В ходе третьего Международного Астраханского форума «МТК «Север-Юг – новые горизонты» в Астрахани 28 ноября прошла дискуссионная сессия, нацеленная на анализ проблем и возможностей расширения международного транспортного коридора «Север-Юг». В работе участвовали чиновники, предприниматели, представители научно-экспертного сообщества. Они рассмотрели политические, инфраструктурные и экономические вызовы, а также место России в оптимизации логистических процессов евразийского пространства, пишет «Каспий Сегодня».
С самого начала участники поднялась проблема нехватки качественной информации для разработки долгосрочных планов. Юрий Щербанин, руководитель лаборатории прогнозирования и исследования транспортно-логистических комплексов при Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН, указал на острую потребность проверенной информации. По его словам, в рамках МТК «Север–Юг» компании часто работают без надёжных показателей. По его убеждению, отсутствие точных финансовых и грузовых параметров затрудняет строительство комплексных логистических центров и получение инвестиций.
Щербанин предупредил об опасности чрезмерно оптимистичных оценок. Адлан Маргоев, работающий в Институте международных исследований и читающий лекции в МГИМО, выступил в видеоформате и поддержал эту точку зрения. По его мнению, существуют два варианта коридора – практический, ориентированный на экономику, и бумажный. Маргоев предостерегал, что значительное расхождение между прогнозами и реальностью может навредить репутации проекта и отношениям между странами. Он рекомендовал воздержаться от громких аналогий с Суэцким каналом и использовать осторожные прогнозы.
Несмотря на существующие препятствия, процесс развития инфрастрктуры активно продолжается. Алексей Замковой, заместитель руководителя Института экономики и развития транспорта АО «ИЭРТ», озвучил плановые показатели. По его словам, западный коридор через Россию, Азербайджан, Иран в будущем рассчитан на 15 миллионов тонн, восточный коридор - до 7 миллионов тонн ежегодно.
Центральным проектом является завершение строительства участка Решт – Астара. По сообщению Замкового, расчётно-техническое исследование по этому участку закончено, производится приобретение земельных участков в целях начала строительства.
На дискуссии сформирован обширный список практических затруднений, возникающих и перед производителями-экспортёрами. Это нехватка логистического сервиса для малого и среднего бизнеса. Наталья Проказова, руководитель международной экспортной компании Weconn, отметила, что небольшие предприятия испытывают трудности при сотрудничестве с Ираном из-за сложности аттестационных мер и недостатков в платёжных решениях. По финансовым вопросам высказался Александр Овчинников (ВЭБ.РФ), который подчеркнул: если кредитные организации обнаруживают связь с Россией, платёж может сорваться. Как работающие варианты решения он назвал использование посредников из дружественных стран (Таиланд, Индонезия), разделение сумм и применение эскроу счёта и аккредитивов.
Был рассмотрен вопрос о неразумных железнодорожных тарифах и запретах. Участники отметили высокие тарифы на перевозку определённых грузов через Казахстан и Азербайджан, а также запрет на ввоз пшеницы в Иран через Каспийское море.
Александр Шаров предложил решение отсутствия паромного транспорта – создание железнодорожного парома Россия–Иран, при этом переделка судна обойдется в 8-9 миллионов долларов и срок реализации в полгода.
Участники указали также на появляющиеся возможности. Наталья Проказова выделила высокий потенциал непроизводственного экспорта в Иран и соседствующие государства (Ирак, Афганистан, Пакистан. По ее словам, было бы выгодно экспортировать в эти страны текстиль, косметику, цифровые технологии, кино и продукты питания.
Дополнительно, участники обратили пристальное внимание на экологические риски для Каспия. Было указано, что за прошлые тридцать лет уровень воды в Каспийском моря упал приблизительно на три метра. При отсутствии перемен отдельные участки побережья рискуют высохнуть в течение следующего десятилетия. Участники рекомендовали добавить в резолюцию форума предложение об учреждении международной организации для изучения обмеления Каспийского моря.
По итогам сессии эксперты выявили готовность к открытому взаимодействию и озвучили практичные способы преодоления затруднений. Развитие МТК «Север-Юг» будет зависеть от того, как быстро перечисленные предложения окажутся на стадии конкретного воплощения.