Найти в Дзене

Почему Леонардо да Винчи и другие живописцы прятали в своих картинах мистические образы и символы?

Доброго ВСЕМ здравия и РАЗУМения! Надеюсь, Вы с нетерпением ждали эту статью, чтобы узнать ПОЧЕМУ живописцы прибегали к непонятным, на первый взгляд, символам в своих картинах. Чтобы понять, какую же «ПРАВДУ» скрывали художники, следует вновь упомянуть прекрасного санкт-петербургского гида Алексея Пашкова. Потому что каждый раз он заставляет любителей живописи «включать мозги» и «напрягать память» для решения задач, которые ставит перед аудиторией. Хвала ему и силы для новых открытий! Когда в очередной раз Алексей Пашков предложил своей аудитории исследовать картину «Поклонение младенцу Христу» (1493-1618) Гандольфино да Рорето из коллекций Эрмитажа и «включить» внимание, ЧТОБЫ найти дракончика-ангела и пастуха, смотрящего на него, сделать это сразу оказалось непросто. В глаза сразу бросается жезл (посох) Иосифа. «Поклонение младенцу Христу», Гандольфино да Рорето. В посохе наше внимание привлекают две змеиные головы, смотрящие друг на друга, это вызывает внутреннее напряжение. Со
Доброго ВСЕМ здравия и РАЗУМения! Надеюсь, Вы с нетерпением ждали эту статью, чтобы узнать ПОЧЕМУ живописцы прибегали к непонятным, на первый взгляд, символам в своих картинах.

Чтобы понять, какую же «ПРАВДУ» скрывали художники, следует вновь упомянуть прекрасного санкт-петербургского гида Алексея Пашкова. Потому что каждый раз он заставляет любителей живописи «включать мозги» и «напрягать память» для решения задач, которые ставит перед аудиторией. Хвала ему и силы для новых открытий!

Когда в очередной раз Алексей Пашков предложил своей аудитории исследовать картину «Поклонение младенцу Христу» (1493-1618) Гандольфино да Рорето из коллекций Эрмитажа и «включить» внимание, ЧТОБЫ найти дракончика-ангела и пастуха, смотрящего на него, сделать это сразу оказалось непросто. В глаза сразу бросается жезл (посох) Иосифа.

«Поклонение младенцу Христу», Гандольфино да Рорето.
«Поклонение младенцу Христу», Гандольфино да Рорето.

В посохе наше внимание привлекают две змеиные головы, смотрящие друг на друга, это вызывает внутреннее напряжение. Со времён Моисея посох считался символом высокого религиозного сана и был магическим предметом власти над подчиненными: будь то овцы или люди. На тот момент, когда я прочитала задание Алексея Пашкова, комментариев к картине было уже более 130. Никто из любителей живописи не смог понять и объяснить почему на дереве в арке изображён дракончик. Тогда я решила высказать своё мнение и оставила следующий комментарий:

«В Гностических апокрифических документах христианства есть удивительный и, на мой взгляд, уникальный документ «Апокриф Иоанна». Там описывается как Софиа создала Иалтабаофа (дракона с мордой льва), который впоследствии создал нашу Вселенную, где мы с вами и живём. Так вот, Вседержитель (или Метропатор) Плеромы отправил Софиа исправить своё творение, то есть изъян, родив в противовес Христа, который должен уговорить Иалтабаофа (Люцифера, дьявола) вернуться в Плерому. Видимо, Леонардо да Винчи знал этот документ и поэтому в его зеркальных проекциях присутствует Люцифер. Многие художники эпохи Возрождения были, видимо, тоже посвящены в эти знания, но напрямую они боялись раскрывать истину. Поэтому они вкрапляли такие парадоксы в свои творения, надеясь, что придёт время, когда их тайну найдут и расшифруют».
«Поклонение младенцу Христу», Гандольфино да Рорето. с пометками зеркального отражения
«Поклонение младенцу Христу», Гандольфино да Рорето. с пометками зеркального отражения

Конечно, в комментариях на странице Алексея Пашкова невозможно полно объяснить причины таинственных «вкраплений», которые мы наблюдаем в картинах художников эпохи Возрождения. Поэтому я решила поделиться своими размышлениями на эту тему на своей странице в Дзене.

Чтобы не терять время, обратимся к известному голландскому художнику Рембрандту, который стремился не только к совершенствованию живописной формулы, но и включал в своё творчество эзотерические традиции, использующие символику света и тьмы.

«Самсон угрожает своему тестю», Рембрандт, 1635г., Берлин.  с пометками зеркального отражения
«Самсон угрожает своему тестю», Рембрандт, 1635г., Берлин. с пометками зеркального отражения

На своих работах он к своему имени добавлял букву «f», подразумевая слово «frater» («брат» по-лат.), и три точки, расположенные в форме треугольника. Читается как «Рембрандт брат». Это подчеркивало его принадлежность к тайному братству (раннему масонству или розенрейцерству).

Поскольку многие художники принадлежали к разным масонским ложам, они вполне могли сознательно «вкраплять» в свои произведения определённые знаки, указывающие на тех, кто знает истинное устройство Мироздания.

В картине «Вакх» Леонардо да Винчи (ранее её называли «Иоанн Креститель»), художник пытался передать символ циркуля - одного из основных инструментов Великого архитектора Вселенной. Указательным пальцем персонаж показывает на образ, отличающийся от человека.

«Иоанн Креститель» («Вакх»), Леонардо да Винчи, 1510-1515гг., Лувр, Париж. с пометками зеркального отражения
«Иоанн Креститель» («Вакх»), Леонардо да Винчи, 1510-1515гг., Лувр, Париж. с пометками зеркального отражения

Думаю, здесь уместно привести известный афоризм немецкого поэта и драматурга Иоганна Вольфганга фон Гёте «Где ярче свет — там тени гуще». Возможно, этой фразой он намекает на скрытые тайны в своих произведениях. Его трагедия «Фауст», над которой он работал 60 лет, тому подтверждение. К тому же Гёте был горячим сторонником масонства и знал каббалу. Подумайте…

Понятно, что «Каббала» не для всех смертных, как и масонство. Но в любом закрытом обществе найдутся желающие поделиться секретными знаниями с другими не открыто, а тайно через художественные и литературные произведения.

Если внимательно проанализировать теологию «Зогара» и трактовку сфирот - основу каббалистического понимания устройства Мироздания («Древо Сфирот», энергия Эйн Соф), то нетрудно догадаться, что за основу был взят документ «Апокриф Иоанна» (см. Наг-Хаммади), хотя и с явным искажением. Каббалисты прекрасно знают о Плероме - первоисточнике энергии, которая «питает» нашу Вселенную. Они знают и о совершенном человеке Плеромы - Пигераадамане, к образу которого нужно стремиться в этой жизни. А также им известен автор Вселенной, именуемый Великий Архитектор Вселенной.

«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом», Леонарда да Винчи, 1501-1508гг.,  Лувр,  Париж. с пометками зеркального отражения
«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом», Леонарда да Винчи, 1501-1508гг., Лувр, Париж. с пометками зеркального отражения

На мой взгляд тот, кто знаком с документом «Апокриф Иоанна», может легко понять смысл таких «намёков» авторов подобных картин.

Благодаря Леонардо да Винчи, Рембрандту, Гандольфино да Рорето и подобным им людям ТАЙНЫ уже не остаются ТАЙНАМИ.

Ну, а теперь посмотрим на результат эксперимента с картинами Леонардо да Винчи, Рембрандта, Филиппино Липпи - с использованием зеркала.

«Поклонение младенцу Христу», Филиппино Липпи, 1480г., Эрмитаж, Санкт-Петербург. с пометками зеркального отражения
«Поклонение младенцу Христу», Филиппино Липпи, 1480г., Эрмитаж, Санкт-Петербург. с пометками зеркального отражения

И знаете, это довольно интересное занятие! Эффекты отражений действительно «проявляют» мистические образы. Вы уже убедились в этом!?

«Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи. 1499-1506гг. Лондон. с пометками зеркального отражения
«Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи. 1499-1506гг. Лондон. с пометками зеркального отражения
«Ночной дозор». Рембрандт. 1642г. Амстердам. с пометками зеркального отражения
«Ночной дозор». Рембрандт. 1642г. Амстердам. с пометками зеркального отражения
Надеюсь, Вы, мои дорогие путники, заглянувшие ко мне на огонёк, захотите самостоятельно повторить мой эксперимент. Желаю Вам успехов! Напишите что у Вас получилось?!.

© Ольга Дик, 2025г. Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации! Буду признательна за любую обратную связь (лайк, комментарий, репост). Благодарна, что вы со мной.

Фото из интернета. Яндекс картинки