Ювелирное искусство, это не только драгоценные материалы и камни, не только изготовление тончайших деталей для часовых механизмов.
Простой картон с росписью может стать драгоценностью наравне с редчайшими камнями, благодаря таланту, искусному исполнению, вложенной душе...и кое-каким секретам. Каким? Узнаете из этой статьи.
В тихом подмосковном селе Федоскино, время, словно остановилось. Тихая русская деревенька скрывает под привычным русскому глазу пейзажем - драгоценную жемчужину. Здесь, на небольших лаковых шкатулках, благодаря талантливым мастерам, расцветают целые миры: переливаются перламутром зимние пейзажи, оживают сцены из русских сказок и народных гуляний, мчатся. поднимая искристые бураны снега, тройки с бубенцами.
Федоскинская лаковая миниатюра, уникальное явление мирового искусства, в котором слились воедино русская душа, европейская техника и невероятное терпение и умение мастеров.
Пейзажи, окружающие деревню Федоскино, богаты природными красотами, вдохновляющими на творчество. Бархатная зелень сосновых боров, серебристые берёзовые рощи и смена времён года, отражающаяся в водах реки Учи, – всё это находит отражение в картинах федоскинских мастеров лаковой миниатюры.
Если лаковая живопись по дереву появилась в России в первой половине XVIII века, то уникальное искусство миниатюрной живописи на изделиях из папье-маше утвердилось лишь в 1795 году, когда в Россию из Германии были завезены технологии изготовления папье-маше.
От киверов до Лувра: Невероятная эволюция Федоскинского промысла
Корни легендарного промысла уходят в эпоху Екатерины II, когда купец Пётр Коробов (ирония случая - совпадение фамилии купца с теми предметами. которые прославят его производство на весь мир) основал в Федоскине лаковое производство.
Начав с армейских заказов на козырьки для киверов, он быстро сориентировался на запросы аристократического рынка, переведя фабрику на создание изысканных табакерок.
Фундаментом для этого служила перенятая у брауншвейгских мастеров технология изготовления папье-маше (фр. papier mâché, «жёваная бумага»). Её гениальная простота заключалась в особой обработке картона: его проклеивали, спрессовывали в плотную массу и покрывали лаком.
Полученный материал не только имитировал дерево, но и превосходил его по ключевым параметрам: он не коробился от влаги, был ударопрочным и идеально подходил для тонкой художественной работы.
Как кусок картона превращается в произведение искусства и почему федоскинская шкатулка дороже золота
Расцвет промысла связан с именем зятя Коробова — Петра Лукутина. При нём (начало XIX века) федоскинская миниатюра превратилась из ремесла в высокое искусство. Лукутин пригласил лучших художников, в том числе из знаменитой Строгановской школы, и поставил производство на поток. Шкатулки и коробочки с тончайшей живописью стали желанным подарком в аристократических кругах и даже поставлялись ко двору императора.
Многослойная магия
Что делает федоскинскую миниатюру неувядающей и сияющей даже спустя столетия? Ответ — в уникальной технике многослойного письма масляными красками.
- Подслойка из фольги и перламутра. Это главный «волшебный» приём. Перед росписью на участки будущего неба, снега или одежды наклеивается сусальное золото, серебро или перламутр. Просвечивая сквозь прозрачные слои краски, они создают эффект внутреннего свечения, мерцания и невероятной глубины. Снег искрится, вода переливается, платья дам отливают жемчужным блеском.
- Каждый предмет художник прописывает трижды:
Замалёвок: общий контур и основные пятна цвета.
Перемалёвок: детализация, уточнение форм и света.
Лессировка: нанесение полупрозрачных слоев для достижения максимальной цветовой насыщенности и объёма.
- Искусство паузы. Каждый слой должен полностью высохнуть — на это уходят сутки. На создание одной миниатюры может уйти от двух-трёх месяцев до полугода и более.
- Финиш — знаменитый лак. Готовую роспись покрывают семью-восемью слоями светлого лака, каждый из которых шлифуется вручную. После этого поверхность полируется до зеркального блеска на специальном колесе с древесным углём.
...Деревеньки, купола
И метель белым-бела
Мир в миниатюре: Любимые сюжеты
Традиционные темы федоскинской живописи — это портрет России, её души и быта:
- Русская тройка: Визитная карточка промысла. Летящие кони, развевающиеся гривы, брызги снега — символ удали, простора и дороги.
- Сказки и былины: «Царевна-лебедь», «Иван-царевич и Серый Волк», чаепития у самовара, хороводы.
- Пейзажи Подмосковья: тихие реки, церковки, берёзовые рощи, написанные с тонким лиризмом.
Не хочу прятать чудесное в галерею. хочется смотреть и смотреть, проникаясь этой тончайшей. наполненной любовью красотой средне-русской полосы...
Прием с перламутром в этом предмете выглядит совершенно натуралистично! Летом иногда облака наполняются особым светом и нестерпимо белеют на фоне ярко-синего. ситцевого неба.
- Копии с картин известных художников: особенно популярны были сцены из народной жизни работы Венецианова, Маковского, Перова.
Федоскино сегодня: Между традицией и вызовом времени
После революции лукутинская фабрика была национализирована, а в 1931 году мастера объединились в Федоскинскую артель. Позже возникло Федоскинское училище миниатюрной живописи, которое и сегодня готовит новых художников.
С гордостью можно сказать о том, что современные мастера держат высокие стандарты, продолжают и приумножают традиции Федоскино!
Современное Федоскино — это живой промысел. Потомственные мастера и выпускники училища бережно хранят каноны, но ищут и новые формы: появляются шкатулки с современными сюжетами, авторские поиски в рамках традиции.
Главный вызов XXI века — борьба с подделками и сохранение уникальности ручного труда в мире штамповки и дешёвых сувениров. Подлинная федоскинская шкатулка — это всегда эксклюзив, имеющий сертификат и личную подпись художника на дне шатулки.
Секретный рецепт Федоскино
Подлинную федоскинскую работу можно отличить не только по подписи. Если поднести к миниатюре сильный источник света сбоку, можно увидеть тайный рисунок — тот самый слой перламутра или потали, который и даёт волшебное свечение. Это словно скрытое сокровище, известное только мастеру и вдумчивому зрителю.