Найти в Дзене
Кин-дзен-дзен

Сёрфер/The Surfer (2024 г.) экзистенциальный бред вернувшегося на родину Николаса Кейджа, оказавшийся проверкой для доступа к заветной ...

Кадр из фильма "Сёрфер". Что ни сделаешь ради возвращения в прошлое? Заведёшь ли старый патефон с пыльной пластинкой или же захочешь выкупить дом отца за значительную сумму, всё одно, лишь бы испытать то чувство беззаботного состояния души и тела, которое, как теперь кажется, и было счастьем. Так всегда с обманчивым человеческим сознанием. Думает, что когда-то и где-то есть или было лучше, нежели здесь и сейчас. Потому и стремится спрятаться в, на самом деле, выдуманной потайной комнате эскапизма. Некоторые за это готовы сражаться, буквально, превозмогая боль, жажду, лишения и унижения посторонних, лишь бы перенестись туда, где отец был ещё жив, а сёрфить на родном пляже никто не запрещал. Как, например, в случае с престарелым Сёрфером, вернувшимся из штатов на кровное побережье Австралии и решившим показать взрослому сну как надо нестись по волнам. Он сам не понимал, на что способен, лишь бы ещё раз ощутить то состояние свободы, когда кажется, что в твоей власти всё, даже неуправляема
Кадр из фильма "Сёрфер".
Кадр из фильма "Сёрфер".

Что ни сделаешь ради возвращения в прошлое? Заведёшь ли старый патефон с пыльной пластинкой или же захочешь выкупить дом отца за значительную сумму, всё одно, лишь бы испытать то чувство беззаботного состояния души и тела, которое, как теперь кажется, и было счастьем. Так всегда с обманчивым человеческим сознанием. Думает, что когда-то и где-то есть или было лучше, нежели здесь и сейчас. Потому и стремится спрятаться в, на самом деле, выдуманной потайной комнате эскапизма. Некоторые за это готовы сражаться, буквально, превозмогая боль, жажду, лишения и унижения посторонних, лишь бы перенестись туда, где отец был ещё жив, а сёрфить на родном пляже никто не запрещал. Как, например, в случае с престарелым Сёрфером, вернувшимся из штатов на кровное побережье Австралии и решившим показать взрослому сну как надо нестись по волнам. Он сам не понимал, на что способен, лишь бы ещё раз ощутить то состояние свободы, когда кажется, что в твоей власти всё, даже неуправляемая природа. Только время изменилось и теперь на его месте иные порядки, и надо бороться и доказать местным, что ты достоин гонять на их пляже.

Николас Кейдж - удивительной фильмографии артист. Казалось, что все хотят его снимать, и так и было до десятых годов нашего столетия. Как раз в то время сменились формально-содержательные традиции в изображении героев на экране и Кейдж, со своим умным задумчивым взглядом растерянного человека стал появляться в, мягко говоря, недостойных его таланту произведениях. Вероятно, тому были и иные причины, однако наше дело сторона, и мы в праве судить только его работы. И они, роли, в последние 5-7 лет вновь стали привлекать внимание не только поклонников со стажем, но и массового зрителя, способного одновременно и развлекаться во время просмотра, и размышлять над увиденным. Таково и данное кино, начинающееся словно классическое введение к боевику об отстаивании своего места под солнцем, а продолжающееся намного более замысловатее, нежели фильмы категории B. Получается вовсе не примитивная бесконечная потасовка с применением всех подручных средств, но вдумчивая повесть о потерявшей на время ориентиры личности, обладающей достаточной волей для противостояния этой могучей волне под названием жизнь.

Кадр из фильма "Сёрфер".
Кадр из фильма "Сёрфер".

Фильм незаметно меняет регистр спустя, примерно, 10-15 минут от начала. Здесь прямой конфликт аборигенов и приезжего не находит развития, а отстраняется от него и обосновывается в голове протагониста. В этот момент надо следить за руками авторов и уже никогда не ждать чего-то наподобие Придорожного заведения. Трансформация личности, её приспособление к новым условиям, продиктованным твёрдой уверенностью в своей правоте, иллюстрируется без особого визуального изобретательства. Тут это демонстрируют посредством монтажа и постепенным ухудшением внешнего вида Кейджа. В первой сцене беседы отца и сына во время поездки, когда Кейдж объясняет отпрыску что такое на самом деле волна и что значит её покорение, тогда ещё создатели дают вводную подсказку ко всему предстоящему действу – «Либо ты её оседлаешь, либо она тебя размажет». Так и продолжается, только уже на суше, и к моменту, когда Сёрферу разрешено войти в воду вместе с ребёнком, он настолько проникается своей же мыслью, что то, то происходит у него за спиной, становится совершенно не важно, лишь бы удержаться на плаву этой стихии, не говоря о самом процессе сёрфинга.

Кадр из фильма "Сёрфер".
Кадр из фильма "Сёрфер".

Сёрфер многозначительный психологический триллер, который можно интерпретировать сонм раз. Здесь и связь с родичем, совершившим самоубийство, и стремление к недостижимому былому, попытки отвоевать свой кусок счастья, понимание того, что желанное далеко не всегда достаётся легко и так далее. Однако, в сущности, фильм о самой жизни, её нестабильности и противоборстве во всех смыслах этого слова. Ведь она, жизнь, это состязательный процесс и все в ней изначально равны. Только по пути её следования, встречая многие соблазны и отвлекающие внимание маяки, многие сходят с дистанции и уже никогда не встают в строй. Правда, случаются исключения, и те, кто некогда сбился с пути, могут внезапно возникнуть перед нами, приставить нам к затылку дуло револьвера и потребовать удовлетворения. И в такой момент самым счастливым будет тот, кого всё-таки отпустили в океан бытия, и кто дальше будет барахтаться в нём до скончания веков.