься сама, потому что смотреть на мучения дочки уже невозможно.

Я стараюсь не давить, когда совсем не заходит, — говорит Оля. — Но есть и другая крайность: когда ребёнок говорит «я буду», а по факту не тянет — и не может честно признаться, что передумал.

«Я не слышу с первого раза, потому что мне лень»

Один из самых честных моментов выпуска случился, когда мы заговорили о бытовых вещах

В чём ваш главный камень преткновения? — спрашиваю я

В том, что она не слышит меня с первого раза, — вздыхает Оля. — Про зубы, посуду, одежду на завтра…

Поворачиваюсь к Насте:

— А как ты думаешь, почему ты не слышишь?

И Настя выдаёт то, на что многим взрослым понадобились бы годы терапии:

Потому что мне лень.

Не «я не услышала», не «я задумалась», не «я забыла».

Просто:
мне лень.

И вот в этом месте становится очень видно, как работает их семейная система: здесь можно сказать правду. Можно озвучить своё «не хочу», «не могу» и даже «мне просто лень» — и тебя не раздавят, не обесценят, не назовут ужасным ребёнком.

Не факт, что после этого тебе всё разрешат.
Но диалог хотя бы начинается с реальности, а не с красивой отмазки.

Когда кружок — выбор ребёнка, а выгорает мама

Если вы когда-нибудь отвозили ребёнка на занятия через весь город, вы поймёте Олю без слов.

Бабушка забирает из школы. Другая бабушка отвозит в другой район.
Мама подстраивает график так, чтобы успеть забрать после работы.
Вокруг одного кружка выстраивается сложная логистика, как орбиты вокруг Солнца.

И тут за два часа до занятия ребёнок вдруг вспоминает:

Ой, я забыла сделать домашку.

Ой, я не хочу сегодня.

Ой, это супернудная задача, мама, я устала.

Я не про результаты злюсь, не про «где твоя суперроль», — говорит Оля. — Я не вижу заинтересованности. Ребёнок говорит «я хочу», но по факту не вкладывается. И ты начинаешь взвешивать на своих весах: оно того стоит? Для кого все эти усилия — для него или уже для моей тревоги?

В какой-то момент, признаётся Оля, она начала защищать уже не только дочь, но и себя. Своё время, свои силы, своё психическое здоровье.

Где заканчивается забота и начинается контроль

Есть кружки, которые ребёнок выбирает сам.
Есть кружки, которые предлагает родитель.
А есть то самое опасное — кружки, в которые мы ведём ребёнка реализовать
свои незакрытые мечты.

Музыкалка, в которую мама в детстве не попала. Фигурное катание, о котором мечтала, но не было денег. Престижный вуз, который когда-то не взял её саму.

Это попытка допрожить своё детство, — говорит Оля. — Добрать то, чего не было у меня. И в этом нет ничего ужасного, пока мы осознаём, что это — моё. Проблема начинается, когда я делаю вид, что это всё исключительно ради ребёнка.

Ребёнок в таких историях часто стесняется признаться, что ему не заходит. Он чувствует ожидания, деньги, усилия. Родитель чувствует вину и обиду: «Я же столько для тебя сделала».

В итоге ребёнок доучивается «из уважения», сдаёт диплом, кладёт его в стол и идёт жить свою жизнь. А мама глотает горькую таблетку позднего прозрения: всё это было нужно, в первую очередь, ей самой.

«Ребёнок — не моё продолжение»

Самая важная мысль, которую Оля повторяет:

Ребёнок — это не моё продолжение и не моё «расширение».

Это отдельный человек.

Чем раньше родитель примет этот факт, тем легче станет всем. Потому что:

  • можно закончить музыкалку и никогда больше не подойти к инструменту,
  • можно бросить театралку, не став актёром,
  • можно отучиться на экономиста и пойти в художники.

Когда ребёнок честно говорит «мне тяжело, мне неинтересно, я не хочу», это не всегда значит «надо срочно бросать всё». Иногда за этим стоит лень, страх усилия, привычка сдавать позиции. И это тоже зона воспитания.

Но если всё построено на «надо», «ты обязан», «мы уже пять лет в это вложились», — в какой-то момент ребёнок либо сломается, либо уйдёт из этого «проекта» вместе со всей вашей связью.

Как искать баланс: пару ориентиров от психолога

Универсальной формулы нет, но в выпуске звучат несколько важных опор:

  1. Право ребёнка пробовать и передумать.

    Нормально, что в 7 лет он горит театром, в 9 — китайским, в 11 — программированием. Наши интересы меняются — это жизнь, а не сбой системы.
  2. Граница «это важно для здоровья/безопасности».

    Есть кружки «по показаниям»: плавание для спины, спорт для дыхательной системы. Здесь родитель может быть чуть жёстче: объяснять, мотивировать, искать вид спорта под ребёнка, но не бросать при первом «не хочу».
  3. Разговор, а не ультиматум.

    Вместо «тебе надо» — вопросы:
    «Что тебе в этом не нравится?»
    «Что ты чувствуешь, когда думаешь о занятии?»
    «Ты хочешь результата или тебе просто нравится идея?»
  4. Честность взрослого с самим собой.

    Если вы ловите себя на мысли «я всегда мечтала…», это сигнал. Возможно, пора не тащить туда ребёнка, а
    пойти самой: во взрослый театр, на вокал, на танцы, в художественную студию.
  5. Маска в самолёте — сначала на себя.

    Выгоревший, обиженный, усталый родитель не может быть тем самым взрослым, рядом с которым ребёнок растёт спокойно. Иногда лучший вклад в будущее ребёнка — это ваш собственный кружок «для души», который вернёт вам вкус к жизни.

Корги, аллергия и вечное «хочу»

У Насти есть большая мечта — корги. Проблема в том, что у папы аллергия.
Это не «мама не разрешила», это объективное ограничение. И Настя рассказывает, как каждый раз, когда бьют часы на Спасской башне, когда она задувает свечи на торте, трогает золото в метро или едет под мостом, она загадывает одно и то же:

«Чтобы у папы прошла аллергия».

Это очень трогательный момент.
Потому что именно так в детстве мы встречаемся с реальностью:
иногда наши «хочу» упираются в здоровые границы семьи, в чужое тело, в законы физики, в деньги, в аллергию на корги.

И вот здесь родителю важно выдержать две вещи одновременно:

  • не обесценить мечту («ну и глупости ты придумала»),
  • и при этом не разрушить собственные границы ради того, чтобы ребёнок никогда не расстроился.

Что делать с нашей виной и обидой

Когда ребёнок говорит:
«Я не просил вас отдавать меня в музыкалку», больно не только потому, что «не оценил». Больно потому, что в этот момент рушится картинка «я всё делала правильно».

Приходится признать:

  • где-то я делала это для себя,
  • где-то перегибала,
  • где-то было проще продолжать тащить, чем признаться: «я ошиблась с выбором».

Вместо того чтобы закапываться в вине, у нас есть другой путь, тот, который показали Оля с Настей:

  1. Говорить.

    Не «я всё для тебя», а:

    «Мне было важно, чтобы у тебя была возможность. Сейчас я вижу, что тебе тяжело. Давай разбираться вместе».
  2. Слышать.

    Даже когда ребёнок честно говорит: «Мне лень».

    Это не приговор, это отправная точка.
  3. Разрешить себе быть живым родителем.

    Не идеальной мамой с методички, а той, которая может устать, передумать, извиниться, признаться:

    «Я, кажется, реализовывала через тебя свои мечты. Пора заняться своими».

В конце записи я спросила у Оли:

За что ты больше всего тревожишься по поводу дочери?

И она ответила очень просто:

За то, чтобы она была жива-здоровa. А дальше я верю, что у неё свой путь.

Кажется, это и есть тот момент, когда родительская любовь перестаёт быть проектом «идеальный ребёнок» и становится чем-то настоящим.

А фразу «Я не просил вас отдавать меня в музыкалку» можно превращать не в приговор, а в приглашение к разговору:

«Окей. Тогда давай вместе разбираться, чего хочешь ты — и чего хочу я. И как нам не потерять друг друга между этими кружками»

Смотрите наш новый выпуск "Да, мам! Диалоги поколений!" и делитесь в комментариях, как у вас в семье с кружками :)