Найти в Дзене
www1.ru

Будущее транспортной авиации, ход «СЛОНом»: Ил-100 выходит на финишную прямую

Оглавление

Новый самолёт от ЦАГИ готов перевозить до 180 тонн на 7 000 км — и делать это эффективнее конкурентов

На смену легендарному Ан-124 «Руслан» приходит отечественный сверхтяжелый транспортный самолет нового поколения — Ил-100 «Слон». Об этом 3 декабря заявил губернатор Ульяновской области Алексей Русских в ходе прямой линии с жителями региона, уточнив, что производство будущего авиагиганта будет развёрнуто на заводе ПАО «Авиастар-СП» в Ульяновске.

  Ан-124-100 «Руслан»
Ан-124-100 «Руслан»

Первые шаги

Первый макет Ил-100 «Слон» был представлен публике на международном авиасалоне МАКС-2017. Тогда проект вызвал большой интерес как военного, так и гражданского сообщества. Разработка ведётся под руководством Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), который с 2010-х годов ведёт НИОКР по созданию тяжёлого транспортного самолёта (ТТС) на замену Ан-124.

  Конструкция самолёта
Конструкция самолёта

По официальным данным ЦАГИ, «Слон» будет способен перевозить от 150 до 180 тонн груза на расстояние до 7 000 км, развивая крейсерскую скорость 850 км/ч. Для сравнения: Ан-124 имеет максимальную грузоподъёмность 150 тонн и дальность до 4 500 км с таким грузом. Таким образом, новый российский транспортник не просто заменяет «Руслана» — он выходит на новый опережающий уровень по ключевым техническим характеристикам.

Конструкция

Несмотря на внешнее сходство с Ан-124 — в частности, широкий фюзеляж, носовую грузовую рампу и четырёхдвигательную компоновку — Ил-100 считается принципиально новой машиной. Как отмечают специалисты ЦАГИ, при проектировании «Слона» были использованы современные композитные материалы, цифровые системы управления и энергоэффективные двигатели нового поколения.

  Схема самолёта слон
Схема самолёта слон

Особое внимание уделено грузовому отсеку: его объём и габариты позволяют перевозить крупногабаритное оборудование, включая ракетно-космическую технику и модули энергетических станций, без демонтажа. Это делает самолёт востребованным как в военном, так и в гражданском секторе.

Производство

ПАО «Авиастар» — один из старейших авиационных заводов России, ранее участвовавший в производстве Ту-204, Ту-214 и компонентов для Ил-96. Предприятие уже ведёт подготовку производственных мощностей под выпуск «Слона», включая реконструкцию сборочных цехов и подготовку кадров.

Стратегическое значение

На фоне сокращения парка Ан-124 (по данным Минобороны РФ, к 2024 году в строю оставалось менее 10 единиц) и прекращения их ремонта на заводе «Авиант» в Киеве, создание Ил-100 приобретает не только техническое, но и геополитическое значение. Россия стремится обеспечить полный технологический суверенитет в сфере стратегических воздушных перевозок.

  «Слон» в сравнении с другими современными самолётами
«Слон» в сравнении с другими современными самолётами

Кроме того, «Слон» может стать экспортным продуктом. По оценкам аналитиков Ростеха, мировой рынок тяжёлых транспортников объёмом свыше 100 тонн оценивается в 25–30 млрд $ до 2040 года.

На данный момент Ил-100 находится в фазе технического проектирования. Ожидается, что первый лётный образец поступит в производство не ранее 2028 года.

Читайте ещё материалы по теме: