История с лизуном и стеной превратилась у нас в рождение нового правила: «Божена = творец». Один лист бумаги, две стрелки и немного терпения — и вместо крика появляется живая детская практика про выбор и ответственность.
Как всё началось: лизун и стена
Моя дочь Божена учится в первом классе. В школе она с подругой играла лизуном: кидали его в стену так, что вместе с игрушкой начала отваливаться краска. В итоге — испорченная стена и перспектива ремонта за счёт родителей.
Когда я пришёл за ней в школу, специально сделал вид, что ничего не знаю. Мы болтали как обычно, шли в нашу Добрую Кофейню «Малыш ВСЕзнайка», обсуждали мелочи. Ни допроса в коридоре, ни «как тебе не стыдно» при одноклассниках — это только загоняет ребёнка в стыд и ложь.
Человек‑творец и две стрелки
В нашей Доброй Кофейне мы сели за стол. Я взял лист бумаги и предложил поиграть, нарисовать девочку и подписать Божена. Она нарисовала. Сверху попросил дочь написать: «Божена = творец». Она нарисовала человечка девочку и кота, а я от девочки добавил в разные стороны две стрелки:
· слева — «Созидаешь»;
· справа — «Не созидаешь».
Под стрелками мы стали вместе писать слова. Под «Созидаешь»: «создавать», «творить», «растить», «правда». Под «Не созидаешь»: «разрушать», «ломать», «пачкать», «обзываться», «обманывать». Затем я стал задавать вопросы: «нарисовать картину — это созидать или не созидать? Толкнуть одноклассника? Помыть дома посуду? Украсть обед одноклассника? Помочь другу? Обзываться на котов?». Божена очень увлечённо стала сопоставлять действия под наши два типа.
Пока это была просто игра в слова. А потом я вроде бы между делом спросил:
— Если лизуном бить в стену так, что с неё сыплется краска, это по какой стрелке — созидание или не созидание?
Божена подняла глаза, узнала свою историю и искренне удивилась «совпадению». Она сама вслух сказала:
— Это не созидаешь…
В этот момент не было ни оправданий, ни споров — только признание факта. Дальше стало намного проще говорить про последствия.
Ответственность и «цена» не‑созидания
Мы обсудили, что из‑за их игры теперь нужно перекрашивать стену. Это деньги и время взрослых, которые могли бы пойти на что‑то приятное домой, а пойдут на ремонт. Я объяснил:
— Это не катастрофа, но это цена выбора по стрелке «не созидаешь». Любое наше действие что‑то меняет в окружающем мире, и за это иногда приходится платить очень буквально. Божена = Творец. У неё всегда есть выбор и последствия выбора. Достаточно перед действием подумать: «Созидаю я сейчас или не созидаю», и какая при этом будет цена за выбор «не созидаю».
Важно: ни слова «ты плохая», ни «тебе должно быть стыдно». Мы говорили не о том, какая она, а о том, что сделала и какие у этого последствия. Так ребёнок остаётся творцом, который ошибся, а не «плохим человеком».
Как карта стала настольным инструментом
После разговора лист с надписью «Божена = Творец» не отправился в мусорку. Он остался на столе и неожиданно стал нашей с ней картой для любых сложных ситуаций.
Когда всплыл конфликт с бабушкой (Божена грубо ей отвечала, называла плохой и требовала носить рюкзак), мы снова вернулись к листу:
— Обзываться и приказывать взрослому нести твой рюкзак — это созидание или не созидание? Какая за это цена?
Божена сама увидела:
· обзывать бабушку — «не созидаешь»;
· цена — раненые чувства человека, который помогает, и очень строгий, неприятный папа, которого она не хочет видеть.
Мы договорились, что теперь на любое поведение смотрим через эту карту:
· «Я сейчас творец по стрелке созидания или не созидания?»
· «Какая может быть плата за мой выбор — для меня и для других?»
Иногда я честно признаю, что и мой крик уходит в «не созидаешь». Это важно: ребёнок видит, что не только он ошибается, но и взрослый умеет возвращаться в созидание.
Почему такая практика работает
· Она делает ребёнка субъектом, а не объектом. Он сам примеряет поступки к стрелкам и видит последствия, а не просто «сидит в углу за наказание».
· Она остаётся про действия, а не про личность: «поступок был разрушающим», а не «ты плохой». Это бережёт самооценку и делает возможным рост.
· Она даёт общий язык для всей семьи. Вместо «опять ты…» появляется вопрос: «Это сейчас созидание или нет? Что можно сделать, чтобы вернуться в созидание?».
Так один лизун и кусок облезшей краски стали поводом не только оплатить ремонт, но и родить у нас в Доброй Кофейне простой, но мощный семейный инструмент — карту «Божена = творец», с которой можно спокойно разбирать любые детские (и взрослые) ошибки.
Божена теперь знает: мир вокруг неё — во многом дело её рук, потому что она творец. Каждый раз это всего лишь выбор. Не “правильный” или “неправильный” навсегда, а выбор, у которого есть своя цена — для неё самой и для тех, кто рядом, важно увидеть эту цену просто.
Что можно попробовать у себя дома
· Нарисовать такой же лист «ИМЯ = творец» с двумя стрелками и предложить ребёнку вписать свои примеры созидания и не‑созидания.
· В следующий раз, когда «где‑то хлопнет дверью» или прилетит жалоба из школы, не спешить с криком, а сначала задать вопрос у листа: «По какой стрелке это было? А как вернуть себя в созидание?»
· Повесить карту на видном месте и пользоваться ею всей семьёй — так ребёнок увидит, что взрослые тоже учатся и признают свои «не созидаю».
Так история с лизуном становится не просто семейным эпизодом, а готовой методикой, которую можно адаптировать в любой семье, где хочется меньше крика и больше осознанного творчества.
Напишите, пожалуйста, в комментариях, какие вы придумываете практики или просто используете уже существующие в воспитании своих детей?
С теплом,
Осторожный Буратино
📚 Читайте мою книгу про приключения Осторожного Буратино и его 12 Друзей на Литрес
📚 Поднимайте себе настроение в моем позитивном ТГ канале Осторожный Буратино
Послушать трек Осторожный Буратино можно на Яндекс Музыке
#осторожныйбуратино
#малышВСЕзнайка
#воспитание
#творчество
#дети
#методики
#творчество
#добрыймир
#созидание