Новый самолёт от ЦАГИ готов перевозить до 180 тонн на 7 000 км — и делать это эффективнее конкурентов
На смену легендарному Ан-124 «Руслан» приходит отечественный сверхтяжелый транспортный самолет нового поколения — Ил-100 «Слон». Об этом 3 декабря заявил губернатор Ульяновской области Алексей Русских в ходе прямой линии с жителями региона, уточнив, что производство будущего авиагиганта будет развёрнуто на заводе ПАО «Авиастар-СП» в Ульяновске.
Первые шаги
Первый макет Ил-100 «Слон» был представлен публике на международном авиасалоне МАКС-2017. Тогда проект вызвал большой интерес как военного, так и гражданского сообщества. Разработка ведётся под руководством Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), который с 2010-х годов ведёт НИОКР по созданию тяжёлого транспортного самолёта (ТТС) на замену Ан-124.
По официальным данным ЦАГИ, «Слон» будет способен перевозить от 150 до 180 тонн груза на расстояние до 7 000 км, развивая крейсерскую скорость 850 км/ч. Для сравнения: Ан-124 имеет максимальную грузоподъёмность 150 тонн и дальность до 4 500 км с таким грузом. Таким образом, новый российский транспортник не просто заменяет «Руслана» — он выходит на новый опережающий уровень по ключевым техническим характеристикам.
Конструкция
Несмотря на внешнее сходство с Ан-124 — в частности, широкий фюзеляж, носовую грузовую рампу и четырёхдвигательную компоновку — Ил-100 считается принципиально новой машиной. Как отмечают специалисты ЦАГИ, при проектировании «Слона» были использованы современные композитные материалы, цифровые системы управления и энергоэффективные двигатели нового поколения.
Особое внимание уделено грузовому отсеку: его объём и габариты позволяют перевозить крупногабаритное оборудование, включая ракетно-космическую технику и модули энергетических станций, без демонтажа. Это делает самолёт востребованным как в военном, так и в гражданском секторе.
Производство
ПАО «Авиастар» — один из старейших авиационных заводов России, ранее участвовавший в производстве Ту-204, Ту-214 и компонентов для Ил-96. Предприятие уже ведёт подготовку производственных мощностей под выпуск «Слона», включая реконструкцию сборочных цехов и подготовку кадров.
Стратегическое значение
На фоне сокращения парка Ан-124 (по данным Минобороны РФ, к 2024 году в строю оставалось менее 10 единиц) и прекращения их ремонта на заводе «Авиант» в Киеве, создание Ил-100 приобретает не только техническое, но и геополитическое значение. Россия стремится обеспечить полный технологический суверенитет в сфере стратегических воздушных перевозок.
Кроме того, «Слон» может стать экспортным продуктом. По оценкам аналитиков Ростеха, мировой рынок тяжёлых транспортников объёмом свыше 100 тонн оценивается в 25–30 млрд $ до 2040 года.
На данный момент Ил-100 находится в фазе технического проектирования. Ожидается, что первый лётный образец поступит в производство не ранее 2028 года.