Найти в Дзене
Голос СНГ // SNG.fm

В Астрахани рассказали о новой концепции коридора «Север-Юг»: от конкуренции к партнёрству

Третий Международный Астраханский форум «МТК «Север-Юг – новые горизонты» стал площадкой для обсуждения новой концепции развития транспортного коридора. Участники дискуссии – эксперты, экономисты и общественные деятели – говорили о том, как вывести экспорт России и стран СНГ на рынки с общим населением до трёх миллиардов человек и увеличить грузопоток по маршруту в пять раз, пишет «Каспий Сегодня». Выступление политического блогера из Казахстана Анастасии Ахметовой задало тон всей дискуссии. Она призвала изменить подход к евразийской логистике, перейдя от соперничества к сотрудничеству. Ахметова отметила, что сегодня на евразийские транспортные маршруты принято смотреть как на конкурирующие. Страны ревностно наблюдают за тем, что делают другие. Стоит Казахстану запустить новую железнодорожную ветку, как сразу появляются недовольные сообщения в СМИ, что кто-то что-то делает в обход. Спикер привела метафору общего сада: если посадить деревья у соседа, а сосед посадит у тебя, и делиться с

Третий Международный Астраханский форум «МТК «Север-Юг – новые горизонты» стал площадкой для обсуждения новой концепции развития транспортного коридора. Участники дискуссии – эксперты, экономисты и общественные деятели – говорили о том, как вывести экспорт России и стран СНГ на рынки с общим населением до трёх миллиардов человек и увеличить грузопоток по маршруту в пять раз, пишет «Каспий Сегодня».

Выступление политического блогера из Казахстана Анастасии Ахметовой задало тон всей дискуссии. Она призвала изменить подход к евразийской логистике, перейдя от соперничества к сотрудничеству.

Ахметова отметила, что сегодня на евразийские транспортные маршруты принято смотреть как на конкурирующие. Страны ревностно наблюдают за тем, что делают другие. Стоит Казахстану запустить новую железнодорожную ветку, как сразу появляются недовольные сообщения в СМИ, что кто-то что-то делает в обход. Спикер привела метафору общего сада: если посадить деревья у соседа, а сосед посадит у тебя, и делиться с ним опытом, то его сад становится не таким уж чужим. Это общая Евразия, и только её жители решают, какие здесь будут правила.

Ахметова предложила создать «евразийскую логистическую коалицию» с участием России, Казахстана, Ирана, Индии, Китая и Турции, а также общий инвестиционный фонд для развития инфраструктуры, единые цифровые стандарты и сквозные тарифы.

На сессии также обсудили тот факт, что грузопоток по коридору «Север-Юг» уже показывает устойчивый рост и достиг 20 миллионов тонн в год. Следующая амбициозная цель – увеличение этого объёма до 100 миллионов тонн.

Ключевым проектом для достижения этого показателя назвали строительство новой железнодорожной ветки колиёй 1520 мм до иранских портов в Персидском заливе и Индийском океане.

Ахметова добавила, что Россия и Иран могут инвестировать в транскаспийский маршрут – это выход на Европу в обход узких мест. Китай может инвестировать в коридор Север-Юг – это уникальная возможность получить прямой сухопутный выход к Индии, к Индийскому океану, крупнейшему рынку этого века.

Для подтверждения потенциала маршрута участники привели анализ потребительских рынков: Иран, Афганистан, Ирак, Пакистан, Аравийский полуостров, Восточная Африка, Индия, Бангладеш, Шри-Ланка – в совокупности почти три миллиарда платёжеспособного населения.

В ходе сессии подняли проблемы, которые сдерживают развитие коридора: перегруженная инфраструктура, узкие места на Каспии, нехватка контейнерных мощностей и складов, отсутствие единых тарифов.

Особый интерес вызвали данные о логистике в Иране, демонстрирующие высокий уровень технологической оснащённости страны. Яркий пример – в Иране даже у продавцов семечек есть терминалы для приёма оплаты. Спикеры пришли к выводу, что страна готова к внедрению передовых логистических решений.

Профессор Пётр Куренков в своём выступлении раскрыл потенциал сопряжения коридора «Север-Юг» с Северным морским путём (СМП). Он отметил, что, несмотря на сложности, СМП активно развивается.

Куренков заявил, что побережье Северного Ледовитого океана богато полезными ископаемыми. Все грузопотоки, имеющие выход на Северный морской путь, следуют в том числе и на коридор Север-Юг. Он также подчеркнул стратегическую важность развития Мурманского транспортного узла как незамерзающего порта, альтернативного балтийским.

Участники форума отметили, что развитие коридора уже идёт органичным путём, без масштабных государственных вливаний. Были озвучены конкретные планы по строительству портовой инфраструктуры в Астрахани с привлечением иранских компаний. Ввод в эксплуатацию намечен на 2031-2032 год.

Итогом сессии стало понимание, что коридор «Север-Юг» – это не просто альтернативный маршрут, а новая модель евразийского взаимодействия. Его успех зависит от готовности стран-участниц отказаться от конкуренции и начать совместно строить общую транспортную систему, которая обеспечит устойчивость и экономический рост для всего континен