Найти в Дзене
Голос СНГ // SNG.fm

Эксперт оценил преимущества МТК «Север-Юг» и его дальнейшие перспективы развития

Преимущества Международного транспортного коридора «Север-Юг», а также его дальнейшие перспективы развития оценил Председатель оргкомитета III Астраханского Международного форума «МТК Север –Юг – новые горизонты», генеральный директор ООО «Нефтехимтранс» и глава ГК «РусИранЭкспо» Александр Шаров. По словам Шарова, сроки и стоимость доставки по коридору «Север-Юг» существенно изменились. По его оценке, за последние два года тарифы снизились на 30-50%, а сроки сократились на 40-60%. С Урала до иранского портового города Бендер-Аббас груз доставляется за 9 дней. Из других городов доставка идет ненамного дольше. «Доставка в страны Восточной Африки и Южной Азии дешевле, чем у контейнерных линий вроде FESCO или Maersk с их судами, на которых перевозится от 2500 до 25000 контейнеров. Они идут из Новороссийска в Индию за 15-18 дней. «Север-Юг» не конкурент по скорости в основные порты Западной Индии, но выигрывает по стоимости и срокам для Восточной Африки и некоторых портов Индии и стран Южно
Оглавление

Преимущества Международного транспортного коридора «Север-Юг», а также его дальнейшие перспективы развития оценил Председатель оргкомитета III Астраханского Международного форума «МТК Север –Юг – новые горизонты», генеральный директор ООО «Нефтехимтранс» и глава ГК «РусИранЭкспо» Александр Шаров.

Проблемы доставки по МТК

По словам Шарова, сроки и стоимость доставки по коридору «Север-Юг» существенно изменились. По его оценке, за последние два года тарифы снизились на 30-50%, а сроки сократились на 40-60%. С Урала до иранского портового города Бендер-Аббас груз доставляется за 9 дней. Из других городов доставка идет ненамного дольше.

«Доставка в страны Восточной Африки и Южной Азии дешевле, чем у контейнерных линий вроде FESCO или Maersk с их судами, на которых перевозится от 2500 до 25000 контейнеров. Они идут из Новороссийска в Индию за 15-18 дней. «Север-Юг» не конкурент по скорости в основные порты Западной Индии, но выигрывает по стоимости и срокам для Восточной Африки и некоторых портов Индии и стран Южной Азии», - подчеркнул Шаров.

Также, как отметил эксперт, есть проблема с доставками из Бендер-Аббаса в Индию. Она могла бы занять всего пять дней, но из-за того, что приходится заходить в порты ОАЭ для смены коносамента из-за иранских и других санкций, то добавляется 5-15 дней. Есть проблема с отсутствием единого коносамента - документа, выдаваемого перевозчикам груза как подтверждение заключения договора морской перевозки. Он также служит, распиской в приеме груза и может удостоверять страну происхождения, страну транзитера и право собственности на груз.

В целом, пропускная способность транскаспийской и восточной ветки МТК «Север-Юг» с учетом состояния дорог и Каспийского моря может увеличиться до 15-20 миллионов тонн в ближайшие 2-5 лет, а в целом - до 40 миллионов тонн. Западная ветка, как считает Шаров, практически исчерпала свои возможности.

«Как ни странно, в Азербайджане про это знают, поэтому эта страна не снижает свои штрафы и ограничительные меры по транзиту», - резюмировал Шаров.

Каспийское море и иранские порты

Объем перевозок по Каспийскому морю в настоящее время растет, хотя, как считает эксперт, показатели могли быть и лучше.

«Если бы не запрет на экспорт кукурузы и ячменя в первой половине 2025 года, то рост был бы в этом году как минимум на 20%», - отметил Шаров.

По его словам, в Астрахани 16 портов загружены всего на 20-70%. Шаров добавил, что нужно продолжать выстраивать серьезные грузопотоки с Ираном, чтобы наладить все тонкости и гарантировать судовладельцам небольшую, но стабильную прибыль и тогда они перебросят часть судов с Черного моря.

Есть также проблема отсутствия международного страхования, которая сейчас влияет на всю российскую логистику. Однако, как отметил Шаров, российские страховые компании исправно работают, на рынке насчитывается 5-6 компаний и можно даже перестраховывать судна.

Перспективы конкуренции

Александр Шаров рассказал также о перспективах конкуренции разных проектов МТК через Каспий. По его словам, грузы по МТК «Север-Юг» везут с севера на юг, а не с востока на запад, так что Срединный или Транскаспийский международный транспортный маршрут не могут быть конкурентами между собой.

«Китайские инициативы — это серьезнее, чем Срединный коридор, потому что грузы идут сухопутным путем через Казахстан, Туркменистан, Иран и дальше в Турцию. Но эти инициативы больше имеют отношения к компании «ОТЛК ЕРА», нежели к МТК «Север-Юг. Эти коридоры — это такие экзотические направления, которые в транзите Китай-Запад занимают 10-20% от общего грузооборота, по сравнению с долей Транссиба», - резюмировал Шаров.

Он добавил, что пока Транссиб всех превосходит по комфорту, стоимости и качеству.

Эксперт отметил, что и азербайджанский Зангезурский коридор также не конкурент МТК «Север-Юг».

«Ныне действующая железная дорога Баку-Тбилиси-Карс , которая модернизировалась загружена всего лишь на 20% за весь год. И параллельно ей будет строиться ещё вот эта новая какая-то Зангезурская железная дорога, которая ведет в итоге из Баку в тот же самый турецкий Карс», - сказал Шаров.