В Астрахани состоялся III Астраханский Международный форум «МТК Север –Юг - новые горизонты. Быстрый выход на премиальные рынки Ирана, Ирака, Афганистан, Среднего Востока, Восточной Африки и Индии», ориентированный на расширение товарооборота и грузооборота с этими новыми для России рынками стран Среднего Востока, Восточной Африки и Индии.
В мероприятии участвовало очно и в онлайн-режиме более 400 предпринимателей, представителей власти и экспертов из 20 стран мира из России, Ирана, Афганистана, Ирака, Туркменистана, Казахстана, ОАЭ , Омана, Турции, Танзании, Катара, Индии, Шри Ланки, Индонезии, Эфиопии и других стран.
Учредители Форума: Дмитрий Дубовик, директор Каспийского международного интеграционного клуба «Север – Юг» и Александр Шаров, председатель Оргкомитета, глава ГК «РусИранЭкспо».
Мероприятие стартовало 26 ноября. Организаторы предложили участникам увидеть, как работает реальная логистика на Каспии, – делегация посетила более 5 действующих портов и терминалов Астрахани, ознакомившись с их технологическими возможностями.
Деловая программа Форума началась 27 ноября с пленарной сессии, посвященной перспективам развития МТК Север-Юг. Центральной темой обсуждений стало будущее одного из самых многообещающих маршрутов, соединяющего Россию с азиатскими, ближневосточными и африканскими государствами.
Выбор региона как традиционной площадки для проведения Форума не был случайным решением. Как отметил в своем выступлении исполняющий обязанности директора Департамента международного сотрудничества министерства транспорта России Дмитрий Шиян, Астрахань традиционно служила торговыми воротами страны в восточном направлении. Это историческое предназначение получает новое содержание. Более того, стратегически важный трансрегиональный участок МТК Север – Юг проходит именно через территорию Астраханской области.
В качестве модератора пленарной сессии выступил Президент Союза «Астраханская торгово-промышленная палата» Станислав Синченко.
С приветственным словом к участникам Форума обратился исполняющий обязанности вице-губернатора – председателя Правительства Астраханской области Илья Волынский, который также подчеркнул значимость региона в реализации стратегического проекта.
«Указом Президента России поставлена задача по увеличению к 2030 году объема перевозок по международным транспортным коридорам как минимум в 1,5 раза по сравнению с уровнем 2021 года за счет повышения глобальной конкурентоспособности. Нам удалось значительно продвинуться как в развитии инфраструктуры МТК Север – Юг, так и в организации перевозок по его основным направлениям. Сегодня с уверенностью можно говорить о растущем спросе на грузоперевозки. Если в 2022 году объем перевозок по коридору составлял 18 млн тонн, то в 2024 году он достиг уже 27 млн тонн».
Читайте также: Астрахань доказала, что является логистическим хабом коридора «Север-Юг».
Илья Волынский особо отметил важность Астраханской области как ключевого участка транскаспийского маршрута и активное участие астраханских судостроителей в создании современного флота. В частности, в регионе освоили новые направления строительства транспортного и дноуглубительного флот. Кроме того, на астраханских верфях выполняется судоремонт по заказу компаний из России и Прикаспия. Совместными усилиями наращивается грузовая база. Важную роль в этом играет Каспийский кластер, объединивший промышленную и портовую особые экономические зоны. Одним из основных партнеров Астраханской области в Каспийском регионе является Исламская Республика Иран, связи с которой развиваются и крепнут на протяжении многих лет. Активно работает регион и над развитием связей с Азербайджаном, Казахстаном, Туркменистаном, Беларусью, Узбекистаном, Индией, Ираком и другими дружественными государствами.
Ключевой тезис сессии сформулировал директор Департамента экономического сотрудничества Министерства иностранных дел России Дмитрий Биричевский. Он подчеркнул, что МТК Север – Юг – это не просто транспортный проект, а инструмент обеспечения экономической безопасности. По его словам, значимость коридора обусловлена тем, что он пролегает через территории дружественных стран, минимизируя риски, связанные с геополитической нестабильностью. Биричевский обозначил долгосрочную перспективу: коридор призван стать системообразующим элементом транспортной инфраструктуры Большой Евразии, формируя устойчивый логистический каркас макрорегиона.
Читайте также: Как «Север – Юг» меняет правила игры в мировой торговле.
Существенный вклад в реализацию проекта вносит Астраханская область, выступающая ключевым хабом МТК. Как сообщил министр промышленности, торговли и энергетики региона Виталий Щепин, территория обладает уникальным транспортным потенциалом благодаря сочетанию морских портов, судоходных путей, автомобильных и железнодорожных магистралей. Особое значение имеет Волго‑Каспийский морской судоходный канал, связывающий Волгу с портами Каспийского моря и обеспечивающий выход к бассейнам Черного и Балтийского морей. За 2023–2024 годы благодаря модернизации портовой инфраструктуры и формированию Каспийского кластера грузооборот морских портов Астраханской области удвоился, превысив 6 млн тонн.
Знаковым стало выступление Чрезвычайного и Полномочного Посла России в Объединенной Республике Танзании Андрея Аветисяна, подключившегося по видеосвязи.
Дипломат обосновал целесообразность расширения коридора в направлении Восточной Африки. Он отметил стратегическую роль Танзании, обладающей крупнейшим портом Дар‑эс‑Салам (70 млн тн грузооборота), который служит «воротами» для стран, не имеющих выхода к морю. Аветисян подтвердил: потенциальный маршрут обладает высокой коммерческой привлекательностью. Кроме того, он поддержал оценку МИД России, подчеркнув, что проект несет не только экономическую, но и политическую ценность, поскольку на всем протяжении трассы отсутствуют критические политические барьеры. В завершение посол предложил организовать совместную бизнес‑миссию в Танзанию с участием представителей Астраханской области для детального анализа перспектив сотрудничества.
Читайте также: «Север – Юг»: как новый маршрут связывает Евразию и Африку.
Чрезвычайный и Полномочный Посол Исламского Эмирата Афганистана в России Мовлави Хассан Гулл Хассан подчеркнул важность транспортного коридора «Север – Юг» для Афганистана и других государств, не имеющих выхода к Каспийскому морю, и выразил уверенность, что развитие экономического потенциала коридора будет способствовать укреплению взаимодействия между странами Евразии.
Генеральный консул Исламской Республики Иран в г. Астрахани Ахмад Хейдариан рассматривает коридор как платформу для экономического взаимодействия. Он отметил, что МТК Север – Юг – это путь транспортировки грузов и одновременно фундамент для развития деловых связей между Россией, Ираном, южными государствами, Афганистаном и другими странами в регионе.
Участники сессии обсудили ключевые вопросы развития коридора, в первую очередь – формирование стабильных цепочек грузоперевозок и совершенствование системы взаиморасчетов. Было отмечено, что, несмотря на сложности, интерес к проекту растет в «арифметической прогрессии». Особый акцент был сделан на том, что развитие МТК Север-Юг станет на ближайшие годы главным генератором роста экономики всего Каспийского региона. К 2030 году совокупный объем перевозок по коридору может достичь 46 миллионов тонн.
Деловая программа продолжилась обсуждением логистических, финансовых и юридических аспектов внешнеэкономической деятельности на тематических площадках и рабочих встречах. Представители экспертного сообщества проанализировали возникающие требования рынка, определили препятствия и возможности развития МТК Север – Юг, ознакомились с рекомендациями логистических операторов.
Так, на площадке Форума стало известно о том, что Астраханская область готова выступить транспортно-логистическим хабом для афганского экспорта и импорта, в том числе с использованием своей портовой инфраструктуры. Соответствующее предложение прозвучало в ходе переговоров органов власти Астраханской области с Чрезвычайным и Полномочным Послом Исламского Эмирата Афганистан в Российской Федерации Мовлави Хассаном Гулл Хассаном. Стороны рассмотрели возможность осуществления транзитных поставок для этой страны не только из России, но и из Беларуси.
«Астраханская область является геостратегической территорией Российской Федерации на Каспии и основной российской площадкой для делового и политического диалога с прикаспийскими государствами. Отсюда можно осуществлять транзитные поставки товаров для Афганистана не только из России, но и из Беларуси. Они уже налажены в ряд стран Азии и Персидского залива. Помимо логистических мощностей регион готов предложить экспорт риса, пшеничной муки и баранины, а также овощных и рыбных консервов», –отметил исполняющий обязанности вице‑губернатора – председателя правительства Астраханской области Илья Волынский на встрече с послом Афганистана.
В 2024 году и первом полугодии этого года из Астрахани в Афганистан были экспортированы мука, древесина, растительное масло. В обратном направлении поступали сушеные фрукты. Илья Волынский выразил уверенность, что номенклатура товаров во взаимной торговле может быть расширена. Он также подчеркнул, что агропромышленный сектор астраханского региона динамично развивается, и субъект может внести свой вклад в обеспечение продовольственной безопасности Афганистана.
В свою очередь, Мовлави Хассан Гулл Хассан выразил заинтересованность в присоединении к МТК Север – Юг и налаживанию взаимодействие с партнерами маршрута. Кроме того, Афганистан хотел бы привлекать инвестиции и развивать совместные проекты с российскими компаниями.
В финальный день мероприятия 28 ноября эксперты продолжили обмен мнениями относительно новых инициатив с участием представителей дружественных государств и провели анализ стратегии развития МТК Север – Юг. Весь день 28 ноября проходили встречи В2В с привлечением переводчиков в формате нетворкинга очно и в онлайн-режиме российских экспортеров и покупателей из Афганистана, Ирана, Ирака. Помимо этого, прошли круглые столы, на которых участники форума обменялись практическим опытом взаимодействия с бизнес-структурами Ирана, Афганистана и Ирака, рассмотрели актуальные вопросы логистики, страхования грузов и правовые аспекты защиты бизнеса.
В частности, на полях международного форума астраханские власти провели переговоры с представителями Министерства транспорта Ирака. Участников встречи приветствовал министр промышленности, торговли и энергетики Астраханской области Виталий Щепин. Он отметил, что в регионе развивается Каспийский кластер с двумя особыми экономическими зонами портовой и промышленной, где реализуются российские и международные проекты, включая строительство новых терминалов и судов для маршрута «Север – Юг».
Представители Ирака подчеркнули, что заинтересованы в участии в МТК Север – Юг, а также хотели бы наладить контакты с Россией и, в частности, с Астраханской областью в сферах торговли и образования. Речь идет о долгосрочном сотрудничестве и партнерах, с которыми можно было бы работать в общих интересах.
«Мы уже работаем с перевозками через железные дороги, порты, сухопутный и воздушный транспорт в различные страны. В будущем хотим наладить перевозки с Россией и странами Прикаспийского региона. Хотим узнать, какие запросы есть у российской стороны и как можно уменьшить издержки на торговом пути между Россией и Ираком», – отметил сотрудник департамента контрактов и лицензирования министерства транспорта Республики Ирак Садек Асси Абаас.
Также иракская сторона заявила о готовности наладить гуманитарные связи с Астраханской областью в части подготовки специалистов по работе на морском транспорте. Такое обучение можно будет организовать на базе крупнейшего на Нижней Волге Каспийского института морского и речного транспорта имени генерал-адмирала Ф. М. Апраксина. Вуз расположен в Астрахани и в следующем году получил обособленный статус.
На основе анализа докладов и инициатив участников дискуссий и круглых столов будет подготовлена итоговая резолюция Форума с практическими предложениями по развитию МТК Север-Юг, чтобы можно было расшить узкие места логистики уже в ближайшее время. Третий Астраханский международный форум «МТК Север – Юг – новые горизонты. Быстрый выход на премиальные рынки Ирана, Ирака, Афганистана, Среднего Востока, Восточной Африки и Индии» проходил в Астрахани с 26 по 28 ноября 2025 года. Четвертый Астраханский международный форум «МТК Север – Юг – новые горизонты и возможности» пройдет 25-27 ноября 2026 года. В работе экспертных площадок приняли участие представители экспортно-импортных компаний, банков, логистических организаций, промышленных предприятий, аграрного сектора и государственных структур. Обсуждаемые вопросы и озвученные инициативы продемонстрировали эволюцию МТК Север – Юг из «бумажного» транспортного проекта в масштабную инициативу, способную переформатировать логистическую карту Большой Евразии и Восточной Африки. Коридор укрепляет связи между дружественными государствами, обеспечивая надежные и экономически выгодные маршруты для международной торговли.
Справочно:
МТК Север – Юг – в настоящее время это мультимодальный маршрут транспортировки экспортно-импортных грузов России и стран СНГ в страны Среднего Востока и Южной Азии. Он связывает Россию, Казахстан, Туркменистан, Азербайджан, Иран, Индию, страны Среднего Востока и Восточной Африки. Соглашение о создании коридора «Север – Юг» было первоначально подписано в 2000 году тремя странами – Россией, Ираном и Индией. Позднее к коридору присоединились еще ряд государств – Оман, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Сирия, Турция, Таджикистан, Киргизия. В настоящее время вопросы присоединения к МТК Север-Юг рассматривают Туркменистан, Узбекистан, Ирак, ОАЭ, Пакистан, Афганистан и другие страны.
За последние четыре года концепция развития МТК Север-Юг кардинально изменилась с транзита грузов из Европы в Азию на развитие товарооборота внутри Большой Евразии и выхода экспортных грузов России и стран СНГ на Средний Восток и страны Индийского океана. Общая протяженность пути от морского порта Санкт-Петербурга до одного из самых крупных портов на западном побережье Индии – Мумбая составляет около 7 тысяч километров. На фоне трансформации логистических цепочек «Север – Юг» становится одним из основных маршрутов экспорта грузов из России.