Найти в Дзене

Как купцы, моряки и ссыльные создали духовную карту Владивостока: от костела до синаноги

От Центральной площади с новым символом города до неприметной двери на Шепеткова — мы прошли весь маршрут, чтобы показать историю духовной инфраструктуры Владивостока. С момента своего основания Владивосток стал центром объединения разных культур. Купцы из Европы и Америки ехали сюда, чтобы завладеть новыми рынками сбыта, китайцы пересекали границу в поисках работы, из тайги приезжали коренные народы подивиться жизни в большом населенном пункте, а с запада, выполняя государственную волю, ехали русские переселенцы — обживать и укреплять новые рубежи. Людям со всех концов света приходилось находить общий язык, несмотря на языковые барьеры и разницу в вере. Такой микс из традиций, обычаев и мировоззрений стал привычным для жителей города, и это до сих пор заметно в современном Владивостоке. Столице Приморья пришлось адаптироваться к таким условиям, поэтому она обзавелась множеством храмов для поддержания большинства религиозных конфессий. Мы решили узнать, как живут мировые религии в наш
Оглавление

От Центральной площади с новым символом города до неприметной двери на Шепеткова — мы прошли весь маршрут, чтобы показать историю духовной инфраструктуры Владивостока.

С момента своего основания Владивосток стал центром объединения разных культур. Купцы из Европы и Америки ехали сюда, чтобы завладеть новыми рынками сбыта, китайцы пересекали границу в поисках работы, из тайги приезжали коренные народы подивиться жизни в большом населенном пункте, а с запада, выполняя государственную волю, ехали русские переселенцы — обживать и укреплять новые рубежи.

Людям со всех концов света приходилось находить общий язык, несмотря на языковые барьеры и разницу в вере. Такой микс из традиций, обычаев и мировоззрений стал привычным для жителей города, и это до сих пор заметно в современном Владивостоке.

Столице Приморья пришлось адаптироваться к таким условиям, поэтому она обзавелась множеством храмов для поддержания большинства религиозных конфессий. Мы решили узнать, как живут мировые религии в нашем городе, и поэтому прошлись по главным молитвенным местам.

Христианство

Самая продаваемая книга в мире – Библия, а самая популярная религия – христианство. Огромный пласт мировой истории построен именно благодаря вере в Отца, Сына и Святого духа. Отсылками к библейским канонам можно увидеть в живописи, музыке и кинематографе. Религия насчитывает 2,4 миллиарда последователей и, конечно, у такого большого количества верующих тоже будут отличия. Мы затронем 3 основных направления – православие, католицизм и протестантство.

Православие

Православие — это духовный фундамент России. С Крещения Руси и до наших дней оно неразрывно связано с ключевыми страницами отечественной истории, формируя культуру, традиции и саму «прошивку» нации. За полтора века Владивосток обрел более двух десятков православных храмов. Заострим внимание только на ключевых местах.

Спасо-Преображенский кафедральный собор
Спасо-Преображенский кафедральный собор

Самый большой храм Приморья и по совместительству символ города. Задумки о великом кафедральном соборе, который стал бы духовным форпостом России на Тихом океане, родились вместе с Владивостоком, еще в конце XIX века. Но воплотить их полноценно тогда не удалось. Мешали то недостаток средств, то череда исторических катаклизмов: Русско-японская и Первая мировая войны, революции и Гражданская война.

Советская эпоха с ее официальным атеизмом поставила на этой истории жирный крест. Вместо культовых сооружений власть возводила «храмы» нового типа — заводы, дворцы культуры и памятники революции, полезные для построения коммунистического будущего.

Патриарх Алексий II благословил место у Корабельной набережной лишь в 2000 году. Десять лет ушло на согласования, и первые строители появились только в 2010-м. Работы, которые велись исключительно на пожертвования, постоянно прерывались. Заложенный в 2012 году собор надолго «заморозили», а сроки сдачи всё сдвигались.

Спасо-Преображенский кафедральный собор: вид изнутри
Спасо-Преображенский кафедральный собор: вид изнутри

Ситуация сдвинулась с мертвой точки в 2016 году, когда к проекту подключилась «Тихоокеанская инвестиционная группа». К 2018-му на купол водрузили 19-метровый крест. Однако за этим последовало ещё шесть лет отделочных работ. Только в 2023 году собор открыли для прихожан, а в сентябре 2024-го совершили его великое освящение.

Сегодня жители признаются: у многих есть ощущение, будто храм всегда стоял на этом месте. Он настолько хорошо вписался в архитектурный ансамбль, что приезжие часто собор кажется давней достопримечательностью города.

Католицизм

Католичество пришло на Дальний Восток с военными — поляками, литовцами и украинцами, служившими в царской армии и флоте. Первый приход был основан по указу Императора Александра II ещё в Николаевске-на-Амуре.

«Епископ Вероль, приехавший с переселенцами, имел намерения обратить в христианскую веру тартарские племена и основать миссионерский приход в Николаевске, русском городе, основанном в устье Амура.Двое величайших путешественников-миссионеров его викариата – Шарль Вено и Жан Франкле имели твердое намерение дойти до русских и описать местность, подвластную российскому императору.» — поделилась историческими подробностями архивист прихода Пресвятой Богородицы Шапошникова Татьяна
Католический приход святой богородицы
Католический приход святой богородицы

Однако после перевода Амурской флотилии во Владивосток, католический приход переехал вместе с ней. Для строительства в 1885-86 гг. был отведен городской участок 3-й Портовой улице (ныне — ул. Шкипера Гека). Тут был построен скромный деревянный костел. Мечта о большом каменном соборе уже витала в воздухе, но со смертью инициатора, отца Казимира Радзишевского, эти планы рухнули.

В 1902 году деревянный храм сгорел, и лишь в 1909-м был наконец заложен краеугольный камень нового, каменного собора. Однако его история оказалась недолгой. С приходом советской власти начались гонения. Приход разогнали, семинарию закрыли, а здания отобрали.

Католический приход святой богородицы
Католический приход святой богородицы

Возрождение наступило лишь осенью 1991 года, когда первая месса у закрытых дверей храма собрала три десятка человек. Сегодня католическая община не просто восстановлена — она процветает. Храм Пресвятой Богородицы — одно из красивейших готических зданий Владивостока, в котором регулярно проводятся органные концерты.

Месса у католиков
Месса у католиков

Мессы здесь особенно востребованы у студентов из Латинской Америки, где католицизм — основная религия. Пережив пожар, забвение и репрессии, этот храм вновь стал живым духовным центром.

Протестантство

Эта кирха успела прославиться не только среди протестантов, но и среди любителей живой музыки. Регулярно здесь проводятся концерты разного формата: от органных мелодий, до популярных в последнее время выступлений при свечах. Однако за современной популярностью стоит долгая история, корни которой устремляются в XIX век.

Лютеранская кирха
Лютеранская кирха

Всего десяток верующих среди тысячи жителей — так в 1865 году зародилась во Владивостоке лютеранская община. Она росла благодаря военным и морякам из Прибалтики и Германии. В 1878 году немец Отто Рейн, переехав с Аляски, купил здесь землю и построил первую деревянную кирху.

К началу XX века общине стало тесно, и на средства предпринимателей в 1909 году возвели новое кирпичное здание в стиле североевропейской готики, которое до сих пор красуется на Пушкинской. Однако оно не всегда служило религиозным целям. После революции храм закрыли, а здание превратили сначала в клуб, потом в кинотеатр, а затем — в Военно-исторический музей ТОФ. Готический собор на улице украшал танк, а на алтарь спокойно водрузили бюст Ленина.

Лютеранская кирха
Лютеранская кирха

Кирха, как и католический собор, возродилась в 1990-х. Уже через пять лет она вновь открыла двери для верующих. Сегодня в отреставрированном храме звучит орган из Германии, привлекая не только лютеран.

Буддизм

Знакомство с этой религией во Владивостоке начинается с подъема вверх — в прямом смысле слова. Полноценных пагод здесь нет, но есть центр, дорога к которому напомнит восхождение. В награду — статуя Будды на фоне городских пейзажей и небольшой сад. Лаконичное место сохраняет свою красоту даже под снегом.

Статуя Будды у Буддистского Центра во Владивостоке
Статуя Будды у Буддистского Центра во Владивостоке

Буддистский Центр работает с 1992 года и входит в «Российскую Ассоциацию Буддистов Алмазного Пути Традиции Карма Кагью». Здесь собирается именно приморская община. Алмазный Путь Традиции Карма Кагью – это путь тибетского буддизма, который ориентирован на людей с современным и активным образом жизни.

Это направление буддизма не требует суровых аскез. Оно адаптировано для современных людей и поэтому особенно популярно среди молодёжи, представители которой — частые гости центра.

Буддистский Центр во Владивостоке
Буддистский Центр во Владивостоке

Ислам

Как и в случае с буддизмом, соборных мечетей в городе пока нет: общины используют молельные дома. Ислам пришёл сюда ещё в XIX веке с переселенцами-татарами, мишарами и башкирами. Сегодня паства стала многочисленнее и многообразнее — и нуждается в большом храме.

Сегодня администрация Владивостока занимается этим вопросом. Уже долгие годы в воздухе витал проект полноценной мечети, но только в 2020-е годы был дан старт строительству. Новая мечеть должна стать не только архитектурной достопримечательностью, но и центром консолидации для тысяч мусульман края.

Вход в мечеть на Шепеткова, 33
Вход в мечеть на Шепеткова, 33

Мы побывали в мечети на Шепеткова, 33 — это аккуратное помещение в жилом доме. Ежедневные намазы собирают здесь множество верующих. При мечети также работает школа, где дети изучают основы ислама, грамоту и Коран.

Иудаизм

История иудаизма в городе — это история местной еврейской общины. В конце XIX века сюда, вопреки ограничениям «черты оседлости», смогли переехать купцы и военные — первые еврейские жители. В 1878 году их было всего 17 человек.

С ростом общины потребовалось полноценное здание для вероисповедания. Среди евреев были купцы, которые в 1916–1917 годах возвели здание синагоги – сегодня оно считается старейшим иудейским храмом на Дальнем Востоке.

Здание старейшей синагоги на Дальнем Востоке
Здание старейшей синагоги на Дальнем Востоке

Кстати, помимо синагоги евреи подарили нам легендарные места. Видные семейные общины Циммерманов и Радомышевских оставили яркий след в истории Владивостока. Циммерманы занимались гостиничным бизнесом, а Радомышевские построили знаменитую гостиницу «Версаль».

В 1932 году синагогу, как и другие храмы, закрыли. Еврейская жизнь в городе замерла до 1991 года, когда началось возрождение общины. Она вернулась в синагогу «Бейт Сима», здание которой пришлось почти полностью отстроить заново — от прежнего строения сохранились лишь молитвенный зал и вход.

«Последним владельцем здания до нас был «Приморский кондитер». Тут был кондитерский магазин, поэтому нашу синагогу называют «самой сладкой» в России. И до сих близость к кондитерской фабрики доносит до нас ароматы шоколада», – рассказала администратор синагоги «Бейт Сима» Валерия Здоровец.
Внутреннее пространство синагоги
Внутреннее пространство синагоги

Сегодня синагога активно функционирует: проводятся молитвы, праздники, шаббаты и образовательные мероприятия, сохраняя и развивая еврейские традиции во Владивостоке.

«В обычные дни к нам приходит порядка 30 человек, в праздники уже 80. Наше здание не рассчитано на большое количество человек, но мы рады каждому», — дополнила Валерия Здоровец.

Владивосток и сегодня создает условия для разных конфессий, стремясь быть домом для каждого. Эта традиция уважения к различиям — в духе многонациональной России. Наш краткий экскурс по храмам города — шаг к тому, чтобы лучше понимать соседей. Ведь даже самые разные взгляды на мир не мешают строить общее будущее.

Автор: Диана Чичилимова